Как прошел второй аукцион VLADEY. Репортаж из-за загородки
Почти 70 процентов продаж и два рекорда. Погоду в этот раз делала совсем не обычная для наших аукционов публика
Правила и привычки VLADEY ко второму аукциону остались прежними: тех, кто заявился потенциальным покупателем, пустили в зал на стулья, остальные остались смотреть из-за ограждения. Несмотря на все сигналы (что на русских аукционах так не принято) Овчаренко на уступки праздной публике не пошел. И вроде бы даже ужесточил режим. Так, по отзывам присутствующих в зале участников форума AI, теперь желающим зарегистрироваться устраивали еще и оценку платежеспособности — вопросы задавали типа «за какие лоты собираетесь торговаться», и всё такое.
В результате к началу торгов расклад в зале получился примерно такой: на стульях оказалось около 45 покупателей, а за ограждением — еще около 60 человек «балласта». В том смысле, что не покупатели, хотя тоже сплошь приличные люди, включая известных коллекционеров. Стоять предстояло часа полтора. И те, кто помоложе, быстро сделали выбор между варикозом и формальными приличиями. Вскоре одна компания даже уселась на пол — я все ждал, когда появятся водка с шашлыком. Чем кончилось, каюсь, не досмотрел, потому что вскоре увлекли торги.
Но перед этим еще пару слов о полезной публике. Вопреки ожиданиям, второй аукцион не превратился в «аукцион друзей» с обычной обоймой арт-деятелей. И это хорошо. В зале, конечно, были всем известные лица (в частности, коллекционер Маркин и галерист Фролов), но погоду в этот раз делала другая публика. Какая-то совсем не обычная для наших аукционов. На вид — финансисты. Возраст 35 +. В этот раз партнером аукциона была инвесткомпания GHP. Предполагаю, секрет в том, что они и сами с шефом подтянулись, да еще с собой клиентов привели. В процессе торгов ведущий Владимир Овчаренко не раз обращался к активному покупателю Марку — вероятно, Марку Гарберу, председателю совета директоров GHP. Кто был еще? Знаю, что и другие галеристы своих клиентов на торги приглашали. Кто смог прийти, а кто не смог — это другой вопрос. Обычная московская история. Но покупатели в итоге собрались. При этом многие, как мне кажется, покупали для удовольствия, без холодного инвестиционного расчета. Судя по отдельным решениям, и публика была не самая подготовленная. Нелогичное поведение отдельных покупателей даже вызвало подозрение у опытных, с наметанным глазом, людей с нашего форума. Хотя лично я думаю, что дело в естественной неискушенности и следующей отсюда спонтанности действий. Делаю такой вывод, потому что ряд недооцененных и инвестиционно привлекательных работ потенциальные покупатели или вовсе «проморгали», или купили словно случайно, по стартам, без борьбы. Люди разбирающиеся за такие лоты поборолись бы, скорее всего. И наоборот.
Впрочем, теперь можно с чистой совестью критиковать и строить предположения, потому что аукцион действительно удался. Из 116 лотов (двух лотов — 24 и 44 — изначально не было в каталоге) было продано 80. Процент ухода по лотам 68,97 процента (я-то прикидывал, что будет 55 процентов). Итог по деньгам — 1 110 650 евро. И я предполагаю, что по факту процент проданного будет еще выше. Например, знакомый галерист поделился, что будет рекомендовать своим клиентам поучаствовать в постаукционных переговорах. Может, еще чего уйдет.
Сами торги шли волнами. Всплески активности сменялись сонными покупками по стартам. Старты, к слову, практически всегда были ниже нижних эстимейтов. Обычно вещи с эстимейтами 10–15 тысяч евро начинали торговаться с 8 тысяч. И если борьба не завязывалась, то по старту и отдавали. Но были и яркие схватки. В ходе торгов несколько раз был перебит собственный рекорд аукциона. Сначала холст Семёна Файбисовича, лот 9, выстрелил с 80 000 на 120 000 евро и ушел телефонному покупателю. А уже вскоре очень хороший Целков, лот 17, со старта в 35 000 евро улетел в ходе упорной борьбы на 125 000 евро. Что уже даже многовато. Запомнилось, как уходила работа Наталии Нестеровой — лот 72. С 8 000 евро цена работы выросла до 46 000 — почти в шесть раз, нормально? Невиданные превышения для торгов по живописи в России. При этом сказать, что шестидесятников и семидесятников смели с прилавков, нельзя. Так, из картин Рабина (вещи поздние, но вполне себе ничего по сюжету — точно не кафе французские) одну купили за 15 000 евро, а вторую и вовсе не купили. Не вызвали интереса рисунки Кабакова. Не купили хорошего Косолапова, хорошего Копыстянского — много чего было чудно́го. Не купили вещь с обложки — «Вохровку» Гриши Брускина, которая всем так нравилась. Рисунок Васми не купили даже за стартовые 800 евро (!) Но были и везения — например, характерный холст Шутова кому-то повезло купить всего за 1 500 евро. И пример далеко не единичный.
Расходилась публика в хорошем настроении. А устроители — в еще лучшем. Все-таки лишь слегка не дотянули до 70 процентов продаж (а это на 30 процентов выше среднерыночного). Главное сделано. А в свете такого результата получается, что все эти «чудинки» устроителей — это, как говорят программисты, не баги, а фичи.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20131018_vladey.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20131018_vladey.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.