Впереди планеты всей не только в области балета?
Художник Владимир Логутов: «Я не считаю, что в области видео-арта мы сильно отстали от всего мира, напротив, я практически уверен, что Россию в скором времени ждет видео-бум»
Видео-работы уроженца Самары Владимира Логутова, от которых, в буквальном смысле, не оторвать зрителей, арт-критики часто сравнивают с произведениями классика видео-арта Била Виолы. За смелые эксперименты со временем и пространством 27-летнего Логутова номинировали на все современные отечественные премии в этой области: от «Кандинского» до «Инновации». А в 2006 году художник получил приз от кинематографистов за документальную ленту «Обо мне» на фестивале стран СНГ и Балтии «Киношок».
Но Логутов всеобщим вниманием не обольщается и предупреждает художников, увлекающихся видео-артом: «Помимо колоссального по сравнению с традиционными видами искусства воздействия на зрителя и большего простора для творчества, которые предоставляет видео-арт, авторам, работающим с этим материалом, надо быть предельно осторожными»
По его мнению, существует реальная опасность, что «художник, особенно молодой, может запутаться во внешних, развлекательных свойствах материала, и станет при помощи новых технологий решать внехудожественные задачи», иными словами, потеряет фундаментальную художественную позицию. «Сложная форма изображения может подменить собой содержание, увести художника в дебри, откуда нет возврата. Понятно, что с традиционными материалами таких проблем меньше».
Он добавил, что видео-арт в общекультурном смысле плох тем, что можно просто нажать на кнопку и выключить экран: «Зритель вправе подойти к монитору и выключить его, а вот со скульптурой такое сделать нельзя».
Кроме того, видео-арт хранится «на нестабильных носителях», и нет никакой гарантии, что «через 10–15 лет в прошлое не уйдут диски, как ушли кассеты».
Что может продлить жизнь хрупкому видео-арту? «Только высокая рыночная цена, которая заставит людей бережно относиться к тем произведениям искусства, которые они приобрели… Вот бриллиантовому “Черепу” британского художника Дэмиана Херста обеспечена долгая жизнь хотя бы потому, что он сделан из бриллиантов и платины, а это не только прочные материалы, но и очень дорогие».
По мнению художника, открытие непризнанного гения — видео-артиста, как это бывало с незаслуженно забытыми живописцами начала ХХ века, в будущем станет невозможно: «Шансов, что лет через 50 обнаружится позабытый видео-шедевр из наших дней, практически нет. Ведь не дошли же до нас большинство из тех видео-экспериментов, которые делали наши художники в 80-е годы ХХ века».
Логутов пояснил цели, которые ставит в своем творчестве: «В ряде произведений я работаю со степенью проникновения зрителя, с глубиной его внимания, в других — ставлю эксперименты со временем и пространством. Например, мне интересно, с какой скоростью считывается зрителем информация, как происходит его мыслительный процесс».
Так, в серии 2005 года «Сумерки» он исследовал проблемы сумеречного сознания человека: «Целью проекта было завладеть рассеянным вниманием зрителя, который, утомленный обилием медиа, все видит через своеобразные фильтры». Например, видео-работа «Парк» из этой серии на первый взгляд просто отображает виды парка в Штутгарте и барочный театр в сумерках на берегу озера. Но чем дольше вглядываешься, тем больше обнаруживаешь незаметных, но грубых несоответствий: отражения в воде людей, гуляющих по берегу, иногда чуть запаздывают, а иногда обгоняют своих хозяев, некоторые предметы не отбрасывают теней, а статуи на крыше время от времени оживают.
Художник не стремится нарушать законы физики, а старается исследовать возможности человека, точнее, пытается заставить зрителя познать глубину своего внимания и взглянуть на мир по-новому: «Например, в работе “Ненужное”, которая выдвигалась на премию Кандинского, трое молодых людей прыгают в пространстве с разной скоростью, кто-то зависает в воздухе, а кто-то приземляется быстрее. С одной стороны, это работа с временными потоками, а с другой — есть и драматический подтекст: ребята учатся летать, но это никому не нужно».
Логутов пояснил, что примитивные образы для отвлечения внимания он использовал в работе «Эпизод»: «В этой видео-работе показано, как на площади провинциального города группа молодых людей на первом плане избивает палками парня, а прохожие, не замечая, идут мимо. С одной стороны, жутковатая социальная драма. Но если вглядеться, то обнаруживаешь, что все участники двигаются в разном времени. Те, кто бьют, замедлены в пять раз, а те, кто идут, перемещаются быстро, но тоже с разной скоростью. Получается своеобразное расслоение времени».
В заключение Логутов признался, что он продолжает активно занимается живописью: «Я по образованию академический живописец: художественное училище, институт. Сколько себя помню, всегда рисовал. Правда, сейчас темы моих работ в основном абстракция. Живопись стала неким медитативным процессом, который не дает возможности завязнуть в иллюзиях видео. Но, безусловно, живопись только продолжение формальных экспериментов с искусством, которые я делаю с графикой и видео».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080619_logutov.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080619_logutov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.