Новые имена: Николай Передний
Живописец, который сумел сохранить и перенести художественные ценности нового советского искусства 1920-х и 1930-х годов через период соцреализма
Николай Александрович Передний родился в 1912 году в Украине, в городе Нежине Черниговской области. Его мать пела в церковном хоре и часто брала мальчика с собой в церковь. Тогда на Переднего сильное впечатление произвели великие образцы монументального религиозного искусства — росписи Кирилловской церкви, собора Святой Софии Киевской.
С самого раннего детства мальчик писал маслом.
В 1931 году он поступил на театрально-оформительский факультет Киевского художественного института, изучал монументальную живопись в мастерской М. А. Бойчук и К. Н. Елевой. Вскоре Передний создал эскизы праздничного оформления Киева к юбилею революции.
Смена политического курса в сфере искусства привела к большой реформе Киевского института: большую часть педагогов отстранили от преподавания, а на базе нескольких образовательных учреждений был создан Всеукраинский художественный институт. Николай Александрович Передний заново поступил на первый курс его станкового отделения факультета живописи, но, быстро разочаровавшись, перевелся в Москву на третий курс Института изобразительного искусства (в настоящее время Государственный художественный институт им. В. И. Сурикова) в мастерскую А. А. Осмеркина.
В 1941 Николай Александрович Передний вступил в народное ополчение, но учащихся старших классов и дипломников вскоре эвакуировали в Самарканд. В 1942 году художник закончил институт. Вступив в Союз художников, он отправился в Новосибирск, где по заказу Новосибирского отделения Союза художников работал над картиной «Проводы Сибирской дивизии на фронт», написал ряд портретов, в том числе портреты артистов эвакуированного сюда ленинградского Театра имени А. С. Пушкина — Л. С. Вивьена, Е. П. Корчагиной-Александровской. По возвращении в Москву художник начал работать в экспериментальной творческой мастерской под руководством художника П. Д. Корина, познакомился с Р. Р. Фальком, с которым его впоследствии связала тесная дружба.
В конце 1940-х художнику, как и многим его современникам, приходилось работать в рамках соцреализма и выполнять государственные заказы. «Я был несогласен с официальной политикой в области искусства. Творчески работать почти не было возможности. Пришлось приспосабливаться. В этом была моя слабость. Писал портреты Сталина, портреты по заказу министерства культуры СССР. Только работа в мастерской для себя была отдушиной» (facebook.com). Отсюда — множество «парадных» портретов чиновников авторства Переднего, разбросанных по музеям России. Стоит отметить, что такие портреты кисти художника оказались настолько востребованы, что даже уже в 1980-е годы художнику все еще заказывались изображения государственных деятелей — например, портрет Л. И. Брежнева (1981), который хранится в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО. А вышеупомянутую «отдушину» художник находил в написании натюрмортов и камерных работ.
Портрет — одно из наиболее плодотворных направлений в творчестве мастера. После ослабления давления режима, в 1960-е, он возвратился к созданию образов деятелей сцены, теме, начатой им еще в послевоенные годы в Новосибирске. В 60-е годы он выполняет портреты балерин Большого театра Е. Рябинкиной и Н. Бессмертновой, портреты кинорежиссёра С. А. Герасимова и актрисы Т.Ф. Макаровой. Всем им присущи тонкая психологическая трактовка и незаурядное решение с точки зрения изобразительных средств.
Несмотря на период вынужденной работы в соцреализме, Передний смог перенести через тяжелые послевоенные годы свои манеру и убеждения, общие со своим учителем Осмеркиным и другом Фальком живописные ценности, пиетет к постимпрессионистам начала века. В 1960–80-е годы художник экспериментирует в разных направлениях, пишет натюрморты, портреты и пейзажи, то используя пуантилистскую технику, то по-своему интерпретируя творческий метод cезаннистов. Именно эти десятилетия ознаменованы расцветом в живописи Переднего, когда на первый план выступает индивидуальность художника и его собственного живописного подхода к окружающему миру.
Патриция Семенюк, AI
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/new_names/20200921_peredny_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/new_names/20200921_peredny_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.