Person of the week: Valeriy Ayzenberg. An affair with art
ARTinvestment.RU   18 февраля 2020

Painter, writer, critic, actionist went all the way from expression to concept, United by a powerful intellectual beginning, which is preserved throughout his creative life

January 31, 2020 did not become the artist, the writer, the actionist and founder of the ESCAPE programme Valery Kharitonovich Eisenberg.

His life was marked by constant movement not only in art but also in space — between Moscow, new-Йорком and tel-Авивом. The artist himself said that he "lives" where it turns out to work and compose in the moment.

In 2017 it is large (over 100 works) retrospective "Migratio" ("Migration") showed a constant process of transformation, changing places and directions — the very essence of the creative and personal life of the artist. Eisenberg was engaged in expressive and conceptual painting, photography, video, doing performances and wrote texts about art and poetry, participated in public cultural life.

Valery Eisenberg was born 9 September 1947 in the city of Bakhmach, near Chernigov. He graduated from the Kharkov Polytechnic Institute (1971), worked as an engineer, began to study art, in 1984, arrived in Moscow with the rank of painter-экспрессиониста and a few of the perestroika years was the path from expressionism to conceptualism, which naturally coexisted in his early works: "... it is impossible to compare with conceptualism expressionism — there is confession, anguish of the soul when the artist expresses himself extremely. But the Moscow conceptualism is a kind of confessional, with some emotion, just not shown by the Creek." the Early work of Eisenberg — "Bahurim" (1979), "Adam and eve" (1979), "the feast" (1987) — are confessional in nature, in them emerges the link with the tradition of Eastern Christian art. In the next phase of his work, in 1980-х, there prevailed a spontaneous expression that conveys the impression of the city, which is reflected in his landscape works "Red gate" (1985), "November 7" (1985).

towards the end of 1980-х in his works, the transfer of the image is gradually replaced with expression of relevant ideas, changing set of pictorial means, enhanced by the emphatic signification of the structure, proximity to geometric trends ("Toro-1", "Imperialism"). The late 1980-х marks the appearance of a fully conceptual works, filled with signs, symbols, text ("Drifts"). From the former expression remains except the color...

With the early 1990-х begins "vaivarini" period: the most important thing for the artist becomes a statement, a snapshot of the relevance of the gesture. But oil's not up to it, we need a new tool that allows you to capture stream of consciousness, — watercolor, gouache, video, installations. The space for implementationplans. "At the time, I was worried about the state of nature@the semicolon at the sketches I was so worried that the color relations caused on my tongue and taste sensations (saliva became sweet, then sour, then salty)".

So, in a series of watercolor paintings "Spring fever" is he trying to get his variation of the same painting by Rockwell Kent (one of his favorite things early creative period), your sense of Spring in nature and in human society "In the "Spring fever" happily combines natural phenomena and spiritual experiences, it caused me nervousness, impatience, excitement... the only thing that bothered me in this picture — is a horse. They trample the ground. Usually the thud is a bit annoying. And in my works, I turned to silent animals — caterpillars, larvae, and cocoons, bees, butterflies, beetles — they are just touching the ground. I was interested in the little things, the invisible connection, what forms the continuity of life, the vital impulse (for Henri different person).

Also silent and incorporeal mythological characters, different ancient entities, from time to time take different forms, often hybrid" (source: krokingallery.com).

Soon his workshop became a space for artists, which held exhibitions and actions. The mixing of genres and styles got the author's name Escape program, and soon became known and a group, the nucleus of which, in addition to the Valeria Eisenberg, was his younger colleague Anton Litvin, Liza Morozova, Bogdan Mamonov. This, of course, was a challenge — against the monopolization of the art gallery owners, curators and art-критиками, the emphasis on the artist as the driving force of art. Even the name of the program — Escape — meant care, literally escape from the standards to the personal statement of an individual author.

the work of the early 2000-х often represented installation or video-ребус, which is impossible to unravel without explanation of the author... (for example, the installation "the Eye"). While Eisenberg was convinced that the most important perception, and even the attitude of the artist is often less important than the attitude to work of a certain ideal of the viewer. The question is whether this perfect audience that truly understands that expresses the artist. Especially if the author can't tell us the key to interpretation...



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 37

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

﴾XXI век﴿ АТАХАНОВ Азам Разиюллоевич (1964) Сон в Нерехте. 2011
Текущая ставка
80 000 RUB
Окончание торгов
10 Апр. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ САВКО Александр Андреевич (1957) Сынок. 2014
Текущая ставка
30 000 RUB
Окончание торгов
10 Апр. 2020 12:00:00
ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Женский портрет. 1966
Текущая ставка
30 000 RUB
Окончание торгов
10 Апр. 2020 12:00:00

Персона недели: Валерий Айзенберг. Роман с искусством
ARTinvestment.RU   18 февраля 2020

Живописец, литератор, критик, акционист, прошедший путь от экспрессии до концепта, объединенных мощным интеллектуальным началом, сохранившимся на протяжении всей его творческой жизни

31 января 2020 не стало художника, литератора, акциониста и основателя программы ESCAPE Валерия Харитоновича Айзенберга.

Его жизнь прошла под знаком постоянного движения не только в искусстве, но и в пространстве — между Москвой, Нью-Йорком и Тель-Авивом. Сам художник говорил, что ему «живется» там, где получается творить и работать в данный момент.

В 2017 году его большая (более 100 работ) ретроспектива «Migratio» («Миграция») показала постоянный процесс перевоплощения, смены мест и направлений — саму суть творческого и жизненного пути художника. Айзенберг занимался экспрессивной и концептуальной живописью, фотографией, видео, делал перформансы, писал тексты об искусстве и прозу, участвовал в общественной культурной жизни.

Валерий Айзенберг родился 9 сентября 1947 года в городе Бахмаче, под Черниговом. Окончил Харьковский политехнический институт (1971), работал инженером, начал заниматься искусством, в 1984 приехал в Москву в ранге живописца-экспрессиониста и за несколько перестроечных лет прошел путь от экспрессионизма до концептуализма, которые вполне естественно уживались в его раннем творчестве: «… нельзя сравнивать концептуализм с экспрессионизмом — там есть исповедь, надрыв души, когда художник предельно себя выражает. Но в московском концептуализме есть некая исповедальность, даже некая эмоциональность, просто не проявленная криком». Ранние работы Айзенберга — «Бахурим» (1979), «Адам и Ева» (1979), «Сретенье» (1987) — действительно носят исповедальный характер, в них проступает связь с традицией восточнохристианского искусства. На следующем этапе своего творчества, в 1980-х, в нем возобладала спонтанная экспрессия, передающая городские впечатление, что отражено в его пейзажных работах «Красные ворота» (1985), «7 ноября» (1985).

Ближе к концу 1980-х в его работах передача образа постепенно сменяется выражением актуальных идей, меняется набор живописных средств, усиливается подчеркнутая знаковость структуры, близость к геометрическим тенденциям («Торо-1», «Империализм»). Самый конец 1980-х знаменуется появлением полностью концептуальных работ, наполненных знаками, символами, текстом («Сугробы»). От былой экспрессии остается разве что цвет…

С началом 1990-х начинается «внеживописный» период: важнее всего для художника становится высказывание, моментальная актуальность жеста. Но масло для этого не подходит, нужен новый инструмент, позволяющий фиксировать поток сознания, — акварель, гуашь, видео, инсталляция. Появляется свободное пространство для осуществления замыслов. «В то время меня волновали состояния природы; на этюдах я так переживал, что цветовые отношения вызывали у меня на языке вкусовые ощущения (слюна становилась то сладкой, то кислой, то соленой)».

Так, в серии акварельных работ «Весенняя лихорадка» он пытается передать свою вариацию одноименной картины Рокуэлла Кента (одной из своих любимых вещей раннего творческого периода), свое ощущение Весны в природе и в человеческом обществе: «В “Весенней лихорадке” счастливо соединились природные явления и душевные переживания, она вызывала у меня нервозность, нетерпение, возбуждение… единственное, что меня напрягало в этой картине — это лошади. Они топчут землю. Обычно топот немного раздражает. И в своих работах я обратился к бесшумным животным — гусеницам, личинкам, коконам, шмелям, бабочкам, жукам — они лишь касаются земли. Меня заинтересовали мелочи, невидимые связи, то, что формирует непрерывность жизни, жизненный порыв (по Анри Бергсону).

Также бесшумны и бестелесны мифологические персонажи, разные древние сущности, время от времени принимающие разные формы, часто гибридные» (источник: krokingallery.com).

Вскоре в его мастерской появилось некое пространство для художников, где проходили выставки и акции. Смешение жанров и направлений получило авторское название «программа Escape», а вскоре так стали называть и группу, ядро которой, помимо самого Валерия Айзенберга, составили его более юные коллеги Антон Литвин, Лиза Морозова, Богдан Мамонов. В этом, конечно, был вызов — против монополизации искусства галеристами, кураторами и арт-критиками, перенос акцента на художника как движущую силу искусства. Даже название программы — Escape — подразумевало уход, буквально побег от стандартов к личному высказыванию отдельного автора.

Работы начала 2000-х зачастую представляли собой инсталляционный или видео-ребус, который невозможно разгадать без объяснений автора… (например, инсталляция «Глаз»). При этом Айзенберг был убежден, что важнее всего восприятие, и даже отношение самого художника зачастую менее важно, чем отношение к работе некоего идеального зрителя. Весь вопрос в том, существует ли этот идеальный зритель, который действительно понимает, что выражает художник. Особенно если автор уже не может сообщить нам ключ для толкования…


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200218_aizenberg_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200218_aizenberg_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх