Самые дорогие работы ныне живущих художников
ARTinvestment.RU   16 мая 2008

Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников — это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья

Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников — это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья. Впрочем, хоть чем-нибудь попрекнуть можно любой ранжированный список. Как бы там ни было, но любопытство берет вверх. Тем более что и повод подоспел: только что сменился лидер общего зачета. А такое бывает не часто…

В 1988 году «Фальстарт» был куплен знаменитым дилером Лари Гагосяном в интересах Сэмьюэла Ньюхауса. Говорят, что в разразившийся вскоре кризис Ньюхаус вроде бы даже с потерями перепродал «Фальстарт» Дэвиду Геффену. А уже в наши дни, в 2006 году, «Фальстарт» Джонса был перепродан за 80 миллионов долларов в ходе закрытой частной сделки управляющему хедж-фонда Кеннету Гриффину. Результат не аукционный, суть неофициальный, поэтому по сложившейся традиции в рейтингах его не учитывают.

Долгие годы список самых дорогих работ, выполненных не просто ныне живущим художником, но и с фиксацией цены обязательно на открытых аукционных торгах, возглавлял «Фальстарт». До 2007 года этот очень яркий и декоративный холст, написанный Джаспером Джонсом в 1959 году, считался обладателем почти неприступной цены для работы ныне живущего художника (пусть и прижизненного классика) — 17 миллионов долларов. Столько за него заплатили в золотом для арт-рынка 1988 году. Интересно, что стаж Джаспера Джонса как носителя рекорда не был непрерывным. В 1989 году его перебила работа коллеги по цеху Виллема де Кунинга. Двухметровая абстракция де Кунинга «Смешение» была продана в тот год на Sotheby's за 20,7 миллиона долларов. Джасперу Джонсу пришлось подвинуться. Но через 8 лет, в 1997 году, де Кунинг умер и «Фальстарт» Джонса снова занял первую строчку рейтинга аукционных цен для работ ныне живущих художников. И такое состояние дел сохранялось почти 10 лет.

Нет, по счастью ничего печального через десять лет не произошло. Джасперу Джонсу в этом году будет 78 лет и дай бог ему здоровья. Просто в 2007 году случилось немыслимое. Немыслимое по меньшей мере во времена Джаспера Джонса.

ДЖАСПЕР ДЖОНС Фальстарт ДЖАСПЕР ДЖОНС Фальстарт. 1959. Холст, масло. 171,5 х 134,7 Оценка аукциона (эстимейт): 4–5 млн долл. Цена продажи: 15,5 (17) млн долл. Sotheby's. 10.11.88. Лот №34. В 2006 году в ходе частной сделки была продана за 80 млн долл. Картина возглавляла рейтинг в периоды 1988–1989 и 1997–2007

Итак, летом 2007 года инсталляция на тот момент 42-летнего английского художника Дэмиена Херста (р. 1965) «Сонная весна» (2002) была продана на Sotheby's за 9,7 миллиона фунтов, то есть примерно за 19 миллионов долларов. Работа, к слову, имела довольно необычный формат. С одной стороны это шкаф-витрина с муляжами таблеток — суть инсталляция. А с другой стороны витрина эта сделана плоской, забрана в раму и вешается на стену, как плазменная панель, то есть несет в себе комфорт владения, свойственный картинам. В 2002 году сестра этой инсталляции, «Сонная зима», была продана за 7,4 миллиона долларов, более чем в два раза дешевле. Разницу в цене кто-то «объяснял» тем, что у «зимы» таблетки более блеклые. Но понятно, что это ерунда, механизм ценообразования подобных вещей уже не коррелирует с декоративностью.

И вот с этого момента как-то договорились, что Херст становится первым как здравствующий автор самой дорогой работы, сменяя на посту Джаспера Джонса. Вопрос, правда, из разряда «смотря как считать». Дело в том, что Херст продавался за дорогие фунты, а Джонс за подешевевшие нынче доллары, да еще и двадцать лет назад. Но даже если считать по номиналу, без учета 20-летней инфляции, то в долларах дороже была работа Херста, а в фунтах дороже был Джонс. Так что ситуация складывалась пограничная и каждый был сам волен решать, кого считать первым.

Другое дело, что вскоре подобные дискуссии потеряли смысл. Перестать ломать голову составителям рейтингов помог Джефф Кунс (http://www.jeffkoons.com/site/index.html). Всего лишь через пять месяцев, в ноябре 2007 года, его гигантская металлическая инсталляция «Висящее сердце (пурпурный с золотым) «была продана на Sotheby's за 23,6 миллиона долларов. Как и вещь Джонса в 1988 году, эту рекордную работу купила Галерея Гагосяна (в прессе писали, что в интересах украинского миллиардера Виктора Пичука). Представляющая Кунса Галерея Гагосяна приобрела не просто инсталляцию, а некое произведение ювелирного искусства.

Пусть и не из золота (материалом была выбрана нержавеющая сталь) и размером больше обычного кулона (скульптура весит 1 600 кг и имеет высоту 2,7 м), но назначение имеет сходное. На производство композиции с сердцем, покрытым 10 слоями краски, ушло более 6 500 часов. Короче, за эффектное украшение заплатили 23,6 миллиона долларов, гигантские деньги. И в тот момент казалось, что уж такой рекорд продержится пусть не десятилетие, но лет пять точно. Да и кто из живущих способен ставить подобные рекорды в открытом аукционном состязании?

Кунс — Херст — Кунс — Херст — далее в том же порядке. Но не тут-то было…

13 мая 2008 года грянула очередная сенсация. Картина английского не абстрактного, а вполне фигуративного экспрессиониста Люциана Фрейда (р. 1922) «Спящий менеджер по льготам» 1995 года была продана на Christie's за 33,6 миллиона долларов. Художнику 86 лет. Внимание к работе с объявленным эстимейтом в 25–35 миллионов долларов было привлечено необычайное. Не было телеканала с рубрикой о культуре, где не показали бы сам холст и какое-нибудь интервью улыбчивой толстушки Сью Тилли (модели художника), которые она охотно раздавала. Сью в то время в самом деле была менеджером по льготам в лондонском центре занятости — так что название незамысловато. Сам портрет выполнен в узнаваемой манере английского экспрессиониста, то есть с декоративной точки зрения получилось по традиции отталкивающе. Вины модели в том на самом деле нет (известна фотография сделанная Брюсом Бернардом в один из сеансов позирования Сью, ей было тогда всего лишь 38 лет), просто такой уж у Фрейда взгляд. И, надо сказать, есть ценители, пресытившиеся традиционной красивостью в живописи и охотно такой взгляд разделяющие. Или старающиеся понять.

ДЖЕФФ КУНС Висящее сердце (пурпурный с золотым) ДЖЕФФ КУНС Висящее сердце (пурпурный с золотым). 1994–2006. Инсталляция: металл, латунь, цветное покрытие. 101,6 х 296,2 х 215,9 Оценка аукциона (эстимейт): 15–20 млн долл. Цена продажи: 21 (23,6) млн долл. Sotheby’s. 14.11.07. Лот № 14. Ныне занимает вторую строчку в рейтинге. Работа возглавляла рейтинг в период с ноября 2007 по май 2008 г.

Портрет, под стать модели, имеет необычно большой для Фрейда размер — свыше двух метров. Крохотному портрету Ее Величества, помнится, пришлось холст наращивать (диадема не помещалась), а тут — простор. Есть свидетельства, что над портретами Фрейд мог работать по году и дольше. Но картина «Спящий менеджер по льготам» была сделана быстрее. Известно, что Сью Тили позировала 9 месяцев, по 8 часов в день, 2–3 раза в неделю. Для интереса можно даже примерно посчитать, во что Фрейду обошлись сеансы позирования (Сью рассказала, что художник платил сначала по 20, а потом по 33 фунта в день). У меня в итоге получилось, что примерно 3,3 тысячи фунтов (где-то 6 тысяч долларов) можно смело включить в себестоимость. Еще краски, аренда. Ободранный диван не в счет. А остальные 33,59 миллиона долларов — плата за талант.

Можно сколь угодно долго иронизировать над тем, что цены на рынке современного искусства — ломовые. И над тем, что пиар стал существенной смысловой составляющей. И над тем, что приемы галерей, популяризирующих своих художников, слишком очевидны. И над тем, что восточные покупатели, ставящие рекорды, не формируют высоких стандартов коллекционирования.

Но ведь покупают. Три раза купят — а на четвертый уже никто не будет сомневаться, что именно так и должно стоить.

Как бы то ни было, тройка проданных с аукционных торгов самых дорогих произведений искусства ныне живущих художников теперь выглядит так:

1 место — картина Люциана Фрейда «Спящий менеджер по льготам» (33,6 миллиона долларов);

2 место — инсталляция/скульптура Джеффа Кунса «Висящее сердце (пурпурный с золотым) «(23,6 миллиона долларов);

3 место — инсталляция картинного формата «Сонная весна» Дэмиена Херста (9,7 миллиона фунтов).

Источники: www.theartnewspaper.com, www.artnet.com, www.artprice.com

Материал подготовил Владимир Богданов


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080516_most_expensive_works.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080516_most_expensive_works.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх