Художник Дмитрий Бушен. Аукционный рынок и цены
В связи с появлением работы Дмитрия Дмитриевича Бушена (1893–1993) на торгах AI, расскажем об этом ярком представителе русского и французского искусства и инвестиционном потенциале его произведений
Дмитрий Дмитриевич Бушен (1893–1993) родился во Франции, умер во Франции, большую часть жизни прожил во Франции, но при этом его аристократическая фамилия (тоже французская) прочно ассоциируется именно c русским искусством, причем с эпохой его небывалого расцвета в первой трети XX века – когда нашим театром, живописью и балетом восхищалась вся Европа.
Бушен – художник театра, художник книги, художник моды, живописец, график, участник выставок объединения «Мир искусства». Для столь драматической для мира эпохи ему повезло прожить феноменально долгую жизнь. Он умер, не дожив пары месяцев до 100 лет. В 1990-е он оставался едва ли не последним художником Серебряного века.
Дмитрий Бушен родился в Сен-Тропе, в известной аристократической семье. Его дед Дмитрий Христианович Бушен был директором Пажеского корпуса, а отец Дмитрий Бушен — генерал-майором. В России Бушен появился в двухлетнем возрасте. Его привезли в Санкт-Петербург из-за границы после смерти матери от чахотки. Мальчик вырос в семье Кузьминых-Караваевых — семье будущей преподобномученицы монахини Марии, а тогда поэтессы Елизаветы Кузьминой-Караваевой. В начале 1910-х Бушен учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, стажировался в Париже, где общался с Анри Матиссом и Морисом Дени.
Вернувшись в Россию в 1917 году, Бушен начал участвовать в выставках уже набравшего силу объединения «Мир искусства». Молодого художника заметил и высоко оценил Александр Бенуа. Позже, в 1931 году Бенуа писал: «Бушен настоящий живописец. Живописец не тот, кто кладет слои краски, кто хлестко “мажет”, кто сопоставляет яркие колеры, — живописец тот, кто обладает даром выискивать в природе (или в своей фантазии, или из комбинации внешних впечатлений и внутренних переживаний) живописно-драгоценное. Не в яркости и цветности колеров дело, а в их оттенках, в их взаимоотношениях, в их певучести, в их гармонии. И дар всего этого живет в Бушене».
Помимо мероприятий «Мира искусства» Бушен участвовал в первой Государственной свободной выставке произведений искусств, в выставках книжного знака в Петрограде и Казани и других. К слову, книжная иллюстрация была любовью всей его жизни: еще юношей он оформлял книги модного издательства «Аквилон», а уже глубоким старцем, в 1977 году, иллюстрировал французское издание «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой.
В 1925 году Бушен эмигрировал во Францию: выехал под предлогом лечения, однако, возвращаться и не собирался. Уехал не на пустое место. Его уже ждали, покровительство Бушену оказала знаменитая балерина Анна Павлова, для которой он делал эскизы костюмов. Спустя несколько лет художнику удалось наладить сотрудничество с французскими домами моды, включая «Ланвен» – он рисовал для них эскизы одежды и орнаменты для тканей.
В 1930-е художник работал над сценографией и эскизами костюмов для русского балета и оперы. Бушен делал эскизы для костюмов Иды Рубинштейн, работал с Сержем Лифарем и другими известными балетмейстерами. В 1940-1950-е его декорации и эскизы заказывали постановщики для главных европейских сцен – Гран Опера, Ла Скала, Берлинской оперы и др.
В послевоенное время художник стал больше времени посвящать неприкладной графике и станковой живописи, стал делать персональные выставки. Его многочисленные парижские и итальянские пейзажи, и часто встречающиеся на арт-рынке натюрморты – все это преимущественно материал 1950-1970-х годов. К слову, именно к этому периоду относится и «Итальянский пейзаж» (начало 1960-х), который сейчас выставляется на нашем 94-м AI Аукционе.
Возможно, главной выставкой художника после далекого «Мира искусства» стала выставка в Эрмитаже в 1991 году, незадолго до смерти. Музею своей русской родины художник подарил 50 работ.
Кроме Эрмитажа работы Бушена хранятся в Национальном музее современного искусства в Париже, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Метрополитен в Нью-Йорке и других музейных институциях.
О деньгах. Как это часто бывает, ощущение, что работы художника с таким послужным списком должны стоить баснословно дорого, оказывается обманчивым. На самом деле, произведения Бушена на удивление доступны. Предположу, что это происходит от того, что работ Бушена просто физически довольно много, ведь художник плодотворно работал вплоть до 1980-х годов.
На европейских аукционах ситуация с ценами обстоит следующим образом. Сюжетная графика, гуаши размера примерно 32 х 25 продаются по ценам в диапазоне $1200–1600, ближе к $1200. Отдельные эскизы костюмов стоят около $700. Обращает внимание, что на натюрморты, букеты, цветы в вазах на тех же французских аукционах эстимейты назначаются ниже, чем на сюжетную графику – порядка $400–700. Причем такие деньги могут просить за гуаши метрового размера и на вид даже более декоративные, чем пейзажи. То ли во франциях натюрмортами никого не удивишь, то ли влияет какая-то периодичность и «поздний» Бушен стоит меньше – тут нужно разбираться. Но я заметил, что стоит композиции от букета качнуться в сторону пейзажа, и вуаля – эстимейт подпрыгивает в три раза, с $400–700 до $1200–1600. Графики Бушена на парижском аукционном рынке выставляется добрая дюжина листов в год. Спрос в принципе нормальный, хотя нельзя сказать, что все продается влет. Случается, что непроданными бывают даже самые симпатичные вещи. Ориентировочные эстимейты для живописи Бушена на европейском рынке – $3000–7500 за пейзажи 1930-х годов. Реально они продаются примерно за $6500. За масляные натюрморты 1960-х годов просят цены около $4000–5000.
Максимальная аукционная цена для работы Бушена была зарегистрирована на аукционе MacDougalls в 2006 году – метровое масло было продано за $16 200. Но больше к таким ценам ни одна работа не подбиралась. Поэтому к этой цифре стоит относиться как к экстремуму времен феноменальной конъюнктуры для русского искусства.
В России Бушена продавали преимущественно на галерейном рынке, но в последние годы его работы стали предлагаться и на московских аукционах. Один из недавних примеров – в аукционном доме «КабинетЪ» в 2014 году рисунок Бушена продали за 80 000 рублей.
Теперь давайте взвесим, что у нас в итоге получается? Плюсы: художник давно котируется на европейском аукционном рынке; участник выставок «Мира искусства»; на рынке представлено большое количество его качественных работ; для коллекционеров есть выбор по доступным ценам; искусство очень декоративное, но, что важно, не слащавое – украсит почти любой интерьер, жить с ним приятно. Минусы: искусство традиционное; фактор новаторства не выражен; европейские аукционные цены волатильны, а в силу понятных исторических причин художник не сильно известен российской публике. С классикой вообще трудно ожидать взрывного инвестиционного потенциала, но художник хороший — разбирающимся людям нравится. А при таких комфортных ценах коллекционерам точно есть над чем подумать.
Рекомендуем прочитать:
Елена Романова. «Живописец-поэт» Дмитрий Бушен.
Биография Дмитрия Бушена
Аукционные результаты Дмитрия Бушена в базе данных AI
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150907_bushen.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20150907_bushen.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.