- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
«В российских музеях отношение к коллекционерам высокомерное»
ARTinvestment.RU 18 июня 2008
Проблемы государственного и частного коллекционирования в России глазами немецкого коллекционера и галериста
Алекс Лахманн, коллекционер русского искусства и владелец галереи в Кельне, предоставил на выставку «Время собирать...» часть своей коллекции русской фотографии модернизма. Корреспонденту «Коммерсантъ» Татьяне Маркиной он рассказал о своем отношении к русским музеям и русским коллекционерам.
— Как вы думаете, почему выставка русского искусства из частных коллекций такого масштаба состоялась именно сейчас?
— Видимо, потребность накопилась, ведь музеи в России еще никогда не устраивали выставок такого объема из частных коллекций. Отношение к частному коллекционированию в России настороженное. Это связано с коммунистическим прошлым, когда частные коллекции можно было отбирать. Интернациональные традиции музейного коллекционирования здесь или своеобразно понимаются, или совсем не понимаются. Музеи же очень четко отражают состояние и развитие общества. Развитое самостоятельное гражданское общество имеет разносторонние и богатые музеи, а страны с проблемами таких не имеют.
— Ну, куда уж богаче российских музеев!
— Могу поспорить. Русские музеи богаты только тем, что было собрано до революции по преимуществу частными коллекционерами и отобрано после революции, с небольшим исключением для искусства авангарда и советского периода. В российских музеях полностью отсутствует развитый модернизм — сюрреализм, дадаизм и все прочее. Россия сегодня как музейная страна второстепенна. Гордость России — балет, импрессионисты и космос — все в прошлом. Время идет вперед, ХХ век дал нам важнейшие течения в искусстве, а у нас молодое поколение не знает, что такое искусство второй половины ХХ века: поп-арт, минимализм, флюксус. В российских музеях нет ни одного Модильяни, серьезного Миро, в России нет Ротко, нет Ланского, Полякова и де Сталя. А ведь это художники русского происхождения.
— Зато они есть в русских частных коллекциях.
— Но в российских музеях отношение к коллекционерам такое, будто вы где-то украли. Это из-за того, что музеи получили свои коллекции без труда. В отличие от западных музеев, возникших в ХХ веке, — где директора стояли у истоков, являясь идейными вдохновителями концепции, они должны были уговаривать меценатов и спонсоров формировать свои собрания. Они понимали, что основа музеев — это частный коллекционер и художник. В российских же музеях, с одной стороны, очень высокомерное отношение к коллекционерам, с другой — неспособность собрать хорошую коллекцию искусства ХХ и XXI веков самим. В Петербурге Александр Боровский, завотделом новейших течений Русского музея, а в Москве Андрей Ерофеев в Третьяковке пытаются что-то сделать, но, когда нет единой воли, преодолеть многолетнюю инерцию трудно.
— Вы имеете в виду участие в этом процессе государства?
— Государство не должно вмешиваться в искусство. Есть разные политики в области искусства. В Америке, например, музеи живут только за счет частной инициативы, искусство в целом и художники в частности стараются дистанцироваться от государства. Там посещение выставки президентом не будет бонусом для художника. Есть Франция, где музеи создавались королями, и государство до сих пор сильно влияет на рынок искусства и коллекционирование. И есть Германия — где до недавнего времени вообще не было должности министра культуры. Там считают, что культура — это дело региональное, и каждая земля должна управляться с ним сама. В Германии государство только дает деньги, но не дает директив — что собирать и кого показывать. Причем это основано не на законах, а на традициях и правилах игры. Для России это хороший концепт. У нас тоже много государственного, и истории наших стран параллельны. Хотя есть и отличия, конечно. Например, патриотизм в искусстве сейчас в Германии считается дурным вкусом.
— Что русские музеи отличаются от американских, понятно. А русские коллекционеры отличаются от своих американских коллег?
— Коллекционеры, с одной стороны, везде разные. А с другой — одинаковые. В конце концов, мы живем в свободном обществе, покупаем все на свои деньги. Один может коллекционировать обнаженную натуру, а другой икону, один хочет это показывать, а другой нет. Россия 20 лет живет в новом формате и сейчас начинает серьезно думать о «духовке».
— Выставка «Время собирать...» представляет традиционный период русского искусства — XIX — начало XX века. А вы коллекционер авангарда. В чем здесь был ваш интерес?
— Концепт выставки для меня не очень понятен. Могу только сказать о себе, что я был рад, когда Русский музей попросил меня участвовать в выставке. В России очень мало знают об истории русской и советской фотографии модернизма. У меня самая важная коллекция русского модернизма в фотографии и фотомонтаже среди существующих в мире. В российских музеях ничего подобного нет. Очень неплохая коллекция в ГМИИ, но она редко выставляется. А ведь в современном мировом искусстве фотография сыграла и играет очень важную роль. И поэтому период 1920–1930-х годов, когда искусство развитого модернизма зарождалось, так важен; русское искусство того времени невозможно представить без фотографии и фотомонтажа. Русские — такие как Родченко или Лисицкий — были художниками универсального, ренессансного типа. Они были и художниками, и фотографами, и графиками, и сценографами, и архитекторами. Эти мастера очень сильно повлияли не только на советскую, но и на всю западную культуру. На Западе их открывали, ими восхищались. Именно в начале XX века русское искусство не было вторичным (как это было раньше, в XIX веке, и будет позже) — это был настоящий огромный вклад в мировую культуру.
— Как вы оцениваете сегодняшние цены на русское искусство? Что будет с ними дальше?
— Цены высокие не только на русских художников. В мире огромный интерес к искусству — в Лондоне за прошедший год музейные выставки посетило больше людей, чем кинотеатры. Это социальный процесс — много лет не было войны, кругом глобализация, доступность информации. Сегодняшние западные музеи — это шоу, а искусство — это развлечение. И естественно, что люди, у которых есть возможность, покупают искусство своей страны. Просто на русское искусство цены росли с нуля, поэтому прогресс кажется таким большим. Но они ничуть не выше, чем на немецкое или американское. Даже ниже. Я уверен, что цены на русский авангард, модернизм будут еще расти. Хотя я всегда советую покупать искусство только тогда, когда оно тебе действительно нравится.
Источник:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080617_lakhman.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080617_lakhman.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов