1893–1993
Живописец, график, сценограф.
Происходил из известного аристократического рода. В 1895 был перевезен в Россию. Рано потеряв мать, он воспитывался в семье Кузьминых-Караваевых, приходился двоюродным братом и другом мужа поэтессы Елизаветы Кузьминой-Караваевой, в будущем монахини Марии, которая оставила обширные воспоминания о Серебряном веке, в частности об А. Блоке. В 1912 Бушен окончил петербургскую гимназию, где на всю жизнь сдружился с будущим искусствоведом С. Эрнстом. Обратил на себя особое внимание директора школы Н. Рериха.
Был отправлен в Париж на практику. Там посещал академию Рансона, познакомился с художниками-авангардистами М. Дени, А. Матиссом.
После возвращения в Петербург, в 1913 поступил в Университет на историко-филологический факультет и одновременно учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1915–1917 работал помощником хранителя музея ОПХ.
В то же время Бушен вступил в члены объединения «Мир искусства» и с 1917 активно экспонировался на его выставках, на выставках «Русский пейзаж», на первой Государственной свободной выставке произведений искусств, на выставках книжного знака в Петрограде и Казани и выставке русского искусства в Америке.
Занимался станковой живописью (в основном писал натюрморты и пейзажи), книжной графикой, исполнял эскизы декораций для спектаклей. Стилистически его живопись пересекалась с искусством XVIII века: в ней видны мотивы и приемы картин Гварди, Каналетто, изделий севрского фарфора и венецианского стекла.
В годы революции скрывался в квартире А. Бенуа. Потом активно включился в общественную жизнь: в духе «Мира искусства» оформлял экслибрисы для издательства «Аквилон»; до 1925, года своей эмиграции в Париж, работал младшим хранителем Эрмитажа в отделении фарфора. Под предлогом необходимости лечения уехал из советской России.
Свою творческую карьеру за границей Бушен начал с того, что разрабатывал рисунки тканей и модели одежды для французских модных домов Пату, Риччи, Ланвин и Лелонг, в конце 1920-х создавал эскизы костюмов для Анны Павловой.
Все последующие годы писал, главным образом пастелью и гуашью, небольшие по формату картины: цветы, натюрморты, пейзажи Франции, Италии, особенно Венеции, сцены из жизни театра и цирка.
В области сценографии, которую художник вплотную начал осваивать с 1930-х, Бушен сотрудничал с хореографами Д. Баланчиным, М. Фокиным, Л. Мясиным, Р. Пети и в особенности с С. Лифарем. Известны эскизы его костюмов к балетам «Семирамида», «Диана де Пуатье» и «Вальс» для гастролей Иды Рубинштейн в Grand Opera (1934–1935), эскизы декораций к балету «Элементы» на музыку И.-С.Баха для гастролей Русских балетов Монте-Карло в Лондоне (хореография Фокина, 1937), а также к опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского для Амстердамского оперного театра (1955). Много работал для основных европейских оперных театров: для Гран Опера, Театра Елисейских полей, «Русского балета», Берлинской оперы, Ла Скала и т. д. Во всех своих декорациях Бушен продолжал традиции «Мира искусства».
В годы Второй мировой войны художник, оставшись в Париже, вместе с матерью Марией участвовал в движении французского сопротивления.
В 1950-е — 1970-е Бушен деятельно представлял свою живопись и театральные эскизы на персональных и групповых выставках. В 1982 в Nouveau Drouot состоялась его первая выставка-аукцион, а в 1991 в Государственном Эрмитаже прошла выставка его работ.
Работы Бушена хранятся в ряде музейных и частных собраний, в том числе в Национальном музее современного искусства и Музее Оперы в Париже, музее Ashmolean в Оксфорде, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Свыше 50 работ Бушен подарил Государственному Эрмитажу.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе