«Функциональная скульптура» — новый модный тренд
Диван «D» Рона Арада — это ультрамодный предмет дизайнерской мебели или произведение современного искусства? По мнению обозревателя газеты The Independent, на этот вопрос уже никто не может ответить однозначно
8 сентября в Нью-Йорке пройдут торги Christie's, посвященные исключительно шедеврам современного дизайна. Кто будет покупать столики за 150 тысяч долларов и диваны за 300 тысяч? По мнению обозревателя британской газеты The Independent Эндрю Джонсона (Andrew Johnson), покупать будут те, кто способен выложить 86 миллионов долларов за картины знаменитого британского модерниста Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon). Самым богатым людям мира уже недостаточно любоваться искусством, висящим на стене. Им нужно искусство, на котором можно сидеть и за которым можно есть.
Очевидно, что новый сегмент арт-рынка будет привлекателен прежде всего для таких мегапокупателей, как российский миллиардер и владелец футбольного клуба Chelsea Роман Абрамович, которому ничего не стоит потратить несколько десятков миллионов долларов на картины Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon) и Лусиена Фрейда (Lucian Freud). Им предоставляется возможность купить за сотни тысяч долларов уникальные предметы, называть которые «мебелью» было бы слишком приземленно. «Функциональная скульптура» — такое название придумали восторженные поклонники нового вида искусства, создаваемого ведущими художниками и архитекторами.
Как уже было упомянуто в начале статьи, первый в истории аукцион, посвященный исключительно современному дизайну, пройдет в Нью-Йорке этой осенью. Топ-лот торгов, организуемых аукционным домом Christie’s, — пластиковый столик, дизайнером которого выступила уроженка Ирака Заха Хадид (Zaha Hadid), самая известная в мире женщина-архитектор, проекты которой включают огромный спорткомплекс водных видов спорта для предстоящих Олимпийских игр в Лондоне. Эстимейт столика — 150–200 тысяч долларов. Другой «блокбастер» — стальной диван «D» Рона Арада (Ron Arad), британского дизайнера, живущего и творящего в Израиле. Предмет оценен специалистами Christie’s в 200–300 тысяч долларов. В следующем году произведения Арада можно будет увидеть на его персональной выставке в нью-йоркском Музее современного искусства.
«Этот рынок становится все более популярным, — говорит Карина Виллинджер (Carina Villinger), специалист по дизайну Christie’s New York. — Дизайн ворвался на территорию современного искусства. Дошло до того, что теперь уже приходится устраивать отдельный аукцион. Цены сильно подскочили, но для тех, кто покупает современное искусство, [затраты на. — Ред.] дизайн — это мелочь».
Вскоре после аукциона предметов современного дизайна Christie’s в Лондоне пройдет ярмарка «арт-мебели» Design Art Fair. Она совпадает по времени со знаменитой ярмаркой произведений современного искусства Frieze, на которой делают покупки самые богатые и знаменитые.
Среди знаменитостей, увлекающихся «функциональной скульптурой», — самая «звездная» голливудская пара, Брэд Питт (Brad Pitt) и Анджелина Джоли (Angelina Jolie). В этом июне Питт был замечен на стенде лондонской галереи Carpenters Workshop на ярмарке Design Miami/Basel в Швейцарии, где он, по слухам, потратил 500 тысяч долларов на мебель для своего нового дома. Актер купил мраморный столик от голландского дизайнера Ярена Верхувена (Jaroen Verhoeven) за 293 тысячи долларов и ковер из алюминиевой нити по 175 долларов за квадратный фут (примерно 0,1 кв. м). По слухам, Питт также собирался купить покрытый золотым лаком диван из стеклопластика, созданный Захой Хадид. Цена дивана составляла 300 тысяч долларов. В числе других любителей супердорогой «арт-мебели» называют Романа Абрамовича.
По словам администратора галереи Carpenters Workshop Джоанны Нидхэм (Joanna Needham), современный дизайн — «нечто среднее между искусством и дизайном». «Все, что мы выпускаем, уникально или выполнено в количестве всего восьми экземпляров, — говорит она. — Если вы коллекционер современного искусства, то, конечно же, вы хотите, чтобы вещи, стоящие у вас в доме, сочетались с тем, что висит на стенах. Многие наши покупатели собирают современное искусство».
Владелец галереи Лоик Ле Гийяр (Loïc Le Guillard) отмечает: «Современный дизайн начался в 1980-х, но только недавно он начал набирать популярность. У всех богатых людей одинаковые дома и машины. С помощью современного искусства можно показать, что ты не такой, как все. “Арт-дизайн” набирает обороты. То, что происходит сейчас, — это только начало. Наш подход [к продаже мебели. — Ред.] — как у нормальной галереи, торгующей произведениями искусства. Мы продаем функциональную скульптуру. Мы устраиваем выставки и заказываем произведения у художников. Например, у Марка Куинна — он почувствовал, что ему есть что сказать». Марк Куинн (Marc Quinn) стал известен благодаря статуе своей подруги-инвалида Элисон Лэппер (Alison Lapper), которая была размещена на Трафальгарской площади в 2005 году. Для Carpenters Workshop Куинн создаст восемь мраморных скамеек и столиков в духе своей серии Garden («Сад»).
Дизайн-критик Питер Йорк (Peter York) согласен с представителями галереи в том, что те, кто раньше стремился покупать шедевры для своих стен, теперь приобретают их для всего дома. «Эти произведения просто фантастические, — говорит он. — Самая настоящая скульптура».
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080729_functional_sculpture.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080729_functional_sculpture.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.