«XXI век. Современное российское искусство» — III
Представляем творчество современных авторов: Валерия Айзенберга, Леонида Виноградова, Бориса (Боба) Кошелохова, Романа Кузьмина, Юрия Рыжика, Валерия Светлицкого, Ивана Сотникова, Андрея Сяглова, Натальи Черноголовы, Игоря Ширшкова
Произведения художников можно увидеть на AI Аукционе 317_XXI век с 17 по 21 февраля 2020 года.
Валерий Харитонович Айзенберг (1947–2020) окончил Харьковский политехнический институт в 1971. С 1986 по 1988 состоял в творческом объединении «Эрмитаж». В начале 1990-х жил и работал в Нью-Йорке. В 1999 основал программу ESCAPE, которая в 2005 представляла Россию на 51-й Венецианской биеннале, и одноименную галерею.
На аукционе представлена одна из ранних и наиболее знаковых работ В. Айзенберга — изображение первой мастерской в Харькове. Созданные им художественные образы невозможно описать одним эпитетом: творчество художника многопланово и разнообразно. Он пробовал свои силы в разных сферах: живописи, фотографии, видеоарте, инсталляции, перформативном искусстве и даже прозе. По мере творческого развития художник двигался от классической формы и изобразительной традиции в сторону концептуального искусства. По словам исследователей его творчества, в работах В. Айзенберга подчеркнутая знаковость при подходе к построению образной системы, склонность к структурированию пространства и ироничному цитированию эмблем массовой культуры взаимодействуют с образно-эмоциональным началом искусства и теплой живописной энергией красочного слоя. Он равным образом использует как фигуративные, так и абстрактные элементы, главная цель которых заключается в создании новой мифологии и реинтерпретации бытовых сюжетов и тем повседневности.
Работы В. Айзенберга находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), в частных коллекциях России, Германии, Израиля.
Леонид Николаевич Виноградов (1938) — представитель академической школы, придерживающийся классической пейзажной традиции. Художник учился в Костромском художественном училище им. Н. Шлейна с 1956 по 1961 год. В 1970 был принят в Союз художников СССР. В 1991 стал заслуженным художником РСФСР.
По словам Л. Виноградова, русская природа служит главным источником вдохновения и поисков сюжетных образов для его произведений. Его работы наполнены солнечным оптимизмом и сообщают мажорное настроение за счет использования яркой, насыщенной цветовой гаммы. Художник является наследником импрессионистической традиции изображения пейзажа, а его художественный почерк напоминает стилистику произведений русского живописца Константина Коровина. Картины Л. Виноградова отличает дробная манера письма, порой уходящая в точечный мазок пуантилистов, виртуозное владение цветом и светом, с помощью которых художник, вслед за пейзажистами второй половины XIX столетия, создает лирические по своему посылу «пейзажи настроения».
С 1968 года Л. Виноградов активно участвует в российских выставках. Его работы находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Костромском, Ярославском, Тульском, Новосибирском музеях изобразительных искусств, в отечественных частных коллекциях, а также в собраниях Англии, Германии, Испании, Японии, Китая, США.
Борис Николаевич (Боб) Кошелохов (1942) — легенда андеграундного искусства, один из главных представителей ленинградского нонконформизма. Сменив несколько профессий, Кошехолов занялся живописью в 1976 году. В 1977 организовал группу художников-неформалов «Летопись», участниками которой были Елена Фигурина, Тимур Новиков, Иван Сотников и другие. Являлся членом Товарищества Экспериментальных Выставок (ТЭВ) и Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства (ТЭИИ). В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге. О художнике снят документальный фильм «Two Highways» (режиссеры Александр Марков, Ник Теплов).
Произведения Б. Кошехолова, наполненные мощной романтической энергией, не утратили своей актуальности и сегодня. Его художественный почерк самодостаточен и узнаваем: это экспрессивная манера письма, нарочито упрощенные и сведенные к минимуму формы, отсутствие стройной композиции, схемы построения и перспективы, размашистый контур белого цвета, грязноватая, насыщенная палитра.
Работы Б. Кошелохова находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), областных музеев Севастополя, Хабаровска, Государственного музея Нюрнберга, в частных галереях и коллекциях стран бывшего CCCР, а также в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Бельгии, Англии, Польше, Чехии, США, Японии, Южной Корее.
Роман Александрович Кузьмин (1986) отдает предпочтение реальному изображению действительности, которое, по его мнению, составляет основу изобразительного искусства. Кузьмин окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская Т. Г. Назаренко и В. Н. Русанова) в 2009. В 2010 принят в члены Московского Союза художников.
Творчество Р. Кузьмина чем далее, тем более уходит от предметности и, вдохновленное работами американских экспрессионистов, движется к абстракции. Каждое произведение, отмечает художник, отражает настоящие переживания и рефлексии. Графической манере Р. Кузьмина свойственны экспрессия и хаотичность. Широким, свободным мазком он пишет повседневную действительность. Художника интересуют проблемы разрушения мира, поглощенного индустриализацией и техницизмом.
Юрий Михайлович Рыжик (1936) окончил факультет графики Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова; его дипломная работа «“Сказки” В. Каверина» была приобретена Академией художеств. Член Союза художников СССР (1973).
Ю. Рыжик прежде всего художник-график, который черпает вдохновение для своих книжных иллюстраций и станковых работ в литературе. Его особенно привлекают образы, созданные Ф. Достоевским и Н. Гоголем, Т. Манном и М. Метерлинком, Э. Т. Гофманом и Б. Шульцем. При этом нередко художник отступает от буквального пересказа оригинального сюжета и предлагает собственное видение по мотивам литературных сочинений. В его работах мы видим обращение к изобразительным традициям романтизма, одновременно импрессионизма и авангарда. Его станковые произведения, подобно графическим работам, в своей основе имеют литературные сюжеты, наполненные смысловыми аллегориями, метафорами и ассоциациями. Художник пишет отрывистыми, плотными мазками, создавая вибрирующую, динамичную поверхность, которая задает движение и ритм всему произведению. Колорит его работ построен на сочетании контрастных, насыщенных цветов в многообразии оттенков.
С 1968 Ю. Рыжик участвовал в московских, российских и общесоюзных выставках станковой и книжной графики, в групповых выставках России и за рубежом. Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Государственном историко-литературном и природном музее-заповеднике А. Блока «Шахматово», Еврейском музее в Вильнюсе (Литва), в частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Голландии, Израиля, США.
Валерий Григорьевич Светлицкий (1938–2018) учился в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. Член Союза художников СССР (1969).
В творчестве Светлицкого главная роль отведена цвету; пластическая форма возникает благодаря плотному наложению вибрирующих красок, использованию контрастных цветовых соотношений, размытого контура и живой манере письма.
Работы В. Светлицкого находятся в музеях и частных собраниях России, Англии, Франции, Швейцарии, Голландии, Канады, Германии, Америки, Италии, Ливана, Турции, Японии, Чехословакии.
Еще один яркий представитель ленинградского андеграунда, Иван Юрьевич Сотников (1961–2015), в 1982 году вместе с Тимуром Новиковым и другими единомышленниками входил в группу «Новые художники». В 1996 году принял сан священника.
На протяжении всего творческого пути художник использовал и модифицировал образы родного Петербурга. По признанию самого И. Сотникова, на формирование его почерка особое влияние оказало творчество художников «арефьевского круга» и примитивный язык Михаила Ларионова, с работами которого художник познакомился на выставке в Русском музее в 1980 году. С помощью эскизной, экспрессивной манеры письма И. Сотников создавал ироничные по своему содержанию и внешнему виду образы в духе примитивизма. Хаотичность и сумбурность его композиционных решений определены намеренно: художник изображал все, что находится вокруг него.
Работы И. Сотникова хранятся в собрании Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).
Московский живописец Андрей Владимирович Сяглов (1968) окончил факультет прикладного искусства Московского текстильного института. Член Творческого Союза художников России и Международной Федерации художников.
Стилистика его произведений во многом сродни манере последователей абстрактного экспрессионизма: подобно им, художник уделяет особое внимание цвету и фактурности. Отличительной особенностью его композиционных схем является разделение холста на несколько частей, каждая из которых акцентирована определенной цветовой палитрой. А. Сяглов умело оперирует цветом, используя контрастные сочетания, локальные заливки или плавные цветовые переходы.
А. Сяглов – участник многих международных и российских выставок. Его работы находятся в частных и корпоративных коллекциях в России и за рубежом.
Белорусская художница Наталья Арсентьевна Черноголова (1954) окончила Минское художественное училище им. А. К. Глебова (1976) и художественно-графический факультет Витебского педагогического института (1982). В 1989 принята в Союз художников Беларуси.
Особенность ее техники состоит в отходе от традиционных инструментов: художница отказывается от кистей, которые, по ее мнению, замедляют процесс создания работ, и пишет пальцами. Ее произведения — это фейерверк эмоций, патетика, буйство красок и разнообразных цветовых сочетаний. Художница работает лишь чистыми красками, не смешивая их на палитре, активно использует яркие, насыщенные оттенки. В работах Н. Черноголовы преобладают различные оттенки синего, красного, зеленого, желтого. Художница преимущественно работает в абстрактной манере, но в ее произведениях различимы очертания городских улиц и человеческих фигур, натюрмортные композиции и бытовые сцены.
Выставки работ Натальи Черноголовы проходили в музеях и галереях Европы, а также в Англии, России, США. Произведения ее находятся в собраниях Национального музея истории культуры Беларуси (Минск), Брестского областного краеведческого музея, Художественного музея Брестской крепости, а также в частных коллекциях.
Игорь Александрович Ширшков (1962) окончил Иркутский политехнический университет по специальности «архитектура» в 1984 году. В 2006 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Принципы формирования художественно-пластического языка К. Малевича как знаковой системы в контексте культуры XX века».
Серия «Другая жизнь», к которой относится представленная на аукционе работа, — череда прогулок самого автора, отождествляемого художником с персонажем Магритта в котелке. С помощью художественных средств, таких как намеренная упрощенность образов, подчеркнутая линейность, плоскостность, одноплановость композиции и монохромность яркого цветового решения, И. Ширшков создает ностальгическую атмосферу, полную воспоминаний, переживаний и размышлений.
И. Ширшков — участник многочисленных художественных выставок в России и за рубежом. Его произведения хранятся в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства, Иркутского областного художественного музея, Галереи Академии министерства Германии, в частных собраниях.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200217_ai_xxi_3_mironov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200217_ai_xxi_3_mironov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.