Art Investment

Художники и цены

Второй «живописный» аукцион в Никитском. 12 декабря 2013. Итоги

12 декабря «Дом антикварной книги в Никитском» провел свой 21-й аукцион. На торги была выставлена русская живопись, графика, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства XIX — XX веков. «Живописный» аукцион дом «В Никитском» проводит всего-навсего второй раз, поэтому посмотреть было особенно интересно: и что соберут, и как подадут, и что продадут.

Первый «живописный» аукцион в апреле этого года оказался очень успешен: было продано, напомним, 55,6 % лотов (61,2 % — по живописи и графике). После такого успеха устроители явно решили не менять концепцию и снова сделать ставку на громкие, проверенные временем имена художников первой половины XIX века. Так, в этом каталоге им удалось собрать произведения Александра Орловского, Николая Ярошенко, Зинаиды Серебряковой, Веры Пестель, Роберта Фалька, Альберта Бенуа, Мстислава Добужинского, Максимилиана Волошина и др. Каталог был разделен на несколько стрингов: «Живопись художников товарищества передвижных художественных выставок», «Русская — советская живопись XIX — XX веков»; «Спорт в живописи и графике 1930–70-х годов»; «Оригинальная графика русских художников XIX — XX веков»; «Печатная графика русских художников XIX — XX веков»; «Миниатюрная скульптура В. А. Ватагина»; «Русское декоративно-прикладное искусство XIX — XX веков». Ожидаемо, самым результативным оказался стринг живописи XIX — XX веков: продано 56 % из выставленных в нем 23 лотов на общую сумму 9 886 000 рублей (73 % от общей выручки торгов).

Общий же результат торгов немного не дотягивает до итогов весеннего аукциона — сказалось, видимо, практически полное отсутствие заочных ставок. Согласитесь, 9 заочек — это капля в море, особенно по сравнению с первым живописным аукционом Никитского, когда по заочным ставкам ушло более 60 лотов, то есть почти две трети всего проданного. Результат аукциона в цифрах: продано 71 из 169 выставленных лотов (42,01 %), на общую сумму 13 527 200 рублей, что составляет 40,14 % от среднего эстимейта. Вполне уверенный итог, слегка выше среднего уровня аукционных продаж этого года и вполне на уровне других результатов этой зимы (с разницей в 1–2 процента, идентичный результат показали, например, торги аукционного дома «Кабинетъ», прошедшие 11 декабря).

В зале присутствовало около двух десятков человек, и в этот раз тон торгов задавали именно они. Залу досталось 60 проданных лотов (из 71), 7 раз сыграла заочная ставка, 4 раза победил телефон.

Самой дорогой работой аукциона стал двусторонний рисунок Зинаиды Серебряковой 1916–1917 годов — «Портрет Петра Соколова» с наброском шести обнаженных фигур к незаконченной картине «Купание» на обороте (лот 16). Рисунок, еще до начала торгов называвшийся среди самых интересных лотов аукциона, обладал самым высоким эстимейтом — 4 000 000–4 500 000 рублей, и был продан в зал по старту в 3 700 000 рублей.

Хорошие результаты показали две работы Надежды Удальцовой — «Портрет артиста театра “Ромэн” С. Ф. Шишкова» 1945 года (лот 27) и «Девушка, читающая книгу» 1940–50-х (лот 28). Оба лота ушли в зал по старту за 1 300 000 и 1 500 000 рублей соответственно. Кроме того, дороже миллиона был продан эскиз занавеса Александра Тышлера к опере Родиона Щедрина «Не только любовь» для Большого театра (лот 33). Эта тонкая, изысканная по цвету работа также нашла своего покупателя в зале и ушла по стартовой цене в 1 250 000 рублей.

Открывал аукцион раздел художников-передвижников. Как часто бывает, участники аукциона в борьбу включились не с самых первых лотов и, возможно, вследствие этого было продано лишь 3 из 12 работ стринга. Самым дорогим его лотом стал «Вид с колокольни Саввино-Сторожевского монастыря» С. Ю. Жуковского (лот 9), ушедший в зал за 750 000 рублей.

Затем шел очень успешный стринг живописи XIX — XX веков, о котором было рассказано выше. Кстати, покупались в этом разделе не только топовые вещи. Уходили с молотка работы и среднего, и нижнего ценовых сегментов. Например, самой доступной работой стал лот 18 — небольшое масло на бумаге «Розовые облака» И. И. Константинова. Работа ушла в зал за скромные 9 000 рублей.

Совсем неплохо продавались работы на спортивную тематику: 9 из 15 лотов этого раздела нашли своих новых владельцев. В том числе и лоты 46 и 47 — два масла на картоне Сергея Лучишкина на актуальную тему зимних видов спорта. Оба лота ушли в зал по 100 000 рублей каждый.

Однако не все в этот вечер складывалось так, как ожидали устроители. Совсем без энтузиазма отнеслась публика к разделу миниатюрных скульптур Василия Ватагина. Аукционист Анатолий Гостев, как мог, пытался пробудить интерес покупателей к 12 выставленным в разделе миниатюрам, иногда даже снижая цену старта в несколько раз. Так, старт по миниатюре «Гриф, сидящий на пне» (лот 57) был снижен с 12 000 до 3 000 рублей, но по большей части всё было тщетно. Лишь 2 работы Ватагина были проданы: лот 54 — «Сидящий орангутанг» — за 6 000 рублей (эстимейт 20 000–25 000) и лот 56 — «Сидящий медведь» — 7 000 рублей (эстимейт 20 000–25 000).

«Графика русских художников XIX — XX веков» — самый обширный раздел торгов, включавший 82 лота. Он принес и неплохие результаты, и наконец-то борьбу между участниками. Почти все предыдущие лоты уходили без торга, а вот на графике участники решили отыграться. Схватка вечера случилась за «Три силуэта» Е. Кругликовой (лот 88). За лот, стартовавший с 15 000 рублей, сражались 2 участника в зале, не уступавшие друг другу на протяжении 9 шагов. В итоге лот ушел к победителю за 29 000 рублей, практически удвоив цифру старта. Самой дорогой работой в этом разделе стал рисунок «Татарские пляски» Л. Наумовой (лот 121), проданный в зал за 200 000 рублей.

Неплохо ушла тиражная графика: было продано 7 из 12 лотов стринга, все — в зал и все — по старту.

В стринге ДПИ, завершавшем этот аукцион, несмотря на все усилия аукциониста, было продано лишь 3 лота из 12.

Каков итог? Несмотря на не слишком потрясающие воображение результаты, аукцион «В Никитском» прошел не хуже осенних торгов ряда других аукционных домов. Да, без рекордов, но в последние несколько месяцев российский арт-рынок особыми рекордами вообще не блещет. О причинах этого мы уже писали много раз. В Никитском же мы вчера видели нормальный рабочий процесс, когда за справедливые деньги покупаются хорошие вещи. Изобразительное искусство для «Никитского» — предмет пока непрофильный, есть что исправлять в подготовке и ведении торгов, есть к чему стремиться. Будем надеяться на рекорды в следующем, 2014 году.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20131213_nikitsky_12_dec.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20131213_nikitsky_12_dec.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

МАВРИНА Татьяна Алексеевна (1900‒1996) Урожайный год на яблоки. 1971 (34 × 44,7 см)

Текущая ставка30000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

БЕНУА Николай Александрович (1901–1988) Маски на карнизе. Эскиз фрагмента декорации к спектаклю «Бал-маскарад». 1979 (31,5 × 22,4 см в свету)

Текущая ставка30000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

СИТНИКОВ Василий Яковлевич (1915–1987) Обнаженная фигура. Из цикла «Уроки». 1970 (83,4 × 59,6 см)

Текущая ставка750000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».