Искусство в кино: сколько стоит коллекция Майлза Брона? Часть 5
Продолжаем рассказ о собрании искусства эпатажного миллиардера из фильма «Достать ножи-2: Стеклянная Луковица» и на этом примере показываем, как производится первичная оценка частного собрания
Коротко напомним вам правила нашей «экономической игры»: на примере художественного фильма «Стеклянная луковица», герои которого попадают на остров, полный предметов искусства, редакция ARTinvestment.RU решила рассказать, как происходит первичная оценка частной коллекции. Для этого мы представили себя в роли гостей и кадр за кадром следуем по фильму, оценивая предметы искусства, которые видит зритель.
Важное замечание, касающееся всех частей статьи: если мы обнаруживаем в коллекции «киношного» Брона произведения искусства, которые на момент создания фильма хранились в музейных собраниях, то, по правилам нашей игры, предполагаем, что институции продали свои работы частному владельцу в период пандемии (как они часто, увы, вынуждены были поступать в реальной жизни) и далее указываем эти музейные собрания в провенансе.
Мы завершили первичную опись предметов в коллекции и оценили ее с точки зрения сохранности и художественной (кураторской) целостности. Приступаем к самой захватывающей части: финансовому анализу.
Таблица 1. Коллекция Майлза Брона. Основные финансовые данные
№ | Художник | Стоимость приобретения, $ млн | Место приобретения | Рекордная продажа, $ млн | Парная группа, $ млн | Текущая рыночная стоимость, $ млн | ||
1 | Марк Ротко | 80,0 | Berkeley Art Museum | 186,0 | 60,0 | 120,0 | ||
2 | Пит Мондриан | 15,0 | MoMA | 50,6 | 12,5 | 20,0 | ||
3 | Александр Колдер | 0,16 | Sotheby's | 25,9 | 0,06 | 0,10 | ||
4 | Пабло Пикассо | 15,0 | MoMA | 179,4 | 9,5 | 20,0 | ||
5 | Сай Твомбли | 15,0 | Gagosian Gallery | 62,8 | 12,5 | 12,0 | ||
6 | Жан-Мишель Баския | 130,0 | Частная коллекция | 110,0 | 45,0 | 50,0 | ||
7 | Дэвид Хокни | 20,0 | Частная коллекция | 90,3 | 18,0 | 25,0 | ||
8 | Фрэнсис Бэкон | 30,0 | Частная коллекция | 142,4 | 27,0 | 35,0 | ||
9 | Поль Сезанн | 300,0 | Частная коллекция | 250,0 | 250,0 | 350,0 | ||
10 | Густав Климт | 75,0 | Swiss Institute for Art Research (SIK-ISEA) | 184,0 | 135,0 | 110,0 | ||
11 | Дэвид Чоу | 0,20 | Создана на месте | 0,007 | 0,15 | 0,25 | ||
12 | Анри Матисс | 100,0 | The Barnes Foundation | 80,8 | 80,8 | 120,0 | ||
13 | Клод Моне | 20,0 | Musée Marmottan Monet | 84,6 | 35,0 | 30,0 | ||
14 | Винсент Ван Гог | 85,0 | Neue Pinakothek | 82,5 | 55,0 | 85,0 | ||
15 | Винсент Ван Гог | 20,0 | Norton Simon Museum | 82,50 | 28,0 | 30,0 | ||
16 | Винсент Ван Гог | 90,0 | Государственный Эрмитаж | 82,5 | 45,0 | 60,0 | ||
17 | Анри Матисс | 10,0 | Частная коллекция | 12,5 | 6,5 | 10,0 | ||
18 | Эдгар Дега | 5,0 | Musee d'Orsay | 8,4 | 3,9 | 6,0 | ||
19 | Бэнкси | 10,0 | Создана на месте | 25,4 | 4,5 | 15,0 | ||
Общая сумма | 1 020,4 | - | - | - | 1 098,4 |
В первых трех частях, описывая коллекцию, мы уже проставили оценочную стоимость каждой работы, снабдив каждое свое решение небольшим комментарием. Учтите, делается это далеко не «на глаз», а с применением определенных формул и расчетов. Минимальные данные показаны в таблице выше — считайте, мы забежали вперед, а теперь показываем внутреннюю кухню. Тем не менее каждая колонка нуждается в пояснении.
Стоимость приобретения
Мы уже упоминали, что, по правилам нашей игры (и действию фильма), миллиардер-технократ Брон не предоставил нам никаких документов на работы, в том числе договоры купли-продажи, и мы вынуждены лишь предполагать цены, по которым предметы искусства попали в коллекцию. Таким образом, колонка «Стоимость приобретения» формировалась нами по следующему принципу:
• в карантин большинство мировых музеев продавало работы в частные руки с существенным (до 40 %) дисконтом. Мы поделили музеи на ведущие, которые не дали бы больше 20 % «скидки» от рыночной стоимости предмета, и небольшие институции, которые согласились бы уступить 35 %. Единственным исключением в нашей таблице стал Государственный Эрмитаж: считаем, что даже в эпоху COVID-19 его специалисты смогли бы «продать» Майлзу Брону работу Ван Гога не ниже, а гораздо выше стоимости оценки;
• в отношении работ из частных коллекций мы посчитали, что их владельцы могли позволить торг на своих условиях, в результате практически все предметы, попавшие к Майлзу Брону в результате частных сделок, были приобретены по рыночной стоимости или близко к таковой. Исключение имеем и в этой группе: небезосновательно полагаем, что живопись Жан-Мишеля Баскии досталась миллиардеру с существенным превышением оценки — из-за спекулятивного спроса на художника в 2017–2019 годах.
Уместен вопрос: зачем вообще нужна данная колонка при отсутствии информации? Ответ прост: в дальнейшем мы будем использовать ее для определения «доходности на инвестицию». Без подобных данных (пусть и предполагаемых) никаких вычислений не сделать.
Место приобретения
Здесь все просто: данные взяты нами из первых частей, когда мы определили место нахождения каждой работы в реальном мире по состоянию на лето 2020 года. Отметим, что для экономии места мы убрали колонку «Дата приобретения» — в нашем случае там всего две даты: музеи предположительно расстались с предметами в первом полугодии 2020, а остальные работы были собраны с 2017 (начала единоличного правления Броном своей компанией и покупки острова) по 2020-й (момент действия в фильме).
Рекордная продажа
Распутывая результаты деятельности недобросовестных оценщиков постфактум, мы часто сталкиваемся с дивной по наивности (или коварству) формулировкой: «Ценовой рекорд данного художника равен X, следовательно стоимость вашей работы его авторства — Х+30 %. Рынок-то растет!» Это неверный подход: все ценовые рекорды содержат в себе спекулятивную наценку — надбавку покупателя и превышение эстимейта в результате аукционной борьбы за желаемый предмет с конкурентами. Поэтому грамотный оценщик никогда не будет ориентироваться на рекордную стоимость (которая часто находится в «отрыве» от средних цен на художника на 100 % и более). Апелляция в сторону «растущего рынка» также обманчива: при общей положительной динамике арт-рынка в пределах последних 30 лет некоторые художники могут показывать персональную отрицательную ценовую динамику, то есть падать в цене (особенно если цена была сформирована маркетинговыми, а не художественными, инструментами).
Зачем же мы посвятили колонку рекордным продажам? Исключительно для контроля: вдруг «наша» стоимость превысит текущий ценовой потолок (к слову, что и произошло в случае Сезанна). Вторая причина: видя сумму рекордной сделки (а также ее дату, имя возможного покупателя и другие данные), мы можем спланировать картину «идеальной продажи» на будущее. Если, конечно, наша работа данного художника близка по размеру, периоду творчества, художественной и академической ценности к «рекордной». Другими словами, это такой маячок — и пусть он всегда будет перед глазами.
Парная группа
В отличие от предыдущей, данная колонка имеет первостепенное значение при оценке предмета искусства. Парная группа — это совокупность цен на работы, схожие с оцениваемой по размеру, сюжету, дате создания, основе и технике, времени и стране продажи, аукционному дому и другим показателям; таких цен могут (вернее, должны!) набираться десятки. То, что в колонке стоит лишь одна цифра, не должно смущать: в практике оценщика в ее основе лежит отдельная таблица с многочисленными полями и числами, которые в итоге сводятся к среднему значению.
Текущая рыночная стоимость
Итоговый результат. Вы можете спросить: «Почему оценка не равна значению из “парной группы”, если она так важна? Может быть, вы что-то пропустили?». Пропустили, и притом намеренно! Мы не учли уникальный мультипликатор — цифру, на которую оценщик умножает значение «парной группы» для получения итоговой рыночной стоимости.
Скажем проще: представим, что «парная группа» — это средняя температура по больнице, а мультипликатор — это уникальные данные нашего «пациента». У каждого оценщика есть собственная методика расчета мультипликатора, которая зависит от двух основных факторов:
• наличия базы данных, позволяющей работу с различными показателями. Хитрые платформы Artnet, Artprice и ArtFacts не позволяют видеть всю картину целиком, предлагая работать в «ручном режиме» с каждым конкретными художником или аукционным событием, — поэтому базы оценщика, как правило, получены им в результате многолетнего копирования данных из открытых источников либо близкого знакомства с нечистоплотными сотрудниками подобных платформ;
• усидчивости в работе с данной базой, поскольку даже в случае ее наличия проводить анализ каждой конкретной работы определенного художника — это создание отдельных таблиц и подсчет результатов «с нуля». ChatGPT и подобные ИИ-алгоритмы ситуацию упрощают, но пока не кардинально.
Исходя из международного опыта, для создания мультипликатора оценщику необходима следующая информация:
• описание работы: автор, основа, техника, размер, ценность творческого периода создания и др.;
• прочность позиции художника на арт-рынке (отдельно на локальном и международном);
• состояние внутреннего арт-рынка страны проживания художника в целом;
• уровень международного признания автора: выставки, резиденции, наличие работ в собраниях музеев и др.;
• перспективы автора: показатели повторных продаж, возраст художника, маркетинговая активность и др.;
• прочая информация, являющаяся частью патентов компании-оценщика, — от макроэкономических показателей, включая цену на нефть, до статуса институции, в которой прошла первая персональная выставка автора, в общей иерархии музеев.
Другими словами, за оценкой работы стоит не только заглядывание в базу аукционных торгов, а серьезная сумма факторов, в которой, к слову, не последнюю роль играет инсайдерская информация (звонки 6–10 знакомым дилерам с вопросом о текущем и потенциальном спросе на художника в обозримой перспективе, поскольку публичные данные не отражают всей картины арт-рынка). Более того, многие оценщики в качестве финального результата предлагают не одну цифру, а ценовой диапазон — совсем как эстимейт у аукционных домов, в пределах которого данная работа может быть продана с максимально возможной вероятностью.
Тем временем наша воображаемая команда на острове Брона получила долгожданные результаты по запросам, которые мы отправили сразу же после первичного осмотра работ, — а именно, от Интерпола и других организаций, которые отслеживают работы с сомнительным происхождением. Сам факт нашего запроса был согласован с владельцем — с этого обязана начинаться любая работа профессионального сотрудника, который дорожит своей репутацией.
В данном случае ни одна из примерно десяти баз — явных подделок, сомнительных работ, предметов, подлежащих реституции либо находящихся в розыске и пр., — произведений из коллекции Майлза Брона в своих списках не обнаружила. И хорошо — значит, можно переходить к продолжению оценки, а именно, к различным видам стоимости предметов.
Этим и займемся в следующий раз.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20240702_GlassOnion_5.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20240702_GlassOnion_5.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.