- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
Художник недели. Юло Соостер
ARTinvestment.RU 31 марта 2010
Рассказ о жизни и творчестве известного московского шестидесятника
Юло Ильмар Йоганнесович Соостер (1924–1970). Один из самых известных представителей «поколения шестидесятых», участник Манежной выставки, организатор знаменитых «вторников» на улице Красина, на которых выпивала и общалась подпольная Москва. «Официально» — график, иллюстратор научной фантастики; «неофициально» — мастер экспериментальной живописи, чья персональная метафизика нашла свое отражение в своеобразном стиле, вобравшем в себя отголоски таких иноземных течений, как онейрический сюрреализм Рене Магритта и Макса Эрнста, «ар информель» и абстрактный экспрессионизм.
Соостер, едва ли не самый европейский (в смысле «заграничный») из шестидесятников первого ряда, жестоко поплатился за свое стремление знакомиться с мировым авангардом. В 1949 году художника, вместе с еще несколькими выпускниками Тартуского художественного института, отправили в лагерь по 58-й «антисоветской» статье УК. Вроде бы студенты заявили о своем желании поехать стажироваться за границу, за что им «оформили» антисоветскую пропаганду и планирование побега. Приговор — десять лет, из которых Соостер отсидел семь и освободился в 1956 году. Кошмары лагерной жизни несколько сглаживались общением с другими интеллектуалами, которых по милости режима в бараках оказалось множество, и, конечно же, творчеством — с тех лет остались пейзажи, эротические рисунки и портреты других заключенных. Нередко художнику приходилось спасать свои работы из огня, куда их при каждом шмоне «определяли» охранники — поэтому у многих рисунков обгорелые края. В лагере художник выучил русский язык, а также познакомился со своей будущей спутницей жизни, красавицей-еврейкой Лидией Серх, репрессированной за «шпионаж в пользу Соединенных Штатов». Поженились Соостер и Лидия в 1956-м, вскоре после того, как были освобождены Хрущёвым. Не найдя работы в родной Эстонии, бывший «антисоветчик» вместе с супругой переселился в Москву, где их квартира стала центром притяжения для художников «оттепели». В число друзей Соостеров входили Юрий Соболев-Нолев, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрнст Неизвестный и многие другие.
Надежды на то, что в хрущевской Москве эпохи «оттепели» можно будет свободно выставлять радикальную живопись, не оправдались: ушатом холодной воды на голову поколения стал Манеж. 1 декабря 1962 года Хрущев памятно разругал выставленные там картины неофициалов: по слухам, Соостер даже получил от генсека предложение отправиться «на плэнер» в лагерь, на что художник ответил «А я уже там был». Хрущев, говорят, смутился и проворчал что-то о перевоспитании. Другие источники утверждают, что художник просто спокойно побеседовал с генсеком... В любом случае участие в манежной выставке имело негативные последствия. После того как юный сын художника, Тэнно, заявил в детском саду, что не любит дедушку Хрущёва, так как «он на папу кричал», Соостер сжег всю свою переписку. Получать заказы на оформление книг стало гораздо сложнее — пришлось брать псевдоним.
При всем при этом большинство творений Соостера никак нельзя было назвать политическими. Картина, так не понравившаяся Хрущеву, называлась «Лунный пейзаж». Вообще, ключевой образ Соостера — застывшее в безвременном пространстве огромное яйцо, которое художник считал символом первоисточника жизни. Тут надо отметить, что он был неверующим (хотя прекрасно знал все основные религии), но, по воспоминаниям жены, «любил рассуждать о происхождении мира». Художник верил в жизнь на других планетах, активно интересовался наукой (сотрудничество с издательством «Знание» пришлось весьма кстати) и даже говорил, что в другой жизни мог бы быть физиком. Он читал книги по кибернетике и утверждал в одном письме, что «надо-бы прямо к мозгам включит БЭСМ (большую электронно-счетную машину. — AI), может-быть тогда можно что-то понимат».
Он постоянно экспериментировал — не только с живописными стилями и техниками, но и с собственным сознанием. В воспоминаниях встречаются сведения, что он употреблял наркотики. Как пишет в своих воспоминаниях Лидия Соостер: «Он все хотел испытать на себе, все попробовать. Главное, он хотел прочувствовать, что испытают люди, когда приближается смерть. Хотел узнать, что такое рай и ад, хотел испытать мучения чистилища. Он не раз говорил мне, что хочет узнать, что ощущает убиваемый. Как-то он натянул себе на шею веревку и стал затягивать, дождавшись чувства тошноты. После тошноты наступило сладчайшее ощущение вознесения к небесам, и тогда он отпустил веревку... Он не раз стоял под проливным дождем, слушая, как гремит гром и сверкают молнии, он лежал в снегу до замерзания, он привязывал себя ночью к дереву, так ему хотелось увидеть луну и звезды сквозь сон».
Соостер умер в 1970 году, в собственной мастерской. Причина смерти доподлинно неизвестна. Жена и сын художника эмигрировали в Израиль. Тэнно тоже стал художником. В 2006 году работы двух Соостеров экспонировались в галерее «Романовъ».
Лучшими у Соостера считаются картины 1960-х годов, с изображением его любимых форм — помимо яиц, это рыбы, глаза и кусты можжевельника (последние, как непременная часть пейзажа родного острова Хийумаа, предстают в качестве элементов его бессознательного). К сожалению, в российских публичных собраниях их до обидного мало, значительная часть наследия художника осела в эстонских и американских музеях, а также в частных коллекциях. Большой ретроспективы в крупном столичном музее у Соостера не было до сих пор. Первая музейная персональная выставка художника прошла лишь в этом году, в московском Литературном музее. В рамках этой выставки состоялась презентация книги мемуаров Лидии Соостер.
На публичных торгах живопись Соостера появляется весьма редко и зачастую работами среднего уровня, потому что шедевры быстро находят новых хозяев в кругу коллекционеров. Пока аукционным рекордом является сумма 30,9 тысячи фунтов, которую принесла 30 мая 2006 года на Macdougall’s «Композиция с яйцами» (эстимейт 13–15 тысяч). Это единственный раз, когда на аукцион выставлялась работа Соостера такого класса: обычно появляются ранние штудии «под Пикассо». Еще чаще можно встретить на торгах (и у дилеров) графику, которая ценится ниже. Здесь такое же правило, как и у живописи: преимущество на рынке остается за работами зрелого периода, с узнаваемыми «метафизическими» сюжетами.
Источники:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20100331__sooster.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20100331__sooster.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов