Мнение. Великая миграция галерей
ARTinvestment.RU 20 мая 2021
Одновременно с массовым переходом продавцов искусства в онлайн просматривается и другая тенденция — и она в итоге может взять верх над интернет-экспансией
До недавнего времени история искусства знала три примера глобальной смены арт-рыночных полюсов, и все они случились не от хорошей жизни. Сперва на рубеже XVII — XVIII веков частные войны между Британской короной и европейским «новоделом» — Королевством Нидерландов — вынудили голландских художников и аукицонистов массово переехать в Лондон (говоря сегодняшним политическим языком, в столицу страны-агрессора). В конце 1930-х, спасаясь от нацистского режима, коллекционеры и арт-дилеры сменили Париж, Брюссель и Женеву на Нью-Йорк — естественно, прихватив с собой предметы искусства, ставшие после Второй Мировой войны основой оборотного фонда американского арт-рынка. В третий раз — гораздо менее заметно, но с далеко идущими последствиями — галереи совершили миграцию в 1990-е годы, начавшиеся небывалым обвалом рынка искусства после сумасшедших по темпам развития 1980-х. Правда, на сей раз процесс был не столько миграцией, сколько делением: появившиеся мегагалереи открывали свои филиалы, закидывая американские удочки и щупальца через континентальную Европу на Восток. Когда в 2002 году из Европы последовал «ответ» в виде открытия Art Basel в Майами-Бич, рынок оказался прочно стянут международными торговыми отношениями — и далее последовало лишь их неспешное развитие.
2020-й, претендующий войти в историю как год Великого интернет-исхода, на первый взгляд сместил ориентиры частных продавцов искусства, дилеров и галерей, в сторону онлайн-торговли. Готовы ответственно заявить: очередная миграция продавцов искусства действительно началась, однако вектор этого процесса направлен не на цифровые технологии — а на местоположение коллекционеров во время карантина. Грубо говоря, под прицел взяты основные «бункеры», в которых человечество будет переживать последствия пандемии.
К этому арт-рынок подвели события, случившиеся еще в 2019 году, просто на фоне пандемии другие явления, которые ей предшествовали и сопутствовали, отошли на второй информационный план. Все началось с политических волнений в Гонконге, заставивших организаторов тамошней Art Basel задуматься о переносе ярмарки либо на более поздний срок, либо в другой азиатский регион. В результате все дружно вспомнили, что 20 лет назад арт-столицей Востока служил остров Тайвань — которому затем выпало стать технологическим центром и отдать все культурные связи растущему вверх (буквально) и вширь (фигурально) Гонконгу. Ярмарка Taipei Dangdai, ведомая основателем и бывшим директором Art Basel Hong Kong Магнусом Ренфрю (как мы понимаем, «бывших» у мировой Базель-машины не бывает), перелицевала свой сайт в онлайн-ярмарку Taipei Connections, которая собрала лучшие галереи и молодых перспективных художников региона. Итого, Тайвань сегодня — первый претендент на занятие регионального трона, если в Гонконге все окончательно пойдет демократически-военным путем. Второй претендент на азиатское господство, решивший не дожидаться исхода «гонконгской схватки», — Сеул, который на днях объявил о проведении на постоянной основе ярмарки Frieze.
Тем временем неминуемыми последствиями «Брексита» решили воспользоваться французы, в чьих руках сегодня сосредоточено владение Sotheby’s (Патрик Драи), Christie’s (Франсуа Пино) и ArtPrice (Бернар Арно). Вернуть столицу арт-рынка в Париж для них — дело чести и, возможно, жизни. Наконец-то Франция поняла, что стратегия «Главное — не пустить Гагосяна, а там видно будет» не работает, и открыла двери не только для Ларри, но для Дэвида и Ивана (Цвирнера и Вирта, если кто не знает). Все вместе — мегагалеристы, поддержка топ-коллекционеров и ослабленный «Брекситом» Лондон — сделали Париж очень конкурентоспособным даже с учетом карантина, вернув Франции ее 8 % доли мирового арт-рынка. Тем временем американские галеристы, закинув долгосрочные спиннинги в Париж, решили порыбачить обычными удочками в местах скопления коллекционеров: под прицел попали Палм-Бич во Флориде (аналог российского Сочи) и Аспен в Колорадо (аналог европейского Куршевеля). Оба города вследствие демократических движений в США пополнились состоятельными людьми, которые сбежали из Нью-Йорка, купив недвижимость у океана или высоко в горах. Ранее Палм-Бич и Аспен были курортами сезонными, и заезжим коллекционерам в шортах или лыжных масках особо много искусства было не продать. Теперь же, с появлением у них домов, интерьеры этих домов необходимо правильным образом заполнить — для чего с перспективными покупателями нужно дружить на регулярной основе. Галерея Pace десантировалась в Палм-Бич, Almine Rech — в Аспен. Лиха беда начало.
Последние из (пока) прослеживающихся направлений миграции — это миграция статусная, а из нее уже следует географическая. В прошлом сезоне мы часто упоминали, что количество топ-галерей в пандемию увеличилось с привычной «шестерки» до дюжины, а может, и больше. И галереи эти не сидят на месте, предпринимая экспансию — естественно, на Манхеттен! Самый последний пример — открывший миру Рашида Джонсона и «переманивший» у Pace Адама Пендлтона арт-дилер Давид Кордански, который, как пишут, из Лос-Анджелеса переезжает в новое галерейное пространство в Нью-Йорке. Как здесь не вспомнить, что однажды один молодой человек уже проследовал подобным маршрутом — и последние 30 лет его Gagosian Gallery держит арт-рынок железной хваткой.
Другое дело, что Ларри Гагосяна воспитал сам великий дилер Лео Кастелли. А кто из нынешних «Голиафов» рынка возьмется (на свою голову) воспитать молодого «Давида»?
https://artinvestment.ru/invest/events/20210520_Opinion_Migration.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210520_Opinion_Migration.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн