Art Investment

Вашингтонский музей снял с выставки работу, которую некоторые консервативные граждане и организации объявили «оскорбляющей чувства христиан»

Подробности о скандале вокруг произведения Дэвида Войнаровича

В конце ноября этого года американская Национальная портретная галерея (один из Смитсоновских музеев в Вашингтоне) сняла с показа видеоработу художника Дэвида Войнаровича (David Wojnarowicz), экспонировавшуюся на выставке «Игра в прятки: Инаковость и страсть в американском портретном искусстве». Причина — нападки некоторых консервативных граждан и организаций, объявивших, что работа «оскорбляет чувства христиан».

Войнаровича давно нет в живых, он скончался от СПИДа в 1992, не дожив и до сорока лет. О своей болезни Войнарович узнал в 1987-м, в том же году от СПИДа скончался его наставник и любовник — знаменитый фотограф Питер Худжар (Peter Hujar).

Видео Войнаровича, под названием «Огонь в моем животе» (A Fire in My Belly), датируется 1986–1987 годами и как раз говорит о чуме XX века. Произведение состоит из фрагментов видеозаписей, сделанных в Мексике. Войнарович использовал множество образов, связанных со смертью, насилием и страданием: сообщающие о жестоких преступлениях заголовки газет, петушиные бои, мезоамериканские скульптуры в виде демонических существ, изготовленные по случаю Дня Мертвых сахарные черепа... Уязвимость, беспомощность перед лицом насилия представлена такими символами, как уличные нищие, животные на бойне и — распятие, по которому ползают муравьи. Именно последний фрагмент и был сочтен республиканцами оскорбительным.

Главным противником показа работы стал президент Католической лиги Уильям Донохью (William Donohue), известный своими жесткими высказываниями в адрес геев и лесбиянок. Он назвал видео «разжигающим ненависть». Донохью поддержали некоторые конгрессмены-республиканцы и крайне правый тележурналист Гленн Бек (Glenn Beck). Одним из их аргументов стало то, что работа «расстраивает христиан в рождественский сезон». Донохью и его соратники также возмущались по поводу экспонирования подобных произведений «на деньги налогоплательщиков» (на самом деле выставка была профинансирована частными лицами и организациями, в том числе Фондом Энди Уорхола, предоставившим 100 тысяч долларов).

Решение музея убрать работу было встречено активными протестами со стороны арт-общественности. Желание показать работу у себя выразили музеи и галереи по всему миру, среди них нью-йоркский Новый музей и центр современного искусства Yerba Buena (Сан-Франциско). Активист по имени Майк Блейзенштейн (Mike Blasenstein) встал у входа Национальной портретной галереи с iPad, на экране которого демонстрировалось видео (в скором времени он, впрочем, был выгнан стражами порядка). Некоммерческая организация Transformer организовала пикет, в котором участвовало около 100 человек в масках Войнаровича и Артюра Рембо (отсылка к известной фотосессии художника). В знак протеста Национальную портретную галерею покинул комиссионер Джеймс Т. Бартлетт (James T. Bartlett), упомянутый в числе тех, кто в 2009 пожертвовал на развитие музея от одной до 24 тысяч долларов. Еще более резко отреагировал Фонд Уорхола: его совет попечителей единодушно решил отказаться от финансирования Национальной портретной галереи, если та не вернет работу на выставку. В последние три года фонд перечислил музею в общей сложности 375 тысяч долларов. Президент этой организации Джоэл Уохс (Joel Wachs) выразил надежду, что другие спонсоры последуют их примеру. Действия музея осудила также Американская ассоциация музейных директоров.

Дэвид Войнарович является одним из важнейших американских художников, создававших произведения на темы гомофобии и СПИДа. В начале 1990-х суд встал на его сторону в конфликте с консервативной Американской ассоциацией по защите семейных ценностей, разославшей членам Конгресса и СМИ подборку из наиболее «непристойных» фрагментов его коллажей. Судьи согласились с тем, что, урезав работы, Ассоциация представила их в искаженном свете. На вопрос об использовании образа распятого Христа в одном из произведений Войнарович ответил, что для него Христос символизирует прежде всего страдания человечества. (Речь идет о коллаже «Без названия (Жене)» (1979), где Христос изображен со шприцем, торчащим из вены. Темой работы является наркотическая зависимость. По словам художника, он хотел создать «современный образ» Христа, который взял на себя все страдания жертв наркомании.)

Источники: nytimes.com, washingtonpost.com, artinfo.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20101216_wojnarowicz.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20101216_wojnarowicz.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».