Art & Law. Права автора и коллекционера произведений искусства. Часть 2
ARTinvestment.RU   15 мая 2020

Какие права автора отчуждаемы и нет, какие обеспечивают возможность распоряжения и использования предметами искусства в коммерческих целях и какой объем права может быть передан наследникам как автора, так и иного правообладателя?

В первой части материала (см. на AI: «Art & Law. Права автора и коллекционера произведений искусства. Часть I») мы начали разговор о том, что должен знать коллекционер о правах автора произведения искусства. Сегодня мы продолжим рассматривать другие ситуации соприкосновения с авторскими правами в практике коллекционера.

Общественное достояние

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

По общему правилу в соответствии с гражданским законодательством, если нет наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным, то есть переходит к государству. Однако это правило не применяется в отношении произведений искусства, а именно: исключительное право на произведение переходит не к государству, а в общественное достояние. Это означает, что данное произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом не должны нарушаться личные неимущественные права автора, то есть не должно присваиваться авторство на произведение, искажаться имя автора, нарушаться целостность произведения.

Право доступа

Право доступа — это право автора требовать от собственника оригинала произведения изобразительного искусства предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (например, создание копий). В силу того что право доступа неразрывно связано именно с личностью автора и творческим процессом создания и воспроизведения произведения, оно не может переходить к наследникам.

Право следования

В соответствии с гражданским законодательством право следования состоит в том, что автор произведения изобразительного искусства имеет право на получение вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения. В случае отчуждения (продажи, дарения) автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. Размер процентных отчислений устанавливается Правительством РФ от цены перепродажи произведения.

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения с каждой перепродажи, должны предоставляться аукционным домом, галерей изобразительного искусства, художественным салоном, магазином автору или организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы. Стоит предположить, что продавцы должны быть освобождены от уплаты вознаграждения по праву следования в отношении художников, у которых нет наследников. В настоящий момент в России действует профессиональная организация по коллективному управлению исключительными правами фотографов, художников, скульпторов, и других авторов произведений изобразительного искусства — Ассоциация Правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС). Более подробно о взаимоотношениях и сотрудничестве арт-рынка и УПРАВИС вы можете прочитать в сети Интернет, в том числе в материалах AI.

Следует учитывать, что наличие договора о передаче полномочий по управлению унаследованным исключительным правом организации по управлению правами на коллективной основе, в том числе заключенного наследодателем, не лишает наследников права самостоятельно обращаться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.

Долги и обязательства

Наследнику стоит помнить, что с наследством он получает не только имущество и блага, но и долговые обязательства наследодателя, потому что они входят в состав наследства. Это значит, что наследники, приняв имущество умершего, не могут отказаться от его долгов. Помимо долгов, на наследников самим наследодателем могут быть возложены определенные обязательства — например, выраженные в виде завещательного возложения или завещательного отказа, которые отражаются в завещании, а также которые наследодатель может урегулировать в новых инструментах: наследственный договор, наследственный фонд (подробнее об этом см. на AI: «Art & Law. Планирование наследования и менеджмент коллекции»). Например, если вы унаследовали коллекцию предметов искусства, на вас может быть возложена обязанность сохранить коллекцию в неизменном виде, проводить выставки, предоставлять возможность желающим знакомиться с коллекцией. При этом заинтересованное лицо или любой другой наследник в судебном порядке вправе требовать надлежащего исполнения этих обязательств. Что и произошло в громком деле, в ходе которого вышла на свет история вражды семейства Пегги Гуггенхайм: «Семейства Румни и Элионов заявили в апелляционном суде, что желанием Пегги было экспонировать свою коллекцию в том виде, в котором она ее создала, а также, чтобы палаццо (дом-музей Пегги Гуггенхайм в Венеции, переданный Фонду Соломона Гуггенхайма вместе с коллекцией по завещанию Пегги перед смертью в 1979 году. — AI.) было известно под именем Пегги, и ни под чьим другим. Представители фонда продолжали утверждать, что в завещании Пегги нет никаких условий по поводу дарения коллекции и палаццо. По сути, спор между Фондом и наследниками — это определение формата музея Пегги Гуггенхайм. Потомки видят его как мемориал, а Фонд — как активно развивающееся музейное коммерческое предприятие (ставшее одним из символов художественной Венеции и посещаемое более 400 тыс. человек ежегодно. — AI)».

Заключение

Как можно увидеть из приведенных выше случаев, даже если коллекционер или автор позаботился об оформлении наследования коллекции, предметов искусства заранее, письменно выразив свои пожелания, не всегда возможно избежать конфликта между наследниками, наследниками и исполнителями завещания, правообладателями в отношении коллекции. Автор обладает авторскими правами и исключительным правом с момента создания произведения искусства; коллекционер, становясь собственником оригинала произведения искусства при отчуждении его автором, приобретает исключительное право, если в договоре прямо предусмотрен переход такого права покупателю. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Как наследники, так и исполнитель завещания, на которого возложена охрана авторских прав, или иной правообладатель наряду с наследниками автора или исполнителем завещания вправе требовать защиты личных неимущественных прав автора, а также защиты нарушенного исключительного права.

Только цивилизованный подход и уважение к правам всех заинтересованных лиц позволит разрешать противоречия и гарантировать законное использование произведений искусства с учетом личных неимущественных прав автора.

Любителям искусства и коллекционерам хорошо известны имена Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, переехавших из России во Францию в начале ХХ века. При жизни оба художника состояли во французском Обществе авторов графического и изобразительного искусства ADAGP, которое после смерти художников осуществляло управление авторскими правами на работы художников. Гончарова умерла в Париже в 1962-м, все свои работы она завещала СССР. Ларионова не стало 10 мая 1964 года, и перед смертью он поручил передать все их с Гончаровой наследие на родину. Большая часть их работ была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Уже с 1 января 2021 года министерство культуры России будет осуществлять от имени РФ исключительные и иные права на произведения русских художников, так как договор между РФ и ADAGH истекает 31 декабря 2020 года.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/law/20200515_art_and_law2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20200515_art_and_law2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх