art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

Персона недели: Нина Котёл
ARTinvestment.RU   25 июня 2020

Нина Котёл превращает прозу жизни в красивую сказку, и скучные, серые предметы, извлеченные из привычной среды, обретают магические и таинственные черты

Нина Котёл — современный художник, лауреат премии «Мастер», которую получают живописцы и графики, искусно владеющие традиционными техниками, автор ряда видео-инсталляций и перформансов. У Нины собственный творческий путь, независимый от моды, от трендов, от соблазна «героического» подпольного существования. Ни диссиденты во главе с О. Рабиным, ни концептуалисты с И. Кабаковым, ни «левый» МОСХ не увлекли художника.

Родилась Нина в 1949 году в Киеве. В 1973-м окончила Киевский государственный художественный институт. В 1980-м переехала в Москву. С 1987-го активно участвует в многочисленных персональных и групповых выставках в России и за рубежом. В 1980-е познакомилась в Доме творчества на Сенеже с Владимиром Сальниковым. Эта встреча стала судьбоносной: они прожили вместе 35 лет.

В ее живописных работах чаще всего на первый план выходит стремление к чистой визуализации. Она нарочито выбирает самые банальные предметы, давно утратившие свое «лицо» и ставшие фоном, и концентрирует изображение и композицию таким образом, чтобы мы могли заново их «увидеть». Это могут быть старые тюбики, очки, колготки — все что угодно, любой участок интерьера выхватывается, оптически модифицируется, очищается от «субъекта» и становится самодостаточным.

В 1999 был представлен совместный проект с Владимиром Ефимовым «Воскресшие вещи», где Нина Котёл показала композиции из «предметов быстрого использования», преимущественно пластмассовые и красного цвета. В 2003-м прошла выставка «Объедки, огрызки, очистки» в галерее Лизы Плавинской. «Нина Котёл спасает продукты питания от прожорливой утробы и помойки, она наделяет огрызки и очистки элегической красотой засушенных цветов» (Ира Кулик). При этом никакого общественного вызова в работах этой серии не ощущалось. Автор словно придерживается принципа равных прав всех предметов быть изображенными.

Художница наблюдает за предметным миром: «Люблю изображать незнакомые или никем еще не рисованные, а значит, странные вещи. Кажется, я боюсь их, рисуя же — приручаю. Мне нравится наблюдать, как удивляются мои зрители, когда я показываю им то, мимо чего они всегда проходят, не замечая» (Нина Котёл).

Владимир Сальников писал о работах Нины: «Уже много лет Нина работает сериями. Всякий раз приступая к новому произведению, она какое-то время размышляет — рисует, отрабатывая подход: способы расположения своих героев на холсте или в листе бумаги, приноравливает к ним инструменты. И только после того, как ей становится совсем ясно, каким образом следует изображать ту или иную вещь или набор предметов, и уже приготовлен образец, некое подобие инварианта, она с явственной легкостью пишет остальные картины».

Работа сериями позволяет художнику создавать своеобразный сценарий, где на разных листах можно увидеть и заставку, и кульминацию, и концовку. Но пьесу должен проиграть внутри себя сам зритель — всю по намеченному сценарию. «…Нину Котёл занимает вопрос: что такое вещь, как она появляется для нас. Комментируя свои работы, она говорит, что вещи таинственны, что они не понятны ей. В ее картинах вещи видятся нам сосредоточенными и замкнутыми на себе самих, непроницаемыми, но сохраняющими для нашего разума иллюзию какой- то предсказуемости. А повторения, варианты внутри Нининых серий только множат, увеличивают, делают почти невыносимым это молчание, окружающих нас вещей».

Изобразительный сценарий, разыгрываемый небольшой спектакль логично перетекают в сценарий короткометражного видеоролика. Так были созданы видео-работы Нины Котёл, в частности инсталляция «Ядовитые выбросы украшают ландшафт» (1995), кадры которой суть зарисовки наполненного дымом фабричных труб вида из окна, следующие в такт мелодии Пьяццоллы. Позже, в 2004 году на персональной выставке «Еще счастливей» в ГЦСИ Нина представила видеоинсталляцию, посвященную социальным «спектаклям» — браку и совместному быту, состоящую из двух проекций на стены зала видеофильмов «Венчание» и «Еще счастливей».

Темы ее видеоинсталляций или живописных и графических серий всегда связаны с конкретными жизненными впечатлениями, наблюдениями и переживаниями. Так, в 2016 году прошла выставка «Только бумага. Нина Котёл» в галерее «Пересветов переулок». Она экспонировала работы разных лет, которые объединил красный цвет. На выставке была представлена серия работ с бумажным корабликом, который был связан с очень личными воспоминаниями: «Красный бумажный кораблик — его сделала и подарила дочка нашего друга, художника Аристарха Чернышова, Володе Сальникову. Красный черепочек тоже с Володиного браслета. И я решила сделать такую встречу Красного кораблика и черепочка, как у сюрреалистов — «Встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе». А красный цвет здесь стал символом возрождения, преображения» (Нина Котёл).

 Еще есть живописная серия компьютерных мышек (2004). Это мышки, которыми пользовались друзья Нины Котёл. В этой коллекции мы найдем мышки Аристарха Чернышева, Иры Горловой, Виталия Пацюкова, Евгения Барабанова, Виктора Мизиано и др. «Я специально ходила к ребятам, рисовала их мышки с натуры. Аристарх мне принес свою коллекционную мышку 80-х годов и самую современную. <…> Мышка, как карандаш или кисть, или вечное перо, — продолжение руки человека, его часть. Меня всегда интересует принадлежность предмета определенному человеку, персонажу» (Нина Котёл).

 

В 2019 году прошла небольшая выставка в «Перелетном кабаке» под названием «Пролетая над разбитой вазой Йоко Оно». Этот проект родился спонтанно. Технически - это память об увиденном перформансе Йоко Оно, который прошел в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства в 2007 году, потому что это те самые осколки, которые остались от разбитой Йоко вазы. Некоторые осколки были бережно собраны Сальниковым, и вот спустя несколько лет родился проект. «Как после большого взрыва зародилась жизнь, среди осколков вазы возникли обетованные пространства». Здесь, как и во всех работах Нины Котёл, мы наслаждаемся материальными качествами предметов, виртуозно переданными мастером, скользим взглядом по поверхностям предметов и фактурам материалов, удивляемся ракурсам и меняем наш шаблонный взгляд на новую оптику Нины Котёл.

Произведения Нины Котёл находятся в отечественных музеях, в Нижнем Тагиле, Новосибирске, Орле, Ставрополе, Томске, в Ялте, в русских и зарубежных частных собраниях, в том числе в коллекции Великих Герцогов Люксембургских.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200625_kotel_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200625_kotel_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх