Долгое дело «Портрета Валли» Эгона Шиле близко к завершению
ARTinvestment.RU 10 июля 2010
Дело вокруг реституции «Портрета Валли» Эгона Шиле, которое длится уже 12 лет, похоже, близко к завершению. Наследники довоенной владелицы картины получат от Фонда Леопольда 20 миллионов долларов, а картина вернется в Вену
Начало этой громкой истории положила временная выставка в Музее Современного искусства в Нью-Йорке, проходившая с 8 октября 1997 по 4 января 1998. Выставка, посвященная творчеству известнейшего австрийского экспрессиониста Эгона Шиле (Egon Schiele), состояла из 150 произведений этого художника, привезенных из Австрии. Работы для выставки любезно предоставил Фонд Рудольфа Леопольда.
Знаменитый австрийский коллекционер Рудольф Леопольд очень любил творчество Эгона Шиле. В его собрании находится до 250 работ этого художника. В 1994 Рудольф Леопольд передал права собственности на свою огромную коллекцию из 5 400 работ, включая произведения Шиле, субсидируемому государством частному Фонду Леопольда. Австрия тогда заплатила 160 миллионов евро за его коллекцию и согласилась построить музей для нее. Музей Леопольда был открыт в 2001 в музейном квартале Вены.
На нью-йоркской выставке в МОМА «Портрет Валли» (1912), изображающий любимую натурщицу Шиле Валери Нойциль (Walerie Neuzil), увидели члены семьи Бонди. Семья Генри Бонди заявила, что эта картина принадлежала его тете — австрийскому арт-дилеру Лее Бонди Ярай (Lea Bondi Jaray), вынужденной покинуть Австрию в 1937 (по другим источникам, в 1939) из-за своего еврейского происхождения. Галерею Леи Бонди Ярай конфисковали нацисты. Она вернулась в 1946 году в Австрию, чтобы попытаться вернуть свою коллекцию, и узнала, что конфискованные работы, в том числе и «Портрет Валли», находятся в национальной галерее Бельведер и что вернуть их пока невозможно. В начале 1950-х годов Лея встретилась в Лондоне с Рудольфом Леопольдом и обратилась к нему за помощью: она просила коллекционера содействовать ей в возвращении «Портрета Валли» из Бельведера, а взамен она обещала вести поиски других картин Шиле в Лондоне для пополнения его собрания. Но в ответ узнала, что «Портрет Валли» находится в собственности самого Леопольда. Лея умерла в конце 1970-х, не получив ни картины, ни какой бы то ни было компенсации за нее. Такова версия семьи Бонди, которая подтверждается письмом самой Леи, написанным в 1966 галеристу Отто Каллиру (Otto Kallir). Когда на нью-йоркской выставке разгорелся скандал вокруг картины, Рудольф Леопольд всячески отрицал любую связь с фашистами и настаивал на том, что в момент покупки ему не было известно о предыдущей конфискации портрета.
Семья Бонди потребовала от МоМА задержать картину в США до выяснения ее довоенного провенанса. А когда музей отказался, сославшись на обязательства по срокам аренды перед предоставившим картины Фондом Леопольда, в январе 1998 в дело вмешался прокурор округа Манхэттен Роберт Моргентау (Robert Morgenthau). Он наложил арест на «Портрет Валли», а также на картину «Мертвый город III» (1912), которая также предположительно была украдена нацистами. Реституции «Мертвого города» потребовала тогда же семья Риты Рейф (Rita Reif). Наследники утверждали, что картина была изъята у их родственника, певца Фрица Грюнбаума (Fritz Gruenbaum), погибшего в концлагере Дахау. Следствию предстояло выяснить, являются ли произведения краденым имуществом, нелегально привезенным в США.
Эти события вызвали тогда широкую полемику относительно проблемы произведений, украденных нацистами у жертв холокоста, как таковой. Музеи США и Европы были возмущены: по их мнению, Моргентау взял под арест картины, будто заложников. Предрекалось общее снижение количества временных выставок, в которых участвуют произведения из других музейных собраний, потому что ни один музей не будет теперь застрахован от подобных ситуаций.
Официальные представители музеев Австрии называли этот арест «оскорбительным и безрассудным», в то время как венские журналисты уже вовсю трубили о том, что национальные музеи до сих пор удерживают огромное количество работ, незаконно изъятых нацистами у их владельцев до войны. В результате в том же 1998 парламент Австрии единогласно проголосовал за закон об ускоренной реституции работ из собраний национальных музеев в том случае, если их кража будет доказана. Таким образом, арест «Портрета Валли» и «Мертвого города» стал толчком к принятию этого закона. Однако Фонд Леопольда, являющийся частной организацией, не обязан был ему подчиняться. Дело предстояло решить в суде.
Критики действий Моргентау, в том числе и представители МоМА, упрекали его еще и в том, что он убрал картины с публичного показа, хотя сам адвокат в одном из последних интервью утверждает, что он разрешал МоМА выставлять этот портрет на время проведения расследования.
В 1999 суд штата Нью-Йорк снял арест Моргентау с картины «Мертвый город», и она вернулась в музей Леопольда. Но «Портрет Валли» был остановлен государственной таможней США. Судьба картины стала предметом судебного разбирательства, которое длится вот уже 11 лет. Правительство США пыталось выяснить, знал ли Рудольф Леопольд в 1954, когда выменивал «Портрет Валли» у австрийской Национальной галереи, что приобретает краденую картину.
И вот, наконец, на днях издание The Art Newspaper, со ссылкой на источники в юридических кругах, сообщило о том, что дело близится к развязке. Похоже, что стороны определили основные условия сделки. Отмечается, что вопрос был решен при жизни Рудольфа Леопольда (коллекционер скончался 29 июня 2010 года на 85-м году жизни). Наследники Бонди получат 20 миллионов долларов от Фонда Леопольда в качестве денежной компенсации за «Портрет Валли». Заметим, что на момент изъятия картины прокурором Моргентау в 1998 картину оценили примерно в 1 миллион долларов.
Сумма в 20 миллионов еще не подтверждена официально. Сын Рудольфа Леопольда Дитард (Diethard Leopold), являющийся членом правления Музея Леопольда, отказался подтвердить эту информацию, однако заметил, что «стороны близки к разрешению спора». Адвокат семьи Бонди Ховард Шпигель (Howard Spiegler) также хранит молчание. Единственное, о чем он сообщил: следующее заседание суда по этому делу состоится 26 июля 2010 года.
Названная сумма недалека от истины. На арт-рынке Эгон Шиле сейчас в цене. Лондонский дилер Ричард Нэги (Richard Nagy), специализирующийся на работах Шиле, на прошлой неделе оценил «Портрет Валли» примерно в 13–15 миллионов долларов.
Портрет вернется в экспозицию Музея Леопольда в Вене, где займет свое место рядом с «Автопортретом» Эгона Шиле (1912) — визитной карточкой музея. Два портрета были написаны в паре. Пока еще неизвестно, какой информацией будет сопровождаться экспонирование картины, однако решение этого вопроса, как сообщают все те же источники, предусматривается в соглашении.
Как только стало известно о продвижении дела с «Портретом Вали» к разрешению, Музей Леопольда столкнулся с еще одним иском. Наследники еврейского коллекционера Дженни Штейнер (Jenny Steiner) потребовали от Фонда Леопольда возвращения по реституции работы Шиле «Дома на море» (1914), приобретенной Рудольфом Леопольдом в 1955 и оцениваемой сегодня приблизительно в 20 миллионов долларов. Но это будет уже совсем другая история…
Источник:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100710_egon_schiele.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100710_egon_schiele.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн