Художники парижской школы
ARTinvestment.RU   05 ноября 2010

Хаим Сутин, Михаил Кикоин, Пинхус Кремень

Сам термин «парижская школа» ввел в 1925 году художественный критик Андре Варно (André Warnod). Понятие объединяло художников, живших в известном богемном районе Монпарнас. Исходя из собственных мыслей и взглядов, эти художники развивали и продолжали эксперименты течений начала ХХ века — кубизма, экспрессионизма, дадаизма, сюрреализма. Среди представителей парижской школы было очень много эмигрантов из России. Причина, по которой именно Париж стал главным центром «русского зарубежья», понятна: культурный центр Европы, в котором с успехом проводились «дягилевские сезоны», проходили выставки с участием ведущих русских художников, очаг импрессионизма и фовизма сближал российскую и европейскую творческую элиту. Некоторые из наших людей нашли в Европе (в первую очередь во Франции) новый дом, стремились к успеху и достигали его. Другие, даже будучи успешными на родине, не смогли обрести себя в чужой обстановке. Парадоксально, но сегодня русские художники-эмигранты интересны в нашей стране еще и тем, что их творческий стиль формировался вне родины. По сути, с Россией их связывала только среда общения с такими же, как они, и отчасти прежнее мироощущение, которое они перенесли на чужую землю, ставшую новой родиной.

Работы представителей парижской школы интересны как для коллекционеров, так и для инвесторов. Эти произведения обладают целым рядом очевидных инвестиционных преимуществ: во-первых, существует длительная история (статистика) рейтинговых продаж на ведущих европейских и мировых аукционах, которая дает надежные и хорошо прогнозируемые ценовые ориентиры; во-вторых, творчество художников парижской школы давно заняло свое место в истории искусства, о них написано множество книг, монографий, искусствоведческих исследований; ну и, наконец, творчество «русских французов» — наших соотечественников у ценителей русского искусства вызывает особый интерес: именно их работы позволяют получить представление о том, по какому пути могло бы развиваться русское искусство, не случись социальных потрясений, изоляционизма и диктатуры соцреализма

Мы уже писали о творчестве Николя де Сталя; продолжим знакомство с представителями парижской школы. Итак, Хаим Сутин и его друзья Михаил Кикоин и Пинхус Кремень.

Хаим Сутин (1893-1943)

Хаим Сутин был одним из создателей французского экспрессионизма. В его ранних работах заметно влияние П. Сезанна. Однако уже в конце 1910-х — начале 1920-х сложился индивидуальный творческий почерк Сутина, который в дальнейшем не претерпевал существенных изменений: он писал свои картины извивающимися пастозными мазками, нередко варьируя одни и те же мотивы. Менялась лишь палитра художника. Если в 1920-х годах его произведения были построены на сочетании зеленого, желтого, красного, коричневого, фиолетового, то к концу десятилетия пятна укрупнялись, а палитра стала более аскетичной и контрастной: в ней доминирует кроваво-красный, в сочетании с ярко-синим и фиолетовым. В конце 1930-х ведущую роль художник отвел зеленому, в него вкраплены все остальные цвета, акцентированные резкими ударами белил.

Произведения Сутина довольно редки, так как художник, подверженный тяжелым депрессиям, нередко уничтожал свои картины, не удовлетворяясь результатом работы.

Особую популярность у покупателей Сутин приобрел в 2000-х. В последнее десятилетие его аукционные рекорды сменяют друг друга, а десятку самых дорогих работ художника составляют только вещи, перешагнувшие планку в два миллиона долларов. Примечательно, что текущая максимальная цена за произведения Сутина была зафиксирована в июне уже этого года: на аукционе Sotheby’s портрет мальчика «Камердинер» был куплен за 7,88 миллиона фунтов.

Вложения в творчество Х. Сутина под силу только очень состоятельным людям: инвестировать стоит только в лучшие произведения художника, а их оценка исчисляется семизначными цифрами. Работы стоимостью в несколько сотен тысяч долларов на рынке есть, но они, как правило, не рассматриваются в качестве объектов вложения денег: это вещи часто поздние и слабые с художественной точки зрения. Графических работ у Сутина очень мало, и найти их не просто.

Излюбленными жанрами Сутина были пейзаж, портрет и натюрморт, причем в портрете Сутин всегда находился под заметным влиянием Модильяни. И в последние годы, как показывает статистика, покупателей больше всего привлекают именно портреты, а на втором месте находятся натюрморты. Среди десяти самых дорогих работ художника — семь портретов и два натюрморта. Именно на эти жанры инвесторам стоит обратить внимание.

Хаим Сутин, безусловно, относится к числу перспективных для инвестиций художников. Например, работа «Сиеста» была продана в 2004 году за 1,5 миллиона долларов, а в 2010 ее перепродали за 2,7 миллиона долларов. Картина «Юная полячка», проданная в 2003 году за 480 тысяч долларов, ушла в июне 2006-го на Sotheby’s за 4,2 миллиона долларов, то есть почти вдесятеро выше предыдущего результата.

Цены на работы Сутина выросли более чем в 3,5 раза за последние 9 лет (рис. 1), но это среднее значение по всем живописным работам художника. Есть вещи, которые за этот период подорожали более чем в 3–5 раз. Индекс показывает, что ценовой уровень работ Сутина еще не восстановился после кризиса и пока находится ниже пикового уровня 2006 года, что, однако, не означает возможности купить произведения этого художника по низким ценам.

Если десять лет назад сумма в 10 миллионов долларов была неприемлема даже для лучших работ художника, то сегодня она никого не удивляет. Можно предположить, что еще через десять лет 20 миллионов, столь невероятные сегодня, будут выглядеть вполне уместно.

Михаил Кикоин (1892-1968)

Кикоин уехал в Париж в 1912 году, после обучения в художественной школе Я. М. Кругера в Минске и в Виленском художественном училище. Он поселился в колонии молодых художников на Монпарнасе «Улей», посещал Национальную школу изящных искусств, мастерскую Ф. Кормона.

Кикоин активно экспонировался в Салонах: Осеннем, Независимых, устраивал персональные выставки в галереях Cheron, Ликорн (1917), Netter (1924), Бернхейм (1927), Бийе (1933); позже — в Монпелье, Нью-Йорке, Париже, Лондоне и других городах. В 1928 году представил свои работы на выставке современной французской живописи в Москве.

Кикоин писал пейзажи, портреты, натюрморты, ню в духе П. Боннара и Х. Сутина. Эффектно живописал цветом и добивался художественной выразительности посредством наложения ярких красок и игры светотени. Индивидуальность художника проявлялась в стремлении в простых формах выявить страдание и драматическое напряжение.

С одной стороны, Кикоин как художник недооценен, но, с другой стороны, он до сих пор не пользуется особым вниманием у покупателей. Сегодня его вещи продаются не намного дороже, чем в 1990-е годы. Если 20 лет назад масло Кикоина в среднем стоило 10–20 тысяч долларов, то к 2010 году этот диапазон переместился в сторону увеличения максимум на несколько тысяч долларов. Это довольно странно, так как он работал с лучшими художниками не только парижской школы, но и мирового искусства. Работы его друга и главного единомышленника Хаима Сутина стоят много миллионов, а картины Кикоина пока не достигли и 100 тысяч евро. Ценовой рекорд принадлежит работе «Лежащая», проданной за 80 тысяч евро в 2007 году на аукционе «Совком». Топ-40 работ художника находится в диапазоне от 20 до 40 тысяч евро. Графика Кикоина продается от 500 до 7 000 евро. Особой привязки к датировке или сюжету нет (хотя лучше обращать внимание на натюрморты), главным фактором ценообразования является качество картины, мастерство ее исполнения.

За период 2001–2010 стоимость работ М. Кикоина выросла в среднем в 8,6 раза (рис. 2), во время кризиса цены на его работы понизились незначительно. Пик стоимости произведений Кикоина пришелся на начало 2008 года, ему предшествовал полуторагодовой ценовой рост в 14,6 раза.

Можно привести немало примеров, когда повторные продажи работ Кикоина были ниже предыдущих результатов. Например, холст «Сидящая женщина и чаша с фруктами» (1920) был продан в июне 2009 за 13 тысяч евро, а в июне 2010 перепродан за 10 тысяч евро. Другая работа, «Большие деревья», ушедшая в октябре 2008 за 31 тысячу евро, через два года досталась следующему покупателю на 9 тысяч евро дешевле. Можно привести и обратные примеры. Работа «Зачарованный лес» была продана в январе 2006-го за 11,5 тысячи долларов, а в 2008 году участники торгов разогнали результат до 37,8 тысячи долларов.

Инвестиции в творчество Кикоина могут оказаться крайне выгодными, но они сопряжены с риском сохранения ситуации в текущем состоянии. Интерес к работам Кикоина может активно проявиться, когда цены на художников его круга станут недоступными для большинства покупателей или когда его творчество вследствие повышенного внимания к парижской школе будет переоценено. В любом случае, вложив деньги в произведения Кикоина, инвестор сохранит свой капитал: снижение стоимости творений этого художника практически невозможно.

Павел (Пинхус) Кремень (1890-1981)

 

В 1909–1912 Пинхус Кремень учился в Виленском художественном училище, где познакомился с Х. Сутиным и М. Кикоиным. Переехав в 1912 году в Париж, он поселился в колонии молодых парижских художников «Улей», где встретился с А. Модильяни, М. Шагалом, Ф. Леже.

В 1914 Кремень впервые выставил свои скульптуры в салоне Независимых, но уже через год оставил скульптуру и стал заниматься только живописью: писал пейзажи, портреты, натюрморты и ню в духе «умеренного» экспрессионизма. Однако и в них художник сохранил заметное скульптурное начало — пластичность и одновременно монументальность форм.

Картины Кременя покупали известные маршаны, он участвовал в Салонах и групповых выставках, организовал несколько персональных экспозиций. Художник часто выставлялся вместе с Х. Сутиным, хотя на его фоне порой проигрывал (и не всегда заслуженно). Тем не менее сегодня произведения этого художника доступны даже начинающим коллекционерам и инвесторам.

Средний уровень цен на произведения художника составляет сегодня 7–15 тысяч долларов. Рекорд стоимости принадлежит работе «Парижская улица», проданной в 2006 году за 46 тысяч евро. Графика доступна от 500 долларов до нескольких тысяч.

За 9 лет ценовой уровень произведений Пинхуса Кременя плавно вырос в среднем в 2,7 раза; резкий подъем был зафиксирован в середине 2008 года, но потрясения двух последних лет свели его результат практически к начальному уровню. Для нас важно, что в 2010 году ценовой индекс так же плавно и уверенно, как и обычно, движется вверх.

В творчестве художника преобладают две темы: натюрморты и пейзажи, а лучшим периодом считаются 1916–1920-е. Например, работа «Натюрморт с фруктами и цветами», ушедшая в январе 2006 года за 9,7 тысячи долларов, была продана через 2 года за 35 тысяч долларов. Вместе с тем зафиксированы и неудачные повторные продажи.

Можно уверенно говорить о существовании рынка произведений Кременя: в год продается несколько десятков его работ. Говорить о стабильном росте объемов продаж, как это было в докризисное время, пока преждевременно, но положение уже выправляется. Как и в случае с М. Кикоиным, инвестиции в творчество Кременя могут быть весьма успешными, но сопряжены с риском сохранения существующего ценового диапазона. В любом случае сегодня покупка произведений Кременя обоснованна: сомнений в том, что ценовой уровень поднимется к докризисным значениям, нет никаких.

Источник: artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20101105_ecole_de__paris.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20101105_ecole_de__paris.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх