Art Investment

Художники и цены

Искусство в кино: сколько стоит коллекция Майлза Брона? Часть 4

Продолжаем рассказ о собрании искусства эпатажного миллиардера из фильма «Достать ножи-2: Стеклянная Луковица» и на этом примере показываем, как производится первичная оценка частного собрания

Коротко напомним вам правила нашей «экономической игры»: на примере художественного фильма «Стеклянная луковица», герои которого попадают на остров, полный предметов искусства, редакция ARTinvestment.RU решила рассказать, как происходит первичная оценка частной коллекции. Для этого мы представили себя в роли гостей и кадр за кадром следуем по фильму, оценивая предметы искусства, которые видит зритель.

Важное замечание, касающееся всех частей статьи: если мы обнаруживаем в коллекции «киношного» Брона произведения искусства, которые на момент создания фильма хранились в музейных собраниях, то по правилам нашей игры предполагаем, что институции продали свои работы частному владельцу в период пандемии (как они часто, увы, вынуждены были поступать в реальной жизни) и далее указываем эти музейные собрания в провенансе.

Итак, первичная опись предметов завершена. Дальше команда оценщиков коллекции приступает к «свободному творчеству» — внесению полученной информации в таблицы, которые каждый специалист делает по собственному усмотрению, на основе опыта и желаемого заказчиком результата. Далее мы предложим читателю нечто среднее из увиденного нами на рынке в различных международных практиках.

Основных целей у нас четыре: оценить коллекцию с точки зрения ее сохранности, художественной (кураторской) целостности, с финансовой точки зрения, включая перспективу капитализации (роста общей стоимости), и на основе полученных данных предложить варианты управления коллекцией. Начнем с первых двух целей.

Таблица 1. Коллекция Майлза Брона. Общие данные и провенанс

Автор Статус Название Основа, техника Провенанс Атрибуция
1 Марк Ротко †1970 Номер 207 (Красный поверх темно-синего на темно-сером). 1961 Холст, масло Berkeley Art Museum Подтверждена
2 Пит Мондриан †1944 Композиция в овале с цветными плоскостями. 1914 Холст, масло MoMA Подтверждена
3 Александр Колдер †1976 Проект Pour Un Stabile. 1969 Бумага, гуашь Sotheby's Подтверждена
4 Пабло Пикассо †1973 Натюрморт с мандолиной и галетой. 1924 Холст, масло MoMA Подтверждена
5 Сай Твомбли †2011 Без названия (Вакх, 1-я версия IV) Доска, акрил Gagosian Gallery Подтверждена
6 Жан-Мишель Баския †1988 В этом случае. 1983 Холст, масло Частная коллекция Подтверждена
7 Дэвид Хокни *1937 Николс-Каньон. 1980 Холст, масло Частная коллекция Подтверждена
8 Фрэнсис Бэкон †1992 Распятие. 1933 Холст, масло Частная коллекция Подтверждена
9 Поль Сезанн †1906 Игроки в карты. 1894–1895 Холст, масло Частная коллекция Подтверждена
10 Густав Климт †1918 Золотая рыбка. 1902 Холст, масло Swiss Institute for Art Research (SIK-ISEA) Подтверждена
11 Дэвид Чоу *1976 Ничто не вечно. Конец 2010-х Бетон, акриловая аэрозольная краска Создана на месте Подтверждена
12 Анри Матисс †1954 Радость жизни. 1905–1906 Холст, масло The Barnes Foundation Подтверждена
13 Клод Моне †1926 Водяные лилии. 1910-е Холст, масло Musée Marmottan Monet Подтверждена
14 Винсент Ван Гог †1890 Подсолнухи. 1888 Холст, масло Neue Pinakothek Подтверждена
15 Винсент Ван Гог †1890 Портрет матери художника. 1888 Холст, масло Norton Simon Museum Подтверждена
16 Винсент Ван Гог †1890 Портрет мадам Трабук. 1889 Холст, масло Государственный Эрмитаж Подтверждена
17 Анри Матисс †1954 Икар. Из серии иллюстраций к книге «Джаз». 1947 Бумага, гуашь Частная коллекция Подтверждена
18 Эдгар Дега †1917 Абсент (В кафе). 1875–1876 Холст, масло Musee d'Orsay Подтверждена
19 Бэнкси *1973 (?) Пирс Полимерные материалы Создана на месте Подтверждена
20 Джексон Поллок (?) †1956 Незавершенная абстракция Холст, масло - Требуется
21 Джордж Кондо (?) *1957 Триптих с изображением Рональда Макдональда в стиле Фрэнсиса Бэкона Холст, масло - Требуется
22 Дэвид Иншоу (?) *1943 Парковый пейзаж Холст, масло - Требуется
23 Люсьен Фрейд (?) †2011 Портрет Майлза Брона в стиле Люсьена Фрейда Холст, масло - Требуется
24 Рой Лихтенштейн (?) †1997 Большеформатная работа в стиле серий начала 1960-х годов Холст, масло - Требуется
25 Неизвестный автор - Мурал с изображением Канье Уэста в образе Зевса Бетон, акриловая аэрозольная краска Создана на месте Требуется
26 Неизвестный автор - Колонны, архаика, 6 шт. Мрамор - Требуется
27 Неизвестный автор - Металлические скульптуры, 8 шт. Сталь - Требуется
28 Неизвестный автор - Скульптуры, лицензия. 40 шт. Стекло - Требуется
29 Неизвестный автор - Дизайнерская люстра Стекло, полимерные материалы - Требуется
30 Неизвестный автор - Дизайнерская мебель Дерево, кожа, сталь, полимерные материалы - Требуется

*1937 — ныне живущие художники, год рождения.

†1970 — умершие художники, год смерти.

Начинаем разбираться. Из 30 работ в коллекции авторство подтверждено у 19 работ (63 %), 11 предметов требуют атрибуции. 10 работ (33 %) имеют музейный провенанс — выше которого может быть лишь «музейный провенанс с предварительным владением членом королевской семьи». Из 19 подтвержденных художников трое (10 %) являются нашими современниками (*) — соответственно, оборотный фонд остальных 16 авторов (†) не вырастет (более устойчивый актив). Все 19 работ с подтвержденным авторством составляют живопись (15 произведений), графика (2), мурал (1) и объект (1). За исключением одной работы (акрил на доске Сая Твомбли), вся живопись создана маслом на холсте — в самом дорогом и желанном арт-рынком сочетании.

По классификации периодов творчества, принятой международными аукционными домами, работы из коллекции представляют импрессионизм (6 работ, 32 %), модернизм (5 работ, 26 %), послевоенное (3 работы, 16 %) и современное искусство (5 работ, 26 %). Старых мастеров в коллекции не отмечено (а художников ультрасовременного направления не могло быть в принципе, поскольку этот термин был взят на вооружение рынком в 2021 году, через год после описываемых в фильме событий).

По жанрам коллекция также неоднородна: преобладает портрет (6 работ, 32 %) и абстракция (5 работ, 26 %); остальные жанры — бытовой, мифологический, пейзаж и натюрморт — представлены двумя работами каждый (по 11 %). Соотношение абстрактного (26 %) и фигуративного (74 %) искусства, таким образом, составляет 1/3.

При большом желании в составе работ коллекции можно найти минимальные пересечения (эволюция портрета от импрессионизма к современному искусству, развитие абстракции от послевоенного до современного искусства). Однако в целом коллекция представляет собой набор хаотично приобретенных работ без какого-либо очевидного художественного (наследование традиций, диалог художников) или кураторского (развеска, диалог самих работ) замысла. Расположение предметов по зонам также вызывает вопросы: в развеске нет повествовательного элемента, а размещение работ относительно друг друга по цветовой гамме говорит делает экспозицию еще более эклектичной, но никак не целостной.

Обращаем внимание, что в цифрах мы говорим исключительно об «условно-атбирутированной» части работ, однако в реальности эти 19 предметов с подтвержденным авторством требовали бы наличия документов: договоров купли-продажи, экспертных заключений, дарственных и пр. Что уж говорить про оставшиеся 11 предметов (или групп предметов) — этим будет строго рекомендовано пройти атрибуцию до продолжения любых дальнейших действий оценщика.

Таблица 2. Коллекция Майлза Брона. Сохранность

Автор Основа, техника Развеска Температура, °С Влажность, % Световая температура, lx Сохранность
1 Марк Ротко Холст, масло Зал 22 55 100–150 Средняя
2 Пит Мондриан Холст, масло Зал 22 55 100–150 Средняя
3 Александр Колдер Бумага, гуашь Зал 22 55 100–150 Низкая
4 Пабло Пикассо Холст, масло Зал 22 55 100–150 Средняя
5 Сай Твомбли Холст, масло Зал 22 55 100–150 Средняя
6 Жан-Мишель Баския Холст, масло Зал 22 55 100–150 Средняя
7 Дэвид Хокни Холст, масло Зал 22 55 100–150 Средняя
8 Фрэнсис Бэкон Холст, масло Зал 22 55 100–150 Средняя
9 Поль Сезанн Холст, масло Зал (Балкон) 22 55 100–150 Средняя
10 Густав Климт Холст, масло Зал (Балкон) 22 55 100–150 Средняя
11 Дэвид Чоу Бетон, акриловая аэрозольная краска Зал (Балкон) 22 55 100–150 Средняя
12 Анри Матисс Холст, масло Гостевые комнаты 22 55 60–100 Средняя
13 Клод Моне Холст, масло Терраса 18—30 75 40–20 000 Низкая
14 Винсент Ван Гог Холст, масло Терраса 18—30 75 250–500 Низкая
15 Винсент Ван Гог Холст, масло Технические помещения 22 55 20–30 Средняя
16 Винсент Ван Гог Холст, масло Уборные 22 85 40–60 Низкая
17 Анри Матисс Бумага, гуашь Уборные 22 85 40–60 Низкая
18 Эдгар Дега Холст, масло Уборные 22 85 40–60 Низкая
19 Бэнкси Полимерные материалы Пристань 2—35 100 1–120 000 Низкая
20 Джексон Поллок (?) Холст, масло Зал (Балкон) 22 55 100–150 Средняя
21 Джордж Кондо (?) Холст, масло Зал 22 55 100–150 Средняя
22 Дэвид Иншоу (?) Холст, масло Зал 22 55 100–150 Средняя
23 Люсьен Фрейд (?) Холст, масло Зал 22 55 100–150 Средняя
24 Рой Лихтенштейн (?) Холст, масло Зал 22 55 100–150 Средняя
25 Неизвестный автор Бетон, акриловая аэрозольная краска Зал 22 55 100–150 Средняя
26 Неизвестный автор Мрамор Зал 22 55 100–150 Высокая
27 Неизвестный автор Сталь Зал 22 55 100–150 Средняя
28 Неизвестный автор Стекло Зал 22 55 100–150 Средняя
29 Неизвестный автор Стекло, полимерные материалы Зал 22 55 100–150 Средняя
30 Неизвестный автор Дерево, кожа, сталь, полимерные материалы Зал 22 55 100–150 Средняя

Типична для домов олигархов ситуация и с климатическими характеристиками места размещения коллекции: желаемых в теории, «музейных» 18 градусов тепла и 75 % влажности ни в одной из зон нет и в помине! Лишь античные колонны (при должном уходе!) могут чувствовать себя в безопасности — подозреваем, что на своем веку им и не такое довелось пережить. Что касается работ серии «холст-масло» — в относительном порядке они могут некоторое время, при регулярном осмотре, находиться в главном зале, где существует постоянный (пусть и хуже положенного) климатический режим. «Криминал» начинается, когда мы выходим на открытую террасу, где суточное колебание температур и сухой Средиземноморский воздух за несколько лет способны необратимо испортить «Подсолнухи» Ван Гога и «Лилии» Моне. Химические реактивы в туалетных комнатах нанесут непоправимый вред Ван Гогу и Дега; а гуашь на бумаге Матисса считаем уже утраченной. Чуть не забыли про работу на бумаге Александра Колдера в главном зале: при освещенности в 150 люкс (тогда как для графики допустимо лишь 10) основа «выгорит» за считаные месяцы. Его бы переместить в серверную комнату на место портрета матери Ван Гога, где из освещения — лишь блики мониторов…

На это Майлз Брон прогнозируемо скажет, мол «это — заботы страховой компании», и будет (как владелец, но не коллекционер) прав. Впрочем в практике страхования искусства есть один каверзный момент, известный немногим. Но для начала нам нужно посчитать общую стоимость собрания и сделать несколько международных звонков.

Таблица 3. Коллекция Майлза Брона. Текущая оценка

Автор Название Основа, техника Стоимость на момент оценки, $ млн
1 Поль Сезанн Игроки в карты. 1894–1895 Холст, масло 350
2 Марк Ротко Номер 207 (Красный поверх темно-синего на темно-сером). 1961 Холст, масло 120
3 Анри Матисс Радость жизни. 1905–1906 Холст, масло 120
4 Густав Климт Золотая рыбка. 1902 Холст, масло 110
5 Винсент Ван Гог Подсолнухи. 1888 Холст, масло 85
6 Винсент Ван Гог Портрет мадам Трабук. 1889 Холст, масло 60
7 Жан-Мишель Баския В этом случае. 1983 Холст, масло 50
8 Фрэнсис Бэкон Распятие. 1933 Холст, масло 35
9 Клод Моне Водяные лилии. 1910-е Холст, масло 30
10 Винсент Ван Гог Портрет матери художника. 1888 Холст, масло 30
11 Дэвид Хокни Николс-Каньон. 1980 Холст, масло 25
12 Пит Мондриан Композиция в овале с цветными плоскостями. 1914 Холст, масло 20
13 Пабло Пикассо Натюрморт с мандолиной и галетой. 1924 Холст, масло 20
14 Бэнкси Пирс Полимерные материалы 15
15 Сай Твомбли Без названия (Вакх, 1-я версия IV) Холст, масло 12
16 Анри Матисс Икар. Из серии иллюстраций к книге «Джаз». 1947 Бумага, гуашь 10
17 Эдгар Дега Абсент (В кафе). 1875–1876 Холст, масло 6
18 Дэвид Чоу Ничто не вечно. Конец 2010-х Бетон, акриловая аэрозольная краска 0,25
19 Александр Колдер Проект Pour Un Stabile. 1969 Бумага, гуашь 0,10
Общая оценочная стоимость, $ млн 1 098

Свыше $1 млрд! Мы поздравляем Брона: с высокой долей вероятности, его коллекция не будет застрахована вовсе! Почему так? Дело в том, что страховые компании — как и букмекерские, и казино — зарабатывают на статистике: условно говоря, на один страховой случай приходятся тысячи взносов, с владельцами которых ничего не происходит. Чтобы минимизировать риски, страховые компании делят мир на зоны-сегменты, в каждом из которых не должно находиться застрахованных активов более определенной стоимости. Тогда, следуя вероятности, их убытки будут не так ощутимы.

Поэтому иногда, когда коллекционер купил пентхаус в небоскребе Нью-Йорка и хочет перевезти туда свою застрахованную коллекцию, страховая компания не разрешает ему сделать этого — поскольку дом уже полон статусных соседей и работ и на превышение этого предела «искусства на квадратный метр» ни один брокер не пойдет. Исключение составляют лишь специализированные хранилища предметов искусства («фрипорты»), но там и безопасность куда выше, чем на вилле Брона с массой опасных химических реактивов и отсутствием прислуги. Поэтому, возможно, владельцу придется «проредить» коллекцию, отправив что-то на материк. Либо отстроить бетонный бункер.

В продолжении материала мы оценим инвестиционную привлекательность коллекции миллиардера — от стоимости приобретения к перспективной рыночной стоимости. Переключайтесь, но ненадолго!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20240614_GlassOnion_4.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20240614_GlassOnion_4.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».