- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Мнение. Великая миграция галерей
ARTinvestment.RU 20 мая 2021
Одновременно с массовым переходом продавцов искусства в онлайн просматривается и другая тенденция — и она в итоге может взять верх над интернет-экспансией
До недавнего времени история искусства знала три примера глобальной смены арт-рыночных полюсов, и все они случились не от хорошей жизни. Сперва на рубеже XVII — XVIII веков частные войны между Британской короной и европейским «новоделом» — Королевством Нидерландов — вынудили голландских художников и аукицонистов массово переехать в Лондон (говоря сегодняшним политическим языком, в столицу страны-агрессора). В конце 1930-х, спасаясь от нацистского режима, коллекционеры и арт-дилеры сменили Париж, Брюссель и Женеву на Нью-Йорк — естественно, прихватив с собой предметы искусства, ставшие после Второй Мировой войны основой оборотного фонда американского арт-рынка. В третий раз — гораздо менее заметно, но с далеко идущими последствиями — галереи совершили миграцию в 1990-е годы, начавшиеся небывалым обвалом рынка искусства после сумасшедших по темпам развития 1980-х. Правда, на сей раз процесс был не столько миграцией, сколько делением: появившиеся мегагалереи открывали свои филиалы, закидывая американские удочки и щупальца через континентальную Европу на Восток. Когда в 2002 году из Европы последовал «ответ» в виде открытия Art Basel в Майами-Бич, рынок оказался прочно стянут международными торговыми отношениями — и далее последовало лишь их неспешное развитие.
2020-й, претендующий войти в историю как год Великого интернет-исхода, на первый взгляд сместил ориентиры частных продавцов искусства, дилеров и галерей, в сторону онлайн-торговли. Готовы ответственно заявить: очередная миграция продавцов искусства действительно началась, однако вектор этого процесса направлен не на цифровые технологии — а на местоположение коллекционеров во время карантина. Грубо говоря, под прицел взяты основные «бункеры», в которых человечество будет переживать последствия пандемии.
К этому арт-рынок подвели события, случившиеся еще в 2019 году, просто на фоне пандемии другие явления, которые ей предшествовали и сопутствовали, отошли на второй информационный план. Все началось с политических волнений в Гонконге, заставивших организаторов тамошней Art Basel задуматься о переносе ярмарки либо на более поздний срок, либо в другой азиатский регион. В результате все дружно вспомнили, что 20 лет назад арт-столицей Востока служил остров Тайвань — которому затем выпало стать технологическим центром и отдать все культурные связи растущему вверх (буквально) и вширь (фигурально) Гонконгу. Ярмарка Taipei Dangdai, ведомая основателем и бывшим директором Art Basel Hong Kong Магнусом Ренфрю (как мы понимаем, «бывших» у мировой Базель-машины не бывает), перелицевала свой сайт в онлайн-ярмарку Taipei Connections, которая собрала лучшие галереи и молодых перспективных художников региона. Итого, Тайвань сегодня — первый претендент на занятие регионального трона, если в Гонконге все окончательно пойдет демократически-военным путем. Второй претендент на азиатское господство, решивший не дожидаться исхода «гонконгской схватки», — Сеул, который на днях объявил о проведении на постоянной основе ярмарки Frieze.
Тем временем неминуемыми последствиями «Брексита» решили воспользоваться французы, в чьих руках сегодня сосредоточено владение Sotheby’s (Патрик Драи), Christie’s (Франсуа Пино) и ArtPrice (Бернар Арно). Вернуть столицу арт-рынка в Париж для них — дело чести и, возможно, жизни. Наконец-то Франция поняла, что стратегия «Главное — не пустить Гагосяна, а там видно будет» не работает, и открыла двери не только для Ларри, но для Дэвида и Ивана (Цвирнера и Вирта, если кто не знает). Все вместе — мегагалеристы, поддержка топ-коллекционеров и ослабленный «Брекситом» Лондон — сделали Париж очень конкурентоспособным даже с учетом карантина, вернув Франции ее 8 % доли мирового арт-рынка. Тем временем американские галеристы, закинув долгосрочные спиннинги в Париж, решили порыбачить обычными удочками в местах скопления коллекционеров: под прицел попали Палм-Бич во Флориде (аналог российского Сочи) и Аспен в Колорадо (аналог европейского Куршевеля). Оба города вследствие демократических движений в США пополнились состоятельными людьми, которые сбежали из Нью-Йорка, купив недвижимость у океана или высоко в горах. Ранее Палм-Бич и Аспен были курортами сезонными, и заезжим коллекционерам в шортах или лыжных масках особо много искусства было не продать. Теперь же, с появлением у них домов, интерьеры этих домов необходимо правильным образом заполнить — для чего с перспективными покупателями нужно дружить на регулярной основе. Галерея Pace десантировалась в Палм-Бич, Almine Rech — в Аспен. Лиха беда начало.
Последние из (пока) прослеживающихся направлений миграции — это миграция статусная, а из нее уже следует географическая. В прошлом сезоне мы часто упоминали, что количество топ-галерей в пандемию увеличилось с привычной «шестерки» до дюжины, а может, и больше. И галереи эти не сидят на месте, предпринимая экспансию — естественно, на Манхеттен! Самый последний пример — открывший миру Рашида Джонсона и «переманивший» у Pace Адама Пендлтона арт-дилер Давид Кордански, который, как пишут, из Лос-Анджелеса переезжает в новое галерейное пространство в Нью-Йорке. Как здесь не вспомнить, что однажды один молодой человек уже проследовал подобным маршрутом — и последние 30 лет его Gagosian Gallery держит арт-рынок железной хваткой.
Другое дело, что Ларри Гагосяна воспитал сам великий дилер Лео Кастелли. А кто из нынешних «Голиафов» рынка возьмется (на свою голову) воспитать молодого «Давида»?
https://artinvestment.ru/invest/events/20210520_Opinion_Migration.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210520_Opinion_Migration.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор