Искусство в кино: сколько стоит коллекция Майлза Брона? Часть 4
Продолжаем рассказ о собрании искусства эпатажного миллиардера из фильма «Достать ножи-2: Стеклянная Луковица» и на этом примере показываем, как производится первичная оценка частного собрания
Коротко напомним вам правила нашей «экономической игры»: на примере художественного фильма «Стеклянная луковица», герои которого попадают на остров, полный предметов искусства, редакция ARTinvestment.RU решила рассказать, как происходит первичная оценка частной коллекции. Для этого мы представили себя в роли гостей и кадр за кадром следуем по фильму, оценивая предметы искусства, которые видит зритель.
Важное замечание, касающееся всех частей статьи: если мы обнаруживаем в коллекции «киношного» Брона произведения искусства, которые на момент создания фильма хранились в музейных собраниях, то по правилам нашей игры предполагаем, что институции продали свои работы частному владельцу в период пандемии (как они часто, увы, вынуждены были поступать в реальной жизни) и далее указываем эти музейные собрания в провенансе.
Итак, первичная опись предметов завершена. Дальше команда оценщиков коллекции приступает к «свободному творчеству» — внесению полученной информации в таблицы, которые каждый специалист делает по собственному усмотрению, на основе опыта и желаемого заказчиком результата. Далее мы предложим читателю нечто среднее из увиденного нами на рынке в различных международных практиках.
Основных целей у нас четыре: оценить коллекцию с точки зрения ее сохранности, художественной (кураторской) целостности, с финансовой точки зрения, включая перспективу капитализации (роста общей стоимости), и на основе полученных данных предложить варианты управления коллекцией. Начнем с первых двух целей.
Таблица 1. Коллекция Майлза Брона. Общие данные и провенанс
№ | Автор | Статус | Название | Основа, техника | Провенанс | Атрибуция |
1 | Марк Ротко | †1970 | Номер 207 (Красный поверх темно-синего на темно-сером). 1961 | Холст, масло | Berkeley Art Museum | Подтверждена |
2 | Пит Мондриан | †1944 | Композиция в овале с цветными плоскостями. 1914 | Холст, масло | MoMA | Подтверждена |
3 | Александр Колдер | †1976 | Проект Pour Un Stabile. 1969 | Бумага, гуашь | Sotheby's | Подтверждена |
4 | Пабло Пикассо | †1973 | Натюрморт с мандолиной и галетой. 1924 | Холст, масло | MoMA | Подтверждена |
5 | Сай Твомбли | †2011 | Без названия (Вакх, 1-я версия IV) | Доска, акрил | Gagosian Gallery | Подтверждена |
6 | Жан-Мишель Баския | †1988 | В этом случае. 1983 | Холст, масло | Частная коллекция | Подтверждена |
7 | Дэвид Хокни | *1937 | Николс-Каньон. 1980 | Холст, масло | Частная коллекция | Подтверждена |
8 | Фрэнсис Бэкон | †1992 | Распятие. 1933 | Холст, масло | Частная коллекция | Подтверждена |
9 | Поль Сезанн | †1906 | Игроки в карты. 1894–1895 | Холст, масло | Частная коллекция | Подтверждена |
10 | Густав Климт | †1918 | Золотая рыбка. 1902 | Холст, масло | Swiss Institute for Art Research (SIK-ISEA) | Подтверждена |
11 | Дэвид Чоу | *1976 | Ничто не вечно. Конец 2010-х | Бетон, акриловая аэрозольная краска | Создана на месте | Подтверждена |
12 | Анри Матисс | †1954 | Радость жизни. 1905–1906 | Холст, масло | The Barnes Foundation | Подтверждена |
13 | Клод Моне | †1926 | Водяные лилии. 1910-е | Холст, масло | Musée Marmottan Monet | Подтверждена |
14 | Винсент Ван Гог | †1890 | Подсолнухи. 1888 | Холст, масло | Neue Pinakothek | Подтверждена |
15 | Винсент Ван Гог | †1890 | Портрет матери художника. 1888 | Холст, масло | Norton Simon Museum | Подтверждена |
16 | Винсент Ван Гог | †1890 | Портрет мадам Трабук. 1889 | Холст, масло | Государственный Эрмитаж | Подтверждена |
17 | Анри Матисс | †1954 | Икар. Из серии иллюстраций к книге «Джаз». 1947 | Бумага, гуашь | Частная коллекция | Подтверждена |
18 | Эдгар Дега | †1917 | Абсент (В кафе). 1875–1876 | Холст, масло | Musee d'Orsay | Подтверждена |
19 | Бэнкси | *1973 (?) | Пирс | Полимерные материалы | Создана на месте | Подтверждена |
20 | Джексон Поллок (?) | †1956 | Незавершенная абстракция | Холст, масло | - | Требуется |
21 | Джордж Кондо (?) | *1957 | Триптих с изображением Рональда Макдональда в стиле Фрэнсиса Бэкона | Холст, масло | - | Требуется |
22 | Дэвид Иншоу (?) | *1943 | Парковый пейзаж | Холст, масло | - | Требуется |
23 | Люсьен Фрейд (?) | †2011 | Портрет Майлза Брона в стиле Люсьена Фрейда | Холст, масло | - | Требуется |
24 | Рой Лихтенштейн (?) | †1997 | Большеформатная работа в стиле серий начала 1960-х годов | Холст, масло | - | Требуется |
25 | Неизвестный автор | - | Мурал с изображением Канье Уэста в образе Зевса | Бетон, акриловая аэрозольная краска | Создана на месте | Требуется |
26 | Неизвестный автор | - | Колонны, архаика, 6 шт. | Мрамор | - | Требуется |
27 | Неизвестный автор | - | Металлические скульптуры, 8 шт. | Сталь | - | Требуется |
28 | Неизвестный автор | - | Скульптуры, лицензия. 40 шт. | Стекло | - | Требуется |
29 | Неизвестный автор | - | Дизайнерская люстра | Стекло, полимерные материалы | - | Требуется |
30 | Неизвестный автор | - | Дизайнерская мебель | Дерево, кожа, сталь, полимерные материалы | - | Требуется |
*1937 — ныне живущие художники, год рождения.
†1970 — умершие художники, год смерти.
Начинаем разбираться. Из 30 работ в коллекции авторство подтверждено у 19 работ (63 %), 11 предметов требуют атрибуции. 10 работ (33 %) имеют музейный провенанс — выше которого может быть лишь «музейный провенанс с предварительным владением членом королевской семьи». Из 19 подтвержденных художников трое (10 %) являются нашими современниками (*) — соответственно, оборотный фонд остальных 16 авторов (†) не вырастет (более устойчивый актив). Все 19 работ с подтвержденным авторством составляют живопись (15 произведений), графика (2), мурал (1) и объект (1). За исключением одной работы (акрил на доске Сая Твомбли), вся живопись создана маслом на холсте — в самом дорогом и желанном арт-рынком сочетании.
По классификации периодов творчества, принятой международными аукционными домами, работы из коллекции представляют импрессионизм (6 работ, 32 %), модернизм (5 работ, 26 %), послевоенное (3 работы, 16 %) и современное искусство (5 работ, 26 %). Старых мастеров в коллекции не отмечено (а художников ультрасовременного направления не могло быть в принципе, поскольку этот термин был взят на вооружение рынком в 2021 году, через год после описываемых в фильме событий).
По жанрам коллекция также неоднородна: преобладает портрет (6 работ, 32 %) и абстракция (5 работ, 26 %); остальные жанры — бытовой, мифологический, пейзаж и натюрморт — представлены двумя работами каждый (по 11 %). Соотношение абстрактного (26 %) и фигуративного (74 %) искусства, таким образом, составляет 1/3.
При большом желании в составе работ коллекции можно найти минимальные пересечения (эволюция портрета от импрессионизма к современному искусству, развитие абстракции от послевоенного до современного искусства). Однако в целом коллекция представляет собой набор хаотично приобретенных работ без какого-либо очевидного художественного (наследование традиций, диалог художников) или кураторского (развеска, диалог самих работ) замысла. Расположение предметов по зонам также вызывает вопросы: в развеске нет повествовательного элемента, а размещение работ относительно друг друга по цветовой гамме говорит делает экспозицию еще более эклектичной, но никак не целостной.
Обращаем внимание, что в цифрах мы говорим исключительно об «условно-атбирутированной» части работ, однако в реальности эти 19 предметов с подтвержденным авторством требовали бы наличия документов: договоров купли-продажи, экспертных заключений, дарственных и пр. Что уж говорить про оставшиеся 11 предметов (или групп предметов) — этим будет строго рекомендовано пройти атрибуцию до продолжения любых дальнейших действий оценщика.
Таблица 2. Коллекция Майлза Брона. Сохранность
№ | Автор | Основа, техника | Развеска | Температура, °С | Влажность, % | Световая температура, lx | Сохранность |
1 | Марк Ротко | Холст, масло | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
2 | Пит Мондриан | Холст, масло | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
3 | Александр Колдер | Бумага, гуашь | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Низкая |
4 | Пабло Пикассо | Холст, масло | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
5 | Сай Твомбли | Холст, масло | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
6 | Жан-Мишель Баския | Холст, масло | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
7 | Дэвид Хокни | Холст, масло | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
8 | Фрэнсис Бэкон | Холст, масло | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
9 | Поль Сезанн | Холст, масло | Зал (Балкон) | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
10 | Густав Климт | Холст, масло | Зал (Балкон) | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
11 | Дэвид Чоу | Бетон, акриловая аэрозольная краска | Зал (Балкон) | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
12 | Анри Матисс | Холст, масло | Гостевые комнаты | 22 | 55 | 60–100 | Средняя |
13 | Клод Моне | Холст, масло | Терраса | 18—30 | 75 | 40–20 000 | Низкая |
14 | Винсент Ван Гог | Холст, масло | Терраса | 18—30 | 75 | 250–500 | Низкая |
15 | Винсент Ван Гог | Холст, масло | Технические помещения | 22 | 55 | 20–30 | Средняя |
16 | Винсент Ван Гог | Холст, масло | Уборные | 22 | 85 | 40–60 | Низкая |
17 | Анри Матисс | Бумага, гуашь | Уборные | 22 | 85 | 40–60 | Низкая |
18 | Эдгар Дега | Холст, масло | Уборные | 22 | 85 | 40–60 | Низкая |
19 | Бэнкси | Полимерные материалы | Пристань | 2—35 | 100 | 1–120 000 | Низкая |
20 | Джексон Поллок (?) | Холст, масло | Зал (Балкон) | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
21 | Джордж Кондо (?) | Холст, масло | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
22 | Дэвид Иншоу (?) | Холст, масло | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
23 | Люсьен Фрейд (?) | Холст, масло | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
24 | Рой Лихтенштейн (?) | Холст, масло | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
25 | Неизвестный автор | Бетон, акриловая аэрозольная краска | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
26 | Неизвестный автор | Мрамор | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Высокая |
27 | Неизвестный автор | Сталь | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
28 | Неизвестный автор | Стекло | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
29 | Неизвестный автор | Стекло, полимерные материалы | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
30 | Неизвестный автор | Дерево, кожа, сталь, полимерные материалы | Зал | 22 | 55 | 100–150 | Средняя |
Типична для домов олигархов ситуация и с климатическими характеристиками места размещения коллекции: желаемых в теории, «музейных» 18 градусов тепла и 75 % влажности ни в одной из зон нет и в помине! Лишь античные колонны (при должном уходе!) могут чувствовать себя в безопасности — подозреваем, что на своем веку им и не такое довелось пережить. Что касается работ серии «холст-масло» — в относительном порядке они могут некоторое время, при регулярном осмотре, находиться в главном зале, где существует постоянный (пусть и хуже положенного) климатический режим. «Криминал» начинается, когда мы выходим на открытую террасу, где суточное колебание температур и сухой Средиземноморский воздух за несколько лет способны необратимо испортить «Подсолнухи» Ван Гога и «Лилии» Моне. Химические реактивы в туалетных комнатах нанесут непоправимый вред Ван Гогу и Дега; а гуашь на бумаге Матисса считаем уже утраченной. Чуть не забыли про работу на бумаге Александра Колдера в главном зале: при освещенности в 150 люкс (тогда как для графики допустимо лишь 10) основа «выгорит» за считаные месяцы. Его бы переместить в серверную комнату на место портрета матери Ван Гога, где из освещения — лишь блики мониторов…
На это Майлз Брон прогнозируемо скажет, мол «это — заботы страховой компании», и будет (как владелец, но не коллекционер) прав. Впрочем в практике страхования искусства есть один каверзный момент, известный немногим. Но для начала нам нужно посчитать общую стоимость собрания и сделать несколько международных звонков.
Таблица 3. Коллекция Майлза Брона. Текущая оценка
№ | Автор | Название | Основа, техника | Стоимость на момент оценки, $ млн |
1 | Поль Сезанн | Игроки в карты. 1894–1895 | Холст, масло | 350 |
2 | Марк Ротко | Номер 207 (Красный поверх темно-синего на темно-сером). 1961 | Холст, масло | 120 |
3 | Анри Матисс | Радость жизни. 1905–1906 | Холст, масло | 120 |
4 | Густав Климт | Золотая рыбка. 1902 | Холст, масло | 110 |
5 | Винсент Ван Гог | Подсолнухи. 1888 | Холст, масло | 85 |
6 | Винсент Ван Гог | Портрет мадам Трабук. 1889 | Холст, масло | 60 |
7 | Жан-Мишель Баския | В этом случае. 1983 | Холст, масло | 50 |
8 | Фрэнсис Бэкон | Распятие. 1933 | Холст, масло | 35 |
9 | Клод Моне | Водяные лилии. 1910-е | Холст, масло | 30 |
10 | Винсент Ван Гог | Портрет матери художника. 1888 | Холст, масло | 30 |
11 | Дэвид Хокни | Николс-Каньон. 1980 | Холст, масло | 25 |
12 | Пит Мондриан | Композиция в овале с цветными плоскостями. 1914 | Холст, масло | 20 |
13 | Пабло Пикассо | Натюрморт с мандолиной и галетой. 1924 | Холст, масло | 20 |
14 | Бэнкси | Пирс | Полимерные материалы | 15 |
15 | Сай Твомбли | Без названия (Вакх, 1-я версия IV) | Холст, масло | 12 |
16 | Анри Матисс | Икар. Из серии иллюстраций к книге «Джаз». 1947 | Бумага, гуашь | 10 |
17 | Эдгар Дега | Абсент (В кафе). 1875–1876 | Холст, масло | 6 |
18 | Дэвид Чоу | Ничто не вечно. Конец 2010-х | Бетон, акриловая аэрозольная краска | 0,25 |
19 | Александр Колдер | Проект Pour Un Stabile. 1969 | Бумага, гуашь | 0,10 |
Общая оценочная стоимость, $ млн | 1 098 |
Свыше $1 млрд! Мы поздравляем Брона: с высокой долей вероятности, его коллекция не будет застрахована вовсе! Почему так? Дело в том, что страховые компании — как и букмекерские, и казино — зарабатывают на статистике: условно говоря, на один страховой случай приходятся тысячи взносов, с владельцами которых ничего не происходит. Чтобы минимизировать риски, страховые компании делят мир на зоны-сегменты, в каждом из которых не должно находиться застрахованных активов более определенной стоимости. Тогда, следуя вероятности, их убытки будут не так ощутимы.
Поэтому иногда, когда коллекционер купил пентхаус в небоскребе Нью-Йорка и хочет перевезти туда свою застрахованную коллекцию, страховая компания не разрешает ему сделать этого — поскольку дом уже полон статусных соседей и работ и на превышение этого предела «искусства на квадратный метр» ни один брокер не пойдет. Исключение составляют лишь специализированные хранилища предметов искусства («фрипорты»), но там и безопасность куда выше, чем на вилле Брона с массой опасных химических реактивов и отсутствием прислуги. Поэтому, возможно, владельцу придется «проредить» коллекцию, отправив что-то на материк. Либо отстроить бетонный бункер.
В продолжении материала мы оценим инвестиционную привлекательность коллекции миллиардера — от стоимости приобретения к перспективной рыночной стоимости. Переключайтесь, но ненадолго!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20240614_GlassOnion_4.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20240614_GlassOnion_4.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.