Молодые художники: создавай и властвуй. Часть 1
Смена поколений коллекционеров, которую отмечают с начала 2010-х, привела на рынок искусства новое поколение, вооруженное собственным вкусом, аллергией на установленные тренды и привычкой покупать, предварительно заглянув на индексы художника в Интернете
Коллекционеры, взяв за основу правило рынка недвижимости The Best and The Rest («лучшие — и остальные»), начали незаметно подтачивать понятие «среднего класса» и среди художников, сфокусировавшись на самом дорогом сегменте и одновременно раскапывая рудники в поисках молодых неограненных талантов. По данным Artprice, рынок произведений искусства стоимостью от $5 тыс. до $20 тыс. за последние пять лет увеличился втрое. В цивилизованном мире это означает: сегодня покупают молодых.
Метаморфозы в предпочтениях коллекционеров потянули за собой и другое, чуть менее заметное, изменение: многие конкурсы и гранты в последние годы повысили возрастную планку «молодых художников» с 35 до 40 лет. С одной стороны, для того, чтобы накинуть побольше наград и ярких мантий на молодые плечи, в свете растущего спроса. С другой — понятие «молодой художник» в мире связывают не столько с репродуктивным арт-возрастом, сколько с началом карьеры. А в последние годы, учитывая возросшее число образовательных программ и кросс-культурных коллабораций, создавать предметы искусства стали представители многих гуманитарных профессий.
Главный вопрос, стоящий сегодня перед молодыми и продвинутыми в эпоху «интуитивной самостоятельности»: если ты как художник создал себя сам, то с кем в итоге нужно продавать? И стоит ли доверять кому-то, кроме себя, если клиентов через активную ленту Instagram ты находишь больше, чем приводит твой куратор или агент? В Интернете и печатных изданиях можно найти десятки рекомендаций, что нужно и чего нельзя делать художнику при самостоятельной раскрутке, а также в общении с агентом или галереей. На рынке появляются услуги, которые можно назвать «дистанционным кураторством»: от агентов, представляющих сразу несколько художников, до онлайн-галерей, открывающих за символическую плату (но весомый процент) мини-экспозиции художника в Интернете и обещающих гарантированные продажи и внимание коллекционеров.
Как молодому художнику разобраться в том, с кем работать и что требовать от такого партнерства? Разберемся вместе.
Первое и главное: если вы мечтаете о выходе на международный рынок, необходимо профессиональное художественное образование. CV с экономическим, юридическим и даже гуманитарным образованием, даже при наличии сертификата «курса молодого арт-бойца», сразу отложат в сторону: арт-образование суть залог добавочной стоимости в глазах международного коллекционера. А российское классическое образование — одно из лучших в мире, с небольшим дополнением: у нас до сих пор не говорят студентам о роли концепта (идеи) в основе любого произведения. Чувства в искусстве художник в последний раз выражал лет сто пятьдесят назад, еще до сражений импрессионистов с паровозом и фотоаппаратом. С того времени пришло время мысли в искусстве.
Важное замечание: если вы гений от природы, то вас рано или поздно заметят и пригласят. Но при этом сто раз подумают: художник сегодня должен быть подконтрольным галерее, а гениальность и контроль, как правило, несовместимы. Конечно, если вас устраивает внимание российской бизнес-элиты к вашим картинам в сочетании с короткой юбкой, для украшения офисов — образование художника не нужно. Если же стремитесь войти в мировую историю живописи — вперед за дипломом!
Далее. В зарубежной практике обучения художника существует такая дисциплина, как Self-PR и Self-Promotion, другими словами, самостоятельное бизнес-становление и раскрутка. Многие ошибочно полагают, что самостоятельность автора не предполагает взаимодействия с агентом или куратором, но это не так. Художника учат тому, как существовать и добиться успеха в экосистеме рынка, а также рассказывают, где искать, по каким критериям выбирать и как взаимодействовать с агентами и кураторами. Это обучение преследует две цели:
- На момент выпуска из образовательного учреждения художник должен понимать запросы участников рынка (галереи, коллекционеров) и уметь соответственно представлять свое творчество;
- Художник обязан знать механизмы работы агентов и кураторов — так ему будет легче выбрать достойного менеджера, грамотно поставить перед ним задачи и требовать их решения.
Что же входит в эти дисциплины?
- Самоидентификация: понимание сильных и слабых сторон, создание и оттачивание собственного персонального высказывания;
- Оптимизация рабочего процесса: от планирования затрат до учета оборотного фонда произведений;
- CV и презентация: два основных документа художника;
- Создание визуальных идентификаторов: вебсайт, социальные сети;
- Участие в конкурсах резиденциях и грантовых программах;
- Взаимодействие с внешней средой и СМИ: от интервью до мастер-классов в собственной студии;
- Правила работы с галереями: поиск, взаимодействие, переговорный процесс;
- Юридические вопросы: контрактная система, авторские права;
- Основы механизмов рынка искусства и функционал главных его игроков.
В продолжение серии мы раскроем каждый из перечисленных пунктов, выделив основное и суммировав дополнения по состоянию на начало 2020 года.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20200207_young.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20200207_young.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.