Art Investment

Мнение. Рынок NFT-арта: Мэй и Мозес возвращаются?

Чего не хватает рынку криптоискусства, чтобы его можно было рассматривать в качестве сферы осознанных инвестиций

Разговоры о том, что коллекционеры NFT, дескать, покупают цифровые артефакты исключительно из любви к цифровым артефактам, не ориентируясь на возможность перепродажи, хороши до тех пор, пока растет основная криптовалюта — биткойн. Что будет в случае рецессии рынка криптовалют — предсказать нетрудно: в ход пойдут активы, на которые этот самый биткойн был ранее потрачен. Готов ли будет к этому рынок NFT? Предлагаем подумать вместе.

Поскольку сегодня рядом с понятием NFT все чаще звучит слово инвестиции, для начала напомним само определение финансовых вложений. Итак, инвестиции — это инструмент, с помощью которого можно сохранить или умножить доход. Настаиваем, что сохранность вложений (с учетом инфляции на момент перепродажи) не менее важна для инвестора, нежели заработок — последнее является скорее приятным, но менее прогнозируемым, бонусом. Желанием зафиксировать текущий курс биткойна, в частности, объясняются вложения криптомиллионеров в цифровые активы: упади курс ведущей криптовалюты снова, как в конце 2017-го, обладатели NFT в теории смогут свои сбережения вернуть. Либо переждать с ними криптодепрессию, перепродав в период следующего роста рынка.

Казалось бы, все как с традиционным «физическим» искусством. Но есть важный нюанс.

Впервые об искусстве как объекте для вложения денег заговорили в начале 1960-х, но научный подход к арт-инвестициям сформировался лишь к началу 2000-х, когда появилась статистика — основной инструмент прогнозирования в распоряжении аналитиков рынка. Без малого 10 лет американские математики Дэвид Мэй и Майкл Мозес трудились над созданием индексов предметов искусства, после чего выдали на-гора рациональный инвестиционный подход, в основе которого лежал анализ последних ста пятидесяти лет аукционной истории из почти трехсот. Продажи NFT на данный момент имеют трехлетнюю историю: получив юридическое определение в конце 2017 года, невзаимозаменяемые токены появились на цифровых площадках весной 2018-го. К сожалению, одновременно упавший биткойн не способствовал ни развитию массовых продаж NFT, ни (тем более) детальному изучению этого рынка и формированию статистических баз.

С базами цифровых продаж, кстати, дела обстоят проще: поскольку по умолчанию все они проводились через блокчейн, получить информацию в любой момент труда не составляло. Гораздо сложнее найти связь цен на NFT и событий в мире физическом, на чем, собственно, и держится арт-аналитика вложений в традиционное искусство. Итого перед рынком NFT стоит задача найти ответы на следующие вопросы, которые задаст ему вдумчивый инвестор:

• Как меняется стоимость NFT с течением времени?
• У кого из цифровых художников она растет быстрее других?
• Каков оптимальный период владения NFT между покупкой и продажей?
• Какова динамика рынка цифрового искусства в целом?
• Отражаются ли финансовые кризисы на рынке NFT и каким образом?

Частичный ответ сегодня мы имеем лишь на последний вопрос: кризис, вызванный пандемией, привел к невероятному росту спроса на цифровые активы — начиная с криптовалют и заканчивая токенами. При этом влияния «классической» рецессии биткойн пока не испытывал: в 2008 году он еще ходил в ясли — и принять за константу счастье владельцев NFT, когда в остальном мире все валится, мы не можем. То же касается динамики рынка цифровых активов в целом: пока мы видим ощутимую корреляцию лишь с ростом цифровой валюты.

Причины превосходства одних художников над другими чуть более очевидны: для получения беспрекословного авторитета в цифровом мире нужно было находиться в нем с самого его появления. Художники же из «внешнего» мира, стремящиеся попасть на радары криптоколлекционеров, должны иметь то, что (а) понятно криптосообществу и (б) высоко им ценится, а именно: собственную армию поклонников (с их лайками, перепостами и ретвитами) и произведения со смысловым наполнением 21-го века (осознанностью, трансграничностью, отказом от традиционных ценностей).

Наибольшую сложность для полноценного анализа сегодня представляет поиск связей между периодом владения и качеством сделок при перепродаже, включая действия с самим активом между транзакциями — в физическом мире известные как «менеджмент коллекции». Вторичный рынок NFT сегодня находится на ранней стадии развития — но уже показывает положительную динамику. Так, в декабре 2020 года объем вторичных продаж NFT на пяти крупнейших площадках составлял всего 11 % от объема первичного рынка ($111 тыс. против $1,02 млн), в марте 2021-го — уже 57 % ($10,78 млн против $18,79 млн), а за первую неделю апреля достиг 82 % ($1,78 млн против $2,16 млн). Другими словами, владельцы смотрят на NFT как на полноценный актив и рассчитывают, что рынок криптоискусства ответит им тем же — в первую очередь представит инструменты для самостоятельного анализа и прогнозирования.

Построение индексов искусства у Мея и Мозеса заняло десятилетие. Сегодня, учитывая поисковые и вычислительные возможности по сбору и оценке исходного материала, этот процесс может занять до одного года. Прежних разработчиков вряд ли привлекут к работе с цифрами на этот раз: продав свой индекс Sotheby’s в 2016 году, состоятельные и уже немолодые математики не балуют арт-сообщество новостями. Однако новоиспеченному рынку необходим свой взвешенный анализ, построенный на понятной инвестору механике. Без него словосочетание «инвестиции в NFT» останется оксюмороном с почетным местом в музее экспериментальной космонавтики.

Главное теперь — чтобы сам рынок не подвел и продолжил регулярно поставлять цифры. С ними как-нибудь разберемся.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20210406_Opinion_NFTinvestment.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210406_Opinion_NFTinvestment.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».