Универсальный талант Льва Кропивницкого
Перевод статьи о жизни и творчестве знаменитого нонконформиста Льва Евгеньевича Кропивницкого, опубликованной в журнале Passport, открывает рубрику «Рассказы о художниках»
Когда 1 декабря 1962 года Никита Хрущёв пришел на знаменитую выставку авангардистов в Манеже и обозвал участвовавших в ней художников «абстракцистами», он не знал, что на самом деле среди них не было ни одного настоящего приверженца абстракции. Например, один из пионеров абстрактного искусства в Советском Союзе Лев Кропивницкий от участия в «манежной» выставке отказался, посчитав, что это было бы равноценно поддержке традиций социалистического реализма и поставило бы под вопрос его творческую независимость.
Во время Великой Отечественной войны художник был серьезно ранен и провел год в госпитале. Ему сделали девять операций. После войны Кропивницкий продолжил учебу в Институте прикладного и декоративного искусства. Но проучиться ему там удалось очень недолго: в 1946 году художник был арестован. Он и десять его однокурсников были обвинены в «подготовке убийства Сталина» и осуждены на десять лет лагерей.
Сохранился автопортрет, созданный Кропивницким в ГУЛАГе. Художник нарисовал его цветными карандашами на листке бумаги размером с почтовую открытку и послал родителям. Когда тюремный надзиратель увидел письмо, он приказал Кропивницкому сделать автопортрет более «оптимистичным» — и художник пририсовал галстук. Надзиратель одобрил такое необычное решение, посчитав, что галстук действительно придает рисунку оптимизма, и разрешил отправить письмо.
Когда Кропивницкий наконец вернулся домой в 1956 году, он увидел, что уже вовсю идет оттепель. Творческая жизнь бурлила не только в Москве, но и в городке Долгопрудный, где жили его родители, тоже известные художники. В Долгопрудном отец Льва Евгений Кропивницкий окружил себя свободомыслящими живописцами и поэтами. Московские нонконформисты начали собираться в бараке на станции Лианозово, где они могли свободно общаться и творить. Позже эту группу художников стали называть «лианозовской группой».
Очень скоро Кропивницкий стал одной из самых заметных фигур московского арт-мира. Благодаря своим новаторским нефигуративным композициям он заслужил славу отца советской абстрактной живописи. Позже Кропивницкий вспоминал, что абстрактные картины были способом «очиститься» от ужасов ГУЛАГа, которые преследовали его после освобождения. Кропивницкий создавал не только абстрактную живопись, но еще и графику, иллюстрации, картины в стиле мистического экспрессионизма.
Для того чтобы изобразить уродливый мир сталинских лагерей, требовалось придумать совершенно новый живописный язык. Ни один из существующих языков не был способен справиться с этой задачей. Вопрос о реализме даже не стоял. В середине 1960-х годов палитра Кропивницкого была строгой и лаконичной. Каждую из его картин можно было назвать экспрессивной симфонией живописного аскетизма. В его произведениях доминировал серый цвет, со своей тонкой гармонией, разнообразными оттенками и переходами от белого к черному. На картинах Кропивницкого кошмары и химеры соседствовали со скепсисом, иронией и остроумием. Художник постоянно вводил в свои работы символы. Огромные задумчивые кошки, бычьи головы, скарабеи, монахини и различные фантастические существа с клювами появлялись на его картинах вопреки законам пространства и времени. Каждое полотно было овеяно духовностью, на каждом изображалась человеческая душа, душа без вершины и дна, неподвластная земному притяжению.
На одном из холстов Кропивницкого («Два быка») изображены бычьи головы с фаллическими рогами и необычайно умными «выражениями лиц». Эту картину интерпретируют как изображение темной чувственности, всепобеждающей силы животного эротизма и триумфа телесной природы человека над угнетаемой душой.
Но согласно «законам» советского абсурда полотно Кропивницкого не воспринималось как изображение отношений между телом и духом. Один партийный функционер увидел в «Двух быках» нечто более «осязаемое», чем аллегорию слепой страсти. По его мнению, главной темой картины была не абстрактная сила, движущая всеми мировыми процессами, а обличение отдельных индивидуумов и их житейских нужд. Кропивницкий был обвинен в «карикатуризме» и клевете на коммунистическую партию.
Мастерская Кропивницкого, находившаяся в доме 18 по Старой Басманной улице, была местом сбора многочисленных представителей творческой интеллигенции. Кропивницкий был известен как отличный хозяин. Он увлекался астрологией и нередко составлял гороскопы для своих друзей. Художник развлекал гостей, играя на гитаре, исполняя романсы и декламируя стихи собственного сочинения. В его поэзии затрагивались те же темы, что и в живописи и графике. Когда он начинал говорить о вечности, его слушатели забывали о своих повседневных заботах. За столом, на котором всегда было много вкусной еды, гости Кропивницкого обсуждали все подряд — от средневековой архитектуры до африканских ритуалов, от технологии приготовления сигар до секретов рыцарей-тамплиеров. В гостях у Кропивницкого люди могли чувствовать свободу — гражданскую, творческую, духовную. Затхлые советские стереотипы оставались за порогом его мастерской.
Но война и долгое пребывание в лагерях не прошли бесследно для здоровья Кропивницкого. 26 мая 1994 года 71-летний художник скончался. При жизни Лев Кропивницкий был классиком, после смерти он стал легендой русского нонконформизма. Нонконформистом он был больше «эстетическим», чем «политическим», и, в отличие от многих, никогда не стремился во всех подробностях изобразить убожество советской жизни.
Большинство работ Кропивницкого находятся в зарубежных музеях и частных коллекциях. Кроме того, внушительное количество его работ хранится в собрании его жены Галины и дочери Натальи. В 2004 году в Третьяковской галерее на Крымском валу прошла памятная выставка Кропивницкого, на которой экспонировались работы из коллекции музея, а также картины из собрания семьи художника.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20080816_lev_kropiwnicki.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20080816_lev_kropiwnicki.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.