Последняя муза Майоля
ARTinvestment.RU   01 февраля 2009

ARTinvestment.RU представляет рассказ о Дине Верни — музе великих французских художников, певице, актрисе и галеристке

На прошлой неделе, не дожив нескольких дней до своего 90-летия, в Париже скончалась известная галеристка, директор музея французского скульптора Аристида Майоля (Aristide Maillol) Дина Верни. В России имя этой удивительной женщины известно не только тем, кто любит французское искусство, — поклонники «блатного фольклора» тоже считают Верни «своей»: в 1975 году она записала один из самых знаменитых альбомов лагерных песен. За свою долгую жизнь Верни успела сделать очень многое: она позировала самым передовым художникам, принимала активное участие во французском Сопротивлении, снималась в кино и познакомила Запад с творчеством русских авангардистов-шестидесятников.

Дина Верни родилась в 1919 году в Кишиневе. Когда девочке было шесть лет, ее семья эмигрировала во Францию. В круги парижской богемы Верни вошла очень рано — в пятнадцать лет. Друг ее отца, подметив сходство ее внешнего облика с творениями знаменитого Майоля, решил познакомить ее со скульптором. Дину совершенно не заинтересовала перспектива стать моделью 73-летнего классика, но она все-таки поддалась уговорам и согласилась сходить к Майолю в гости. Тогда мэтр считал, что самое лучшее в его карьере уже позади, ничто не вдохновляло его на создание чувственных скульптур женщин, которыми он прославился несколькими десятилетиями ранее. Но, когда Майоль увидел Дину, он понял, что в паре с ней обязательно достигнет новых высот. Когда скульптор впервые пригласил Верни позировать ему, она со свойственным девушкам кокетством отказалась, но потом все-таки сказала «Да». Как это часто бывает, слово «да» открыло перед ней и перед ее новым другом-скульптором совершенно новый путь, блестящий, но полный опасностей.

Надо заметить, что Майоль не предлагал Дине позировать обнаженной — слишком уж молодой она была. По словам Верни, скульптор был очень застенчивым, гораздо более застенчивым, чем она. Незадолго до смерти Дина купила один из рисунков, сделанных в начале ее отношений с Майолем — на нем она полностью одета, с двумя длинными косами. В конце концов девушка сама объявила Майолю, что совсем не против позировать без одежды — она и ее школьные друзья увлекались идеями натуризма и считали, что «нет ничего более естественного, чем нагота». Так началась новая блистательная фаза в творчестве скульптора. Обнаженную фигуру Верни мы можем увидеть во многих известных работах Майоля — «Гора», «Воздух», «Гармония», «Река» и т. д. Во многих скульптурах, созданных, когда Дина была еще школьницей, она смотрит вниз — нередко, позируя Майолю, она учила уроки: художник соорудил специальную подставку, на которую можно было класть книги. Многое говорили (и продолжают говорить) о романе Верни и скульптора: в разных статьях Дину называют то любовницей Майоля, то его гражданской женой… Сама Верни утверждала, что ее с пожилым мэтром связывали исключительно дружеские отношения.

Школьные каникулы Дина проводила в родном городе скульптора Банюль-сюр-Мер, расположенном на юге Франции. Туда Майоль отправил ее летом 1940-го, после того как с помощью адвоката вызволил ее из лап гестапо — с самого начала войны Верни, еврейка по происхождению, помогала своим знакомым интеллектуалам бежать из Франции. На юге она также помогла нескольким преследуемым людям перебраться в Испанию. В Банюле Дина позировала другу Майоля Анри Матиссу (Henri Matisse). По ее воспоминаниям, Матисс был строгим — не разрешал ей двигаться, когда она ему позировала, — но очень разговорчивым. По словам художника, Верни была первой его моделью, с которой можно было поговорить об искусстве и книгах.

В 1942 году началась массовая депортация французских евреев в концентрационные лагеря. Был арестован и отец Дины, пианист Яков Айбиндер. Его отправили в Освенцим, где он трагически погиб. Предположительно, Верни снова арестовали и намеревались депортировать, но в дело, по слухам, вмешался шеф гестапо Генрих Мюллер (Heinrich Müller), которого об освобождении девушки попросил главный скульптор Третьего рейха Арно Брекер (Arno Breker). Брекер был хорошо знаком с Майолем — французский скульптор был одним из тех, кто пришел на его выставку, открывшуюся в Париже в 1942 году. Немецкий офицер, сопровождавший Майоля на выставку, написал, что художник никакой радости по поводу перспективы увидеть нацистскую скульптуру не выказывал, а просто радовался, что увидит в столице своих друзей. Некоторые считают, что он общался с Брекером исключительно потому, что тот мог помочь ему спасти Дину. Тот факт, что мэтр посетил выставку Брекера, расценивался участниками Сопротивления как предательство. В конце войны началось стихийное уничтожение коллаборационистов — французские противники нацизма убивали всех, кто, по их мнению, сотрудничал с немцами. Много слухов ходило по поводу смерти Майоля: по официальной версии, 82-летний скульптор погиб в автокатастрофе, направляясь в гости к своему другу художнику Раулю Дюфи (Raoul Dufy), но некоторые утверждали и продолжают утверждать, что его убили члены Сопротивления.

Оправившись от смерти своих близких людей, Дина снова стала вести активную общественную жизнь. Будучи музой Майоля, она могла похвастаться контактами со многими знаменитыми художниками — ее писали Матисс, Дюфи, Пьер Боннар (Pierre Bonnard). Верни также дружила с сюрреалистами, в частности с лидером движения Андре Бретоном (André Breton). В 1947 году Дина открыла свою художественную галерею в одном из самых очаровательных кварталов Парижа — Сен-Жермен-де-Пре. Именно она познакомила крупных французских коллекционеров с творчеством Сержа Полякова и художников из группы CoBrA — Карела Аппела (Karel Appel), Асгера Йорна (Asger Jorn) и других.

В 1959 году Дина Верни посетила Советский Союз. А в конце 1960-х она познакомилась с советским андеграундным искусством. Произведения Владимира Янкилевского, Оскара Рабина, Ильи Кабакова, Эрика Булатова и других впечатлили ее настолько, что она решила «продвигать» этих художников на Западе. В 1979 году она начала финансировать один из главных журналов о неофициальном советском искусстве — «А-Я».

Вращаясь в московских и ленинградских богемных кругах, Верни познакомилась с ранее неизвестным ей видом искусства — «блатной» песней. Надо сказать, что Дина и раньше не была чужда музыке и пению: она любила исполнять цыганские романсы, иногда пела под аккомпанемент своего друга Сержа Полякова (художник был талантливым гитаристом). Галеристка так прониклась лагерным фольклором, что решила записать альбом «блатных» шедевров. Конечно, вывозить записи «антисоветских» песен из Союза было нельзя — поэтому Верни пришлось заучивать тексты и мелодии наизусть. В 1975 году во Франции вышла пластинка «безумных русских блюзов» под названием «Блатные песни». В альбом вошли такие известные тюремные песни, как «Окурочек» Юза Алешковского, «Бодайбо» Владимира Высоцкого и «Не жди меня, мама» («Постой, паровоз…»). В Советском Союзе пластинка приобрела полумифический статус — контрабандисты иногда ввозили в страну по несколько экземпляров. «Блатные песни» были одним из самых желанных в советское время раритетов. Благодаря этому альбому о Дине Верни узнали даже те, кто никогда не слышал имени Аристида Майоля.

Конечно, в своем увлечении послевоенными авангардистами и лагерными песнями Верни не забыла о наследии своего друга и покровителя. В 1964 году она подарила Франции восемнадцать его скульптур, которые тогдашний министр культуры Андре Мальро (André Malraux) повелел установить в саду Тюильри. А в 1995 году она открыла «Фонд Дины Верни — Музей Майоля». Кроме произведений Майоля, там экспонируются работы модернистов и послевоенных художников, в том числе и советских нонконформистов. Среди крупных выставок, которые музей устроил в прошедшие два года, — экспозиции фотографа Виджи (Weegee), немецких экспрессионистов и современных китайских художников.

В 1995 году вышел документальный фильм «Дина Верни», снятый режиссером и основателем Московского дома фотографии Ольгой Свибловой. В 1989 году Верни можно было увидеть в документальном телефильме о Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Кроме того, о ней было рассказано в телепередаче Эльдара Рязанова «Избранницы», посвященной русским музам великих художников. А первый раз Дина Верни появилась на экране в возрасте 19 лет — в фильме «Высота 3200» с участием знаменитого актера Бернара Блие (Bernard Blier).

Незадолго до смерти Дина Верни дала интервью корреспондентке американского радио Сьюзан Стэмберг (Susan Stamberg). Там она вспоминала о том, как позировала Майолю и Матиссу. На прощание Верни сказала журналистке и переводчице: «Вы должны искать счастье в своей жизни. Не отчаивайтесь. Смотрите вперед с надеждой».

Источники: npr.org, shansonprofi.ru, kommersant.ru, imdb.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20090201_dina_vierny.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20090201_dina_vierny.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх