Литература: Creative Legacies: Artists' Estates and Foundations
Долгожданная книга о вдумчивом управлении наследием художников посредством создания специализированных фондов
Creative Legacies: Artists' Estates and Foundations
Редакторы-составители: Кэти Баттиста, Брайан Фоллер
год издания: 2020
192 страницы
издательство: LundHumphries, Великобритания
ISBN: 9781848223523
Какой вопрос задают первым при оценке творческого и инвестиционного потенциала ныне живущего художника? Правильно: какая галерея его представляет. А с какого вопроса следует начать, если художник покинул наш мир? Нет, не с наличия его работ в собраниях ведущих музеев или в частных коллекциях и не с уровня цитирования автора в академических публикациях — эти позиции очень важны, но не первостепенны. Главное, что должен узнать коллекционер, — это кто занимается наследием художника и насколько планомерно осуществляется эта работа. Другими словами, создан ли родственниками автора фонд его наследия. На появление подобных структур в международном масштабе реагируют не только отдельные частные коллекционеры, но и рынок в целом: достаточно вспомнить, что пока родственники Александра Колдера искали взаимопонимание — спрос на художника (и его ценовые показатели) оставался в состоянии глубокой заморозки, а как только договорились и создали фонд его имени — рынок распростер объятия и принял американского скульптора в сонм великих.
После основания фонда можно переходить к составлению картины текущей позиции художника. Причем как на рынке — по результатам аукционных продаж, наличию в собраниях музеев, галерей и частных коллекциях, так и в глобальной истории искусства: количеству публикаций в справочниках, исследованиях, художественной литературе и СМИ. Сюда же относится знакомство с публичными владельцами работ, музеями и аукционными домами, для разъяснения целей и задач фонда. Следует позаботиться и о надежном хранении коллекции — с точки зрения и возможной пропажи (или подмены) работ, и их правильного хранения (обеспечения климатических параметров и пр.).
Следующая задача, с которой нельзя затягивать, — создание правовой и искусствоведческой базы для выявления поддельных работ и борьбы с ними. По сути, управление наследием — это баланс между качественным продвижением художника и сдерживанием количества неаутентичных работ. Если на волне ваших финансовых вливаний в продвижение имени на рынок в одночасье выйдет большое количество подделок, то в первую очередь, это «оценят» аукционные дома, после чего откажутся работать с вами и о художнике можно будет забыть на добрых пять лет. Для предотвращения этого необходимо создать базу для экспертизы известных по каталогам работ, а также атрибуции вновь найденных. Речь идет о признанных искусствоведах и «эталонной базе» — пробах краски и грунта, взятых с работ вашей коллекции и партнерских музеев. Крайне важно, чтобы ваш фонд изначально ассоциировался с легитимностью произведений — для этого необходимо выпустить сертификат соответствия, где гарантией подлинности выступят подписи признанных международных экспертов. Эти два шага потребуют времени, возможно несколько лет, однако они необходимы для заложения правильной основы.
Описание этих основ, а также более детального процесса управления наследием содержит книга Creative Legacies: Artists' Estates and Foundations («Управление достоянием. Фонды наследия художников»), выпущенная в конце 2020 года. Союз издательства Lund Humphries и Института искусств Sotheby’s в очередной раз подарил арт-рынку прекрасный сборник статей от практиков менеджмента: среди 13 авторов есть известные читателям имена — такие как Том Макналти и Джудит Б. Проуда, а редакторами выступили старший преподаватель Sotheby’s Кэти Баттиста и выпускник института Брайан Фоллер. Теория вопроса, практические рекомендации, анализ ошибок и удачных действий, приправленные интервью с организаторами фондов наследия, не делают сборник пошаговым руководством — но формируют целостную и профессиональную картину, с которой предстоит столкнуться наследнику (либо коллекционеру, для которого выбор художника зачастую продиктован степенью надежности стоящих за ним «тылов»). Не лишним, а очень уместным дополнением является статья об управлении собранием ювелирных украшений: некоторые описанные приемы могут быть успешно реализованы в «классической» работе с изобразительным искусством.
Как правильно заметили редакторы издания, сегодняшние топ-звезды художественной сцены не могут жить затворниками в своих мастерских — их творчество должно быть максимально открытым процессом, подобно студиям мастеров эпохи Возрождения. Добавим от себя: точно таким же доступным должно быть и наследие художников — для созерцания ценителей, воспитания молодых и уверенности рынка.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20210212_literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210212_literature.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.