Персона недели: Евгений Зевин
В произведениях Евгения Зевина продолжают жить достижения отечественной живописи и европейского модернизма первой трети ХХ века, а в центре творчества художника находятся живописно-пластические исследования формы и пространства
Евгений Моисеевич Зевин родился в Москве 23 февраля 1947 года, уже после войны, на которой в бою под Вязьмой погиб его родной дядя — талантливый живописец, художник театра, замечательный иллюстратор Лев Зевин (1903–1942), ученик Ю. Пэна, М. Шагала, К. Малевича, ученик и сотрудник Р. Фалька, один из создателей группы «13».
Евгений Зевин окончил Московский архитектурный техникум и Московский архитектурный институт, в котором защитил диплом под руководством выдающегося архитектора-конструктивиста Константина Мельникова. Однако истинным интересом Зевина всегда была именно живопись, которой он стал профессионально заниматься начиная с середины 1960-х годов. Народный художник России, заслуженный деятель искусств России, член Московского Союза художников, сегодня Евгений Зевин возглавляет Российскую академию искусств. С 1980 года его работы выставляются на международных выставках в Бельгии, Финляндии, Германии, Великобритании, Израиле, Франции, США, Японии. Произведения художника находятся в крупнейших музеях и галереях Европы, США, Израиля, Канады и других стран.
Свой путь в искусстве Зевин начинал как представитель советской андеграундной культуры, участвуя в выставках (главным образом квартирных) неофициального советского искусства. В частности, в 1974 году его произведения вместе с работами других нонконформистов экспонировались на «выставке на открытом воздухе» в лесопарке Измайлово, первой санкционированной властями после печально известной Бульдозерной. Зевин стал органичной частью советского художественного подполья, дружеские отношения связывали его с О. Рабиным и его женой В. Кропивницкой, О. Целковым, Е. Рухиным, Ю. Жарких, Н. Эльской и другими мастерами.
Уже ранние произведения Зевина демонстрируют, насколько творческие поиски художника были далеки от академических стандартов, окрашенных эстетикой соцреализма. В его натюрмортах и пейзажах обнаруживается многогранное исследование формы и пространства в духе ранних модернистских экспериментов европейского и отечественного искусства первой трети ХХ века. Особенно заметно влияние живописного метода мастеров «Бубнового валета», в частности Р. Фалька, ставшего для многих неофициальных художников проводником в мир «чистой» живописи. Так, в ряде его работ обнаруживается выстраивание сложных формально-пространственных взаимоотношений и появляется приглушенная фальковская палитра («Улица в Переславле-Залесском», 1975; «Натюрморт с чашками», 1972).
Целый ряд натюрмортов Зевина имеет в названии слово «пространство», что свидетельствует о тяготении художника в целом к сезаннистскому пониманию живописи «Я всегда считаю, что картину нужно читать, как книгу. Стараюсь, чтобы зритель “услышал” её, чтобы она подействовала на него. И к каким бы направлениям или группам я в разное время не примыкал, к кому бы меня ни причисляли, целью моего творчества всегда была ЖИВОПИСЬ, ее качество. Даже в формальных поисках, соц-арте, во всем прежде всего ценно живописное достоинство картины», — рассказывает Зевин, подчеркивая свою приверженность традиционным живописным ценностям. «Евгений Зевин остро чувствует закономерности композиционных и декоративных решений, обычные, вроде бы каждодневно виденные предметы всегда подчинены строго проверенному и прочувствованному ритму в сопоставлении объема, цвета, внутреннего движения или покоя», — пишет о его работах искусствовед Н. Лапина (zevin.ru). Иногда всю плоскость холста у него может занимать формальное исследование живописного объема, выполненное в монументальном формате («Роза», 2001).
Искусствоведы не раз отмечали сходство полотен Зевина с музыкальными произведениями, поскольку им также свойственны понятия формы, ритма, эмоционального окраса. Многолетняя дружба с музыкантами и композиторами наложила отпечаток и на живописное творчество художника: многие сюжеты его произведений вдохновлены музыкальными композициями. Музыканты и музыкальные инструменты — виолончель, гитара, скрипка, саксофон — органично существуют в живописной среде полотен художника. Одна из самых известных работ Зевина — масштабный холст «Памяти Дмитрия Шостаковича» (1977), вдохновленный «Ленинградской» (№ 7) симфонией композитора.
Есть в творчестве Зевина и работы, в которых заключен выраженный политический подтекст. «Застой» (1982), «Пугала» (1986), «Свобода» (1985), «Спасибо за воздух» (1988) — все они иронически отражают политические реалии позднесоветского времени, а их стилистика отсылает к живописи русского авангарда. В драматичных, экспрессивно окрашенных образах холста «Соловки» (1969) нашла художественное отражение атмосфера времен сталинского террора.
Художник не ограничивает себя одним выбранным стилем или направлением, в его произведениях переосмысливается целый спектр модернистских течений. К примеру, Зевин создал серию портретных образов в формате полиптиха, на которых запечатлены ключевые правители России за всю историю ХХ века — от Николая II до Бориса Ельцина, в кубистической манере, напоминающей портреты Анненкова.
Своеобразное воплощение в творчестве художника нашли сюрреалистические мотивы, фантастические сюжеты его полотен простираются от аллегорических композиций из коммунального быта («Коммунальная квартира», 1974) до отвлеченных сновидческих образов-фантазий («Воспоминание о море», 1997).
«Жить в обществе и не откликаться на его запросы невозможно. Именно это и является для меня понятием актуального искусства», — говорит художник. В последние годы в его творчестве появились мотивы, понятные сегодня каждому и волнующие всех. Холст «Черный лебедь. Коронавирус» (2020) и полиптих «Страх» (2020) отражают авторский взгляд на пандемию и ее влияние на общество.
В современной отечественной живописи Зевин остается приверженцем ценностей модернизма и фигуративного искусства, полностью оправдывая таким образом свое призвание и профессию живописца.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20211025_zevin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20211025_zevin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.