Долгое дело «Портрета Валли» Эгона Шиле близко к завершению
ARTinvestment.RU   10 июля 2010

Дело вокруг реституции «Портрета Валли» Эгона Шиле, которое длится уже 12 лет, похоже, близко к завершению. Наследники довоенной владелицы картины получат от Фонда Леопольда 20 миллионов долларов, а картина вернется в Вену

Начало этой громкой истории положила временная выставка в Музее Современного искусства в Нью-Йорке, проходившая с 8 октября 1997 по 4 января 1998. Выставка, посвященная творчеству известнейшего австрийского экспрессиониста Эгона Шиле (Egon Schiele), состояла из 150 произведений этого художника, привезенных из Австрии. Работы для выставки любезно предоставил Фонд Рудольфа Леопольда.

Знаменитый австрийский коллекционер Рудольф Леопольд очень любил творчество Эгона Шиле. В его собрании находится до 250 работ этого художника. В 1994 Рудольф Леопольд передал права собственности на свою огромную коллекцию из 5 400 работ, включая произведения Шиле, субсидируемому государством частному Фонду Леопольда. Австрия тогда заплатила 160 миллионов евро за его коллекцию и согласилась построить музей для нее. Музей Леопольда был открыт в 2001 в музейном квартале Вены.

На нью-йоркской выставке в МОМА «Портрет Валли» (1912), изображающий любимую натурщицу Шиле Валери Нойциль (Walerie Neuzil), увидели члены семьи Бонди. Семья Генри Бонди заявила, что эта картина принадлежала его тете — австрийскому арт-дилеру Лее Бонди Ярай (Lea Bondi Jaray), вынужденной покинуть Австрию в 1937 (по другим источникам, в 1939) из-за своего еврейского происхождения. Галерею Леи Бонди Ярай конфисковали нацисты. Она вернулась в 1946 году в Австрию, чтобы попытаться вернуть свою коллекцию, и узнала, что конфискованные работы, в том числе и «Портрет Валли», находятся в национальной галерее Бельведер и что вернуть их пока невозможно. В начале 1950-х годов Лея встретилась в Лондоне с Рудольфом Леопольдом и обратилась к нему за помощью: она просила коллекционера содействовать ей в возвращении «Портрета Валли» из Бельведера, а взамен она обещала вести поиски других картин Шиле в Лондоне для пополнения его собрания. Но в ответ узнала, что «Портрет Валли» находится в собственности самого Леопольда. Лея умерла в конце 1970-х, не получив ни картины, ни какой бы то ни было компенсации за нее. Такова версия семьи Бонди, которая подтверждается письмом самой Леи, написанным в 1966 галеристу Отто Каллиру (Otto Kallir). Когда на нью-йоркской выставке разгорелся скандал вокруг картины, Рудольф Леопольд всячески отрицал любую связь с фашистами и настаивал на том, что в момент покупки ему не было известно о предыдущей конфискации портрета.

Семья Бонди потребовала от МоМА задержать картину в США до выяснения ее довоенного провенанса. А когда музей отказался, сославшись на обязательства по срокам аренды перед предоставившим картины Фондом Леопольда, в январе 1998 в дело вмешался прокурор округа Манхэттен Роберт Моргентау (Robert Morgenthau). Он наложил арест на «Портрет Валли», а также на картину «Мертвый город III» (1912), которая также предположительно была украдена нацистами. Реституции «Мертвого города» потребовала тогда же семья Риты Рейф (Rita Reif). Наследники утверждали, что картина была изъята у их родственника, певца Фрица Грюнбаума (Fritz Gruenbaum), погибшего в концлагере Дахау. Следствию предстояло выяснить, являются ли произведения краденым имуществом, нелегально привезенным в США.

Эти события вызвали тогда широкую полемику относительно проблемы произведений, украденных нацистами у жертв холокоста, как таковой. Музеи США и Европы были возмущены: по их мнению, Моргентау взял под арест картины, будто заложников. Предрекалось общее снижение количества временных выставок, в которых участвуют произведения из других музейных собраний, потому что ни один музей не будет теперь застрахован от подобных ситуаций.

Официальные представители музеев Австрии называли этот арест «оскорбительным и безрассудным», в то время как венские журналисты уже вовсю трубили о том, что национальные музеи до сих пор удерживают огромное количество работ, незаконно изъятых нацистами у их владельцев до войны. В результате в том же 1998 парламент Австрии единогласно проголосовал за закон об ускоренной реституции работ из собраний национальных музеев в том случае, если их кража будет доказана. Таким образом, арест «Портрета Валли» и «Мертвого города» стал толчком к принятию этого закона. Однако Фонд Леопольда, являющийся частной организацией, не обязан был ему подчиняться. Дело предстояло решить в суде.

Критики действий Моргентау, в том числе и представители МоМА, упрекали его еще и в том, что он убрал картины с публичного показа, хотя сам адвокат в одном из последних интервью утверждает, что он разрешал МоМА выставлять этот портрет на время проведения расследования.

В 1999 суд штата Нью-Йорк снял арест Моргентау с картины «Мертвый город», и она вернулась в музей Леопольда. Но «Портрет Валли» был остановлен государственной таможней США. Судьба картины стала предметом судебного разбирательства, которое длится вот уже 11 лет. Правительство США пыталось выяснить, знал ли Рудольф Леопольд в 1954, когда выменивал «Портрет Валли» у австрийской Национальной галереи, что приобретает краденую картину.

И вот, наконец, на днях издание The Art Newspaper, со ссылкой на источники в юридических кругах, сообщило о том, что дело близится к развязке. Похоже, что стороны определили основные условия сделки. Отмечается, что вопрос был решен при жизни Рудольфа Леопольда (коллекционер скончался 29 июня 2010 года на 85-м году жизни). Наследники Бонди получат 20 миллионов долларов от Фонда Леопольда в качестве денежной компенсации за «Портрет Валли». Заметим, что на момент изъятия картины прокурором Моргентау в 1998 картину оценили примерно в 1 миллион долларов.

Сумма в 20 миллионов еще не подтверждена официально. Сын Рудольфа Леопольда Дитард (Diethard Leopold), являющийся членом правления Музея Леопольда, отказался подтвердить эту информацию, однако заметил, что «стороны близки к разрешению спора». Адвокат семьи Бонди Ховард Шпигель (Howard Spiegler) также хранит молчание. Единственное, о чем он сообщил: следующее заседание суда по этому делу состоится 26 июля 2010 года.

Названная сумма недалека от истины. На арт-рынке Эгон Шиле сейчас в цене. Лондонский дилер Ричард Нэги (Richard Nagy), специализирующийся на работах Шиле, на прошлой неделе оценил «Портрет Валли» примерно в 13–15 миллионов долларов.

Портрет вернется в экспозицию Музея Леопольда в Вене, где займет свое место рядом с «Автопортретом» Эгона Шиле (1912) — визитной карточкой музея. Два портрета были написаны в паре. Пока еще неизвестно, какой информацией будет сопровождаться экспонирование картины, однако решение этого вопроса, как сообщают все те же источники, предусматривается в соглашении.

Как только стало известно о продвижении дела с «Портретом Вали» к разрешению, Музей Леопольда столкнулся с еще одним иском. Наследники еврейского коллекционера Дженни Штейнер (Jenny Steiner) потребовали от Фонда Леопольда возвращения по реституции работы Шиле «Дома на море» (1914), приобретенной Рудольфом Леопольдом в 1955 и оцениваемой сегодня приблизительно в 20 миллионов долларов. Но это будет уже совсем другая история…

Источник: theartnewspaper.com, nytimes.com, edition.cnn.com, artinvestment.ru

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100710_egon_schiele.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100710_egon_schiele.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 15.02.2019 Аукцион антикварных открыток № 5 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
  • 15.02.2019 В Литфонде только редкости… 21 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередной аукцион, на который выставлено 400 лотов редких книг, автографов, рукописей, исторических бумаг, фотографий, открыток, плакатов
  • 15.02.2019 Результаты AI Аукциона № 265 Продали 55 %. Покупали Москва, Пермь, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск
  • 13.02.2019 От Репина и Кустодиева до Зверева и Бахчаняна 14 февраля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 257 лотов XIX — начала XXI века
  • 12.02.2019 Открыты 265-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это одиннадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два — печатной графики и две композиции, выполненные в смешанной технике
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх