- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
- С.Б.Краснов, "Вознесение церкви", картина художника с мировым именем
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
Выкрики художника эпохи коронавируса
ARTinvestment.RU 26 октября 2020
Семён Агроскин: Широко закрытые глаза автора
Эта статья Веры Чайковской была написана в июне, когда мы открывали выставкой Семёна Агроскина «Незримое присутствие» виртуальную галерею AI «ХХI век. Современное российское искусство». Пришло лето, ограничения отменяли одно за другим, начались отпуска, поездки, хотелось забыть последние полгода, как страшный сон. Сейчас все наоборот. И заголовок, который тогда мог показаться излишне резким, сейчас таковым уже не кажется. А искусство Семёна Агроскина все так же интересно публике и актуально, как и на многолюдном июньском вернисаже, пусть и виртуальном…
***
Виртуальная галерея ARTinvestment.RU. «ХХI век. Современное российское искусство» открылась выставкой «Незримое присутствие. Семён Агроскин».
Снайперское попадание! Художник сам отмечает, что «современный контент» часто совпадает с его «постоянными интересами». Что правда, то правда. Реальность едва за ним поспевает. Возникают работы почти пророческие…
Странное дело, экономисты подсчитывают грядущие убытки, политики взволнованы возможными и уже происходящими мировыми катаклизмами, медики прогнозируют вторую и даже третью волну коронавируса, причём впечатление, что он вообще теперь навсегда с нами. И медицинские предписания превращаются постепенно в «правила жизни», если воспользоваться названием популярной передачи. И только философы молчат, как будто ничего особенного не происходит. Впрочем, недавнее внезапное самоубийство блистательного философа-марксиста Льва Науменко говорит о том, что и они испытывают «перегрузки». Семён Агроскин не философ, и его картины не отличаются какой-то особой «интеллектуальностью». Но это талантливое, свободное и живое высказывание, а сейчас — даже некий выкрик, почти вопль, пусть и почти неслышный в нашем информационном потоке. Один из недавних автопортретов как раз и показывает нам, по словам художника, только «открытый кричащий рот и кулак» — некая предельно сконцентрированная экспрессия.
Для меня эта выставка — одна из первых попыток взгляда на происходящее с позиций европейской гуманистической культуры. Не цивилизации — с ней-то всё в порядке, у всех в кармане смартфон, — а именно культуры, впитавшей всё нажитое человечеством за века и тысячелетия.
Несколько новых работ художника, написанных в 2020 году, меня поразили.
Вот, к примеру, столь важная для Агроскина тема «старья». Сам художник не любит это словцо, видимо, из-за его укоренившегося в обыденном сознании грубовато-снисходительного оттенка. Но, на мой взгляд, художнику удаётся переосмыслить это понятие, наполнив «старьё» пульсирующей жизнью, человеческим теплом, тончайшей поэзией.
На холстах мы видим старые вещи: книги, прошедшие в прямом смысле огонь и воду и бережно поставленные на полки, запачканные извёсткой старые вёдра, ветхие коридоры старых домов, а также «циклопические» мосты и телеграфные столбы минувшей советской эпохи. Их энергию и мощь воспели некогда Александр Дейнека и Георгий Нисский. Теперь они одряхлели, но продолжают «держать удар». На картинах художника мы видим героическое сопротивление старых вещей времени, коррозии, нынешним вкусам. Художник всеми ими восхищается, наделяет особой поэтической аурой.
Но «старьё» теперь не только не в моде, оно опасно. Ещё недавно непрерывно обновляли плитку и переселяли из новых в ещё более новые дома. Теперь и этого недостаточно. Ведь в старых вещах может угнездиться коронавирус. Предпочтительно всё одноразовое, стерильное, идеально чистое. Прежде — в духе «европейского ремонта», теперь — медицинского бокса или операционной. И вот художник пишет картину «Карантин 1»: на столе беспорядочной грудой, наезжая друг на друга, собраны книги, подлежащие «утилизации». Мы не знаем, старые это книги или новые, они без названий и без авторских имён, с пожухшей красноватой или голубоватой краской на обложках. Это уже почти мусор, изображённый на прежней картине художника «Мешки с мусором» (2015).
Кстати, роднит их и то, что отобранные для утилизации книги и мешки с мусором не тяжёлые и грубо-материальные, а лёгкие и прозрачные, почти бесплотные и необыкновенно красивые. Они словно сам отлетающий дух европейской культуры.
Вторая картина из новейших — «Карантин 2» (2020). Это автопортрет. Художник всегда любил автопортреты, но не собой любовался в духе Александра Шилова, а всегда себе удивлялся, как некогда Владислав Ходасевич: «Неужели вон тот — это я?» («В зеркале»). Сейчас он удивляет зрителя. Мы ждём маски на лице — ведь это автопортрет в карантине. Лицо нужно закрыть маской, дабы… Вот тут медики расходятся. Кто-то говорит, что это нужно тебе самому, кто-то, что проходящим мимо, кто-то считает маску вообще бесполезной. Тем не менее это знак эпохи коронавируса. Человек, так сказать, в футляре.
Человеческое лицо… Не морда, не харя, не личина, а лицо, столь ценимое художниками европейской культуры. Бодлер считал женское лицо самым прекрасным в мире. Но сейчас маска — «медицинская необходимость» и кому-то, возможно, пришлась по вкусу: можно спрятаться.
Лицо художника открыто, но зато глаза закрыты. Вот это финт! У художника!!! На другом автопортрете, вынесенном на афишу, глаза персонажа закрыты голубоватой лентой («Автопортрет с повязкой на глазах», 2020). Это уже ближе к маске, но всё же не маска! Мне вспоминается знаменитый шекспировский сонет, где лирическому герою «видеть невтерпёж» безобразия, творящиеся вокруг. Возможно, автопортреты нашего автора и об этом. Но скорее всего, о новом видении «эпохи самоизоляции». Недаром выставка называется «Незримое присутствие»! Карантин нас лишает «большого мира» — внешнего пространства вокруг. И вот художник переключился на мир внутренний, на воспоминания, которые могут поддержать в трудную минуту. Это, к примеру, воспоминания о лицах попутчиков из замечательной работы «Попутчики» (2019). Реальные «попутчики» вызывают сейчас скорее ужас, ведь они могут нас заразить! Но у художника это понятие метафорично. На холсте лёгкой эскизной кистью схвачены лица чем-то близких людей, встреченных в жизни. Старые, молодые, мужские, женские… Без этих лиц невозможно жить, а уж как тяжело болеть!
И вот подходим к ещё одной новой картине — «Вокзал» (2020). «Фаустовская» тема движения у художника одна из основных. Он и в жизни постоянно перемещается то во Францию, то в Италию, то в Израиль. В его работах мы видим дорожные сумки, груды чемоданов, вагоны, станции — все атрибуты движения, понятого как некое развитие жизни, выстраивание «пути».
Вокзал — обычно средоточие человеческого «движения», человеческих судеб. По выражению Пастернака, он «несгораемый ящик» встреч и разлук.
Но этот вокзал пуст. Пустые серые кресла стоят у стены. Люди исчезли, нет и вещей. У нашего художника можно встретить и длинный, словно бы поликлинический коридор с пустыми креслами («Коридор», 2020), о котором он заметил, что это «не про вирус или не только про вирус». Вот и «Вокзал» не только про вирус. Ощущение остановленного человеческого движения, истончения тонкого слоя европейской культуры, к которому могут привести самые различные причины, в том числе и коронавирус. В самом деле, если мы и в обычной жизни будем искоренять «старьё», избегать «попутчиков», скрывать лица — много ли от этой культуры останется?
Источник: lgz.ru
***
С 26 по 30 октября 2020 на 39-м кураторском аукционе «XXI век. Современное российское искусство» выставлен холст Семёна Агроскина «Наблюдение 2. Набережная» (2016).
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20201026_agroskin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20201026_agroskin_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
- С.Б.Краснов, "Вознесение церкви", картина художника с мировым именем
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника