Фотографы неофициального искусства 1960–80-х
ARTinvestment.RU   21 октября 2011

О главных фотолетописцах эпохи неофициального искусства — Игоре Пальмине, Владимире Сычеве, Валентине Серове, Олеге Каплине и др.

В 1960–1980-х неофициальное искусство стало источником вдохновения для многих фотографов. На закрытых показах, в художественных мастерских фотографы запечатлели немало знаковых событий и интереснейших людей своего времени. Именно через их снимки молодое поколение реконструирует атмосферу «времени художников».

Фотографы Игорь Пальмин, Владимир Сычёв, Валентин Серов, Олег Каплин, Юрий Желтов, Лев Мелихов запечатлели на пленку немало событий из жизни художников-шестидесятников. Их фотоснимки передают атмосферу тех лет, противостояние официального и неофициального искусства в СССР.

Фотограф Владимир Сычёв (род. 1945) был активным участником нонконформистского движения. В 1970-е в его квартире проводилось немало «закрытых» выставок. Он был близок со многими художниками. Затем Сычёв эмигрировал во Францию, где, сотрудничая с журналами «Пари Матч» и Vogue, стал известным фоторепортером. В 1970-е он запечатлел Бульдозерную и Измайловскую выставки, а также многих шестидесятников в приватной обстановке. Согласно базе ARTinvestment.RU, из всей плеяды летописцев неофициального искусства на аукционных торгах продавались пока только фотографии Сычёва. Самой удачной сделкой стала продажа снимка «Кит Харинг, расписывающий Берлинскую стену» на женевских торгах Hôtel des ventes de Genève в марте этого года за более чем одну тысячу долларов. Цены на фотоработы Сычёва находятся в диапазоне 400–800 долларов.

Важнейшим свидетелем «времени художников» стал Игорь Пальмин (род. 1933). Он писал, что все фотоснимки делал для себя, для памяти о близких ему людях: «Всех этих людей объединяет память. Способность хранить ее — главное качество, которое я ценю в фотографии. Эти снимки — свидетельство моего отношения, а не способностей фотографа» (Форум AI / Художники, творчество, история/ тема «Фотографии художников»/ сообщения № 1 и № 10 от 10.12.2008). Ему удалось восхитительно передать художественную атмосферу той эпохи: Дмитрий Краснопевцев на фоне своих работ, Евгений Рухин в мастерской, Оскар Рабин за работой. В этом году состоялась персональная выставка фотографа «Игорь Пальмин. Past Perfect» в Фонде культуры «Екатерина».

Московский фотограф Валентин Серов дружил со многими представителями андеграунда, выставлял свои работы на квартире художника К. Нагапетяна в 1975-м. В 1980-м Серов сделал два самиздатовских буклета «Одесские художники» с фотопортретами и репродукциями работ. Объектив мастера запечатлел немало событий из жизни художников запретного искусства.

Олег Каплин (род. 1940) тоже фотограф неофициального искусства, но основным направлением для него все же стала фотография на религиозные темы. В 1970-е Каплин учился живописи у знаменитого Василия Ситникова. Именно тогда фотограф познакомился со многими художниками подпольного искусства. В 2009-м Каплин стал призером Первой Фотобиеннале Русского музея, где ему по завершении проекта устроили персональную выставку.

Фотограф диссидентского движения Лев Мелихов (род. 1951) запечатлел художников-нонконформистов в 1980-е, незадолго до того, как многие из них покинули страну. Мелихов создал целую галерею уникальных фотопортретов, за что его называют «поэтом портрета».

Юрий Желтов (род. 1942) больше известен как живописец, нежели фотограф. В 1960–70-х он создавал геометрические абстракции, но в то же время его объектив запечатлел художественную жизнь шестидесятников непосредственно в гуще событий. На аукционных торгах продавались пока только живописные работы Желтова.

Фотографы неофициального искусства сохранили для истории целый пласт культуры — альтернативное искусство 1960–80-х. У них были разные подходы к фотосъемке, кто-то снимал с определенной целью, кто-то — по воле случая, но их объединяло одно: интерес к художнику, к его характеру, желание понять его внутренний мир. С точки зрения инвестиций фотографии представляют немалую ценность, так как могут стать хорошим дополнением к коллекции работ шестидесятников. Определяющим критерием для оценки фоторабот является не столько художественность, сколько документальность и историческая значимость фотоснимка.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх