Art Investment

Искусство в кино: сколько стоит коллекция Майлза Брона? Часть 2

Продолжаем рассказ о собрании искусства эпатажного миллиардера из фильма «Достать ножи-2: Стеклянная Луковица» и на этом примере показываем, как производится первичная оценка частного собрания

Коротко напомним вам правила нашей «экономической игры»: на примере художественного фильма «Стеклянная луковица», герои которого попадают на остров, полный предметов искусства, редакция ARTinvestment.RU решила рассказать, как происходит первичная оценка частной коллекции. Для этого мы представили себя в роли гостей и кадр за кадром следуем по фильму, оценивая предметы искусства, которые видит зритель.

Как часто водится у миллиардеров, документы на художественные активы у нашего владельца-киногероя отсутствуют, и основными инструментами первичной оценки, таким образом, становятся Интернет и опыт проведения подобных «исследований» с минимумом информации и массой ответственности. Словом, полноценная «работа в полях».

Важное замечание, касающееся всех частей статьи: если мы обнаруживаем в коллекции «киношного» Брона произведения искусства, которые на момент создания фильма хранились в музейных собраниях, то по правилам нашей игры предполагаем, что институции продали свои работы частному владельцу в период пандемии (как они часто, увы, вынуждены были поступать в реальной жизни). На самом деле — успокоим читателя — все упоминаемые предметы искусства из собраний музеев по состоянию на 2024 год остались на месте и готовы радовать посетителей постоянных экспозиций.

А наша команда тем временем добралась до пятой зоны — и продолжает работу:

Зона № 5: Главный зал

Кол-во работ: 16

№ 1

Автор: Марк Ротко

Название: Номер 207 (Красный поверх темно-синего на темно-сером). 1961

Материал, техника: Холст, масло

Оценочная стоимость: $120 млн

Комментарий: Удивительно, но аукционный рекорд Ротко, установленный на Christie's в далеком 2012 году ($86,9 млн), до сих пор на публичных торгах не побит. В частной среде, в ходе разбирательств между коллекционером Дмитрием Рыболовлевым и арт-дилером Ивом Бувье всплывала цифра в $186 млн — столько российский миллиардер, по сообщениям СМИ, заплатил за работу художника в 2014 году. Наш «сегодняшний» Ротко из коллекции Брона — работа, в 2020 году (время действия в фильме) находившаяся в небольшом музее при университете Беркли в Калифорнии. Изобразительное искусство в Berkeley Art Museum далеко не на первых ролях: основная экспозиция посвящена истории кинематографа. Видимо, поэтому музей и «согласился» на ее «продажу» американскому миллиардеру с наступлением пандемии. Примечательны 2 факта: данная работа написана в условно-красной гамме — самой желанной коллекционерами (а оттого редкой на аукционах и непременно дорогой), но при этом висит в кадре вверх ногами. То ли Майлз Брон сэкономил на арт-консультантах при развеске, то ли решил, что «и так сойдет».

№ 2

Автор: Пит Мондриан

Название: Композиция в овале с цветными плоскостями. 1914

Материал, техника: Холст, масло

Оценочная стоимость: $20 млн

Комментарий: Отмечаем, что Майлз Брон тесно дружит с Рокфеллерами — иначе работа Мондриана из собрания Нью-Йоркского музея современного искусства (созданного и содержащегося на деньги магнатов) к нему в коллекцию не попала бы. Кстати сказать, не самый достойный Мондриан из МоМА — на рубеже 20–30-х годов XX века художник создал самую сильную серию, наиболее дорогая работа из которой была продана на Christie's в 2015 году за $50,6 млн. А вот вариант, доставшийся Брону, — «проба пера» нидерландского художника в кубизме, созданная десятком лет ранее. Работы из этой серии на публичных торгах продавались в пределах $8–16 млн.

№ 3

Автор: Александр Колдер

Название: Проект Pour Un Stabile. 1969

Материал, техника: Бумага, гуашь

Оценочная стоимость: $100 тыс.

Комментарий: Общеизвестно, что знаковые работы Колдера условно делятся на «мобили» (подвешенные к потолку) и «стабили» (стоящие на полу). В данному случае у нас эскиз к созданию стабиля, смотрящийся сиротой на фоне остальных многомилионных работ. Но даты совпадают: наше путешествие на остров миллиардера датируется летом 2020 года, а данная работа была приобретена в мае того же года на Sotheby's за $162,5 тыс. Неизвестно, чем обусловлено желание Брона разместить в главном зале среди холстов гуашь на бумаге, — видимо, владелец исходит из тех же соображений, что продиктовали ему неправильно повесить Ротко или повесить такую же гуашь на бумаге (но в исполнении Анри Матисса) в уборной. Оценим приобретение в $100 тыс., поскольку эстимейт в $40–50 тыс. на момент продажи вполне отвечал рынку.

№ 4

Автор: Пабло Пикассо

Название: Натюрморт с мандолиной и галетой. 1924

Материал, техника: Холст, масло

Оценочная стоимость: $20 млн

Комментарий: Картина с шикарным провенансом и сложной судьбой. Изначально приобретенный в мастерской художника натюрморт был продан британским владельцем во время Второй мировой войны в MoMA, а затем выкуплен оттуда в 1960-х годах американским коллекционером Жаком Гельманом. Супруга Натали, пережившая мужа на 20 лет, посмертно завещала работу Метрополитен-музею. Судя по тому, что мы видим ее в коллекции Майлза Брона, музей обошелся с завещанием крайне формально — продав ее миллиардеру во время карантина для поддержания температурно-влажностного режима внутри музея (об отсутствии средств на оплату которого Метрополитен неоднократно сообщал в СМИ в начале 2020 года — чем не предполагаемый повод для продажи в нашей игровой теории?). Оценочная стоимость в $30 млн не должна смущать читателя: самый дорогой натюрморт Пабло Пикассо был продан за $41,5 млн на Sotheby's в 2012 году (при этом представлял более поздний и ценный период абстракции). А так, подобно Мондриану, кубистические эксперименты Пикассо на стыке новаторства и апроприации рынок ценит на уровне $8–10 млн. Удвоим эту стоимость за счет безупречного провенанса и ведущего мирового музея.

№ 5

Автор: Сай Твомбли

Название: Без названия (Вакх, 1-я версия IV)

Материал, техника: Доска, акрил

Оценочная стоимость: $12 млн

Комментарий: Оказывается, Майлз Брон сотрудничает с Гагосяном! Иначе присутствие работы Твомбли из серии, на которую имеет права ведущий галерист современности, не объяснить. И хотя Ларри свои ценники в публичном поле не придает огласке, в 2023 году мы увидели аналогичные работы и на торгах Christie's (продана за $19,9 млн), и в собрании Музея современного искусства в Сан-Франциско. Предположим, что Гагосян выручил за работу художника из «красной» серии около  $15 млн (его обычный ценник), однако оценочная стоимость данного полотна несколько ниже. Самое же дорогое произведение Сая Твомбли (естественно, монохромная абстракция) на момент сделки с Броном нашла покупателя на Sotheby's за $62,8 млн.

№ 6

Автор: Жан-Мишель Баския

Название: В этом случае. 1983

Материал, техника: Холст, акрил

Оценочная стоимость: $50 млн

Комментарий: Наконец-то мы встретили в коллекции Жан-Мишеля Баскию. Интересно, что данная работа была продана на аукционах дважды: в 2002 году за $1 млн (Sotheby’s), в 2021-м — за $93,1 млн (Christie’s). Поскольку, по условиям игры, у нас на дворе 2020 год, предположим, что между двумя аукционами кто-то в частном порядке продал ее Майлзу Брону. Если это произошло после 2017 года, когда Юсаку Маедзава купил самого дорогого (на тот момент) Баскию за $110 млн, не исключено, что Брону предложили «перебить» ставку, показав силу американского капитала перед японским. Тем не менее представленный в его коллекции череп авторства Жан-Мишеля уступает в художественной ценности другим работам художника из той же серии. Стало быть, «в этом случае» — лишь $50 млн при оценке работы.

№ 7

Автор: Дэвид Хокни

Название: Николс-Каньон. 1980

Материал, техника: Холст, масло

Оценочная стоимость: $25 млн

Комментарий: Эта работа была приобретена частным владельцем в 1982 году в André Emmerich Gallery в Нью-Йорке и, похоже, именно от него впоследствии попала в коллекцию Майлза. Чуть позже (в декабре 2020 года) она же будет продана на Phillips за $41,1 млн. Хороший пример инвестиционной удачи, поскольку на лето 2020 года стоимость (пусть и большеформатной) работы из данной серии Дэвида Хокни не превышала $25 млн. Рекорд же британского художника — $90,3 млн — установлен в 2018 году на Christie’s, но, как говорится, серия серии рознь.

№ 8

Автор: Фрэнсис Бэкон

Название: Распятие. 1933

Материал, техника: Холст, масло

Оценочная стоимость: $35 млн

Комментарий: Небольшая работа раннего периода творчества Бэкона; каталогизирована, но в выставках активно не участвовала; по состоянию на 2020 год находилась в частной коллекции. Самое дорогое произведение Бэкона было продано на Christie’s за $142,4 млн в 2013 году («Три этюда к портрету Люсьена Фрейда», 1969). Однако работы британца на религиозную тематику пользовались гораздо меньшим вниманием коллекционеров: рекордная цена в этой серии — $52,7 млн (2007, Sotheby’s). Вот если бы Френсис Бэкон «распял» Люсьена Фрейда или Папу Римского (любимые герои художника), то можно было бы увеличить оценку. Но нет, всего $35 млн. И то — с большой натяжкой.

На Бэконе мы решили сделать небольшой перерыв — дальше на стенах сплошь висит «новодел»: портрет самого Майлза Брона, написанный в стиле покойного Люсьена Фрейда, триптих в стиле самого Бэкона, подозрительно напоминающий почерк Джорджа Кондо, а также Канье Уэст, стилизованный неизвестным художником-муралистом под фрески древней Эллады. Однако в этот момент последовал обещанный хозяином сюрприз: перед нами в небольшой нише открылась… Мона Лиза Леонардо!

Как, почему, откуда? Подделка или созданная Лувром копия? Или, что совсем невероятно, — оригинал, который мог покинуть стены музея лишь после всенародного референдума (согласно французскому законодательству) или фантастической кражи. На эти вопросы Майлз Брон ответит в следующей части статьи.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20240614_GlassOnion_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20240614_GlassOnion_2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

﴾Первые имена﴿ МАВРИНА Татьяна Алексеевна (1900‒1996) Дама в желтой кофте. 1939 (41,3 × 28,7 см)

Текущая ставка300000 RUB
Окончание торгов2024-07-26 12:00
сделать ставку

﴾Первые имена﴿ МАВРИНА Татьяна Алексеевна (1900‒1996) Ручей. 1971–1973 (34,5 × 40,8 см)

Текущая ставка150000 RUB
Окончание торгов2024-07-26 12:00
сделать ставку

СИТНИКОВ Василий Яковлевич (1915–1987) Сидящая обнаженная. Из цикла «Уроки». 1971 (85,8 × 61,7 см)

Текущая ставка35000 RUB
Окончание торгов2024-07-26 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».