Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 3
На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке к рынку искусства
Первую и вторую часть материала вы можете прочесть здесь и здесь.
В прошлый раз мы остановились на августе 2017 года, когда Комиссия по ценным бумагам и биржам США официально уведомила блокчейн-стартапы о том, что выпущенные токены в криптомире отныне приравнены к ценным бумагам в мире физическом. Находясь под грузом предварительно потраченных денег, арт-блокчейн-проекты разделились на два типа: первые продолжили делать упор на спекулятивную составляющую цифровых транзакций (окружив себя юристами, стоимость услуг которых мигом подскочила в разы), вторые сделали резкий разворот в сторону максимальной прозрачности операций, проводимых в мире искусства.
Таким образом, осенью 2017 года явственно проступили четыре типа арт-блокчейн-компаний. Для их систематизации предложим свою терминологию:
• Greenpeace-от-искусства. Компании, которые преследуют гуманистические цели: прозрачность транзакций и собственности, регистрацию провенанса, авторских прав и права следования, открытое распределение комиссий с продаж между всеми участниками сделок с искусством и пр. Как показывает история, они либо временно финансируются методом краудфандинга и умирают (временно — потому что теневому арт-рынку прозрачность не особо нужна, а кому нужна, те быстро увлекаются новыми проектами, вроде влияния саранчи на леса Амазонии, и высылать пожертвования прекращают), либо со временем выкупаются арт-стратегами, вроде Sotheby’s и Christie’s, и с гуманизмом завязывают.
• Крипто-акулы. Как правило, их основатели родом из мира финансов, ранее они уже успешно запустили валютные биржи, венчурные фонды или тотализаторы и решили попробовать свои силы в искусстве. Практически без исключения все подобные компании создают платформы долевого владения — цифровой вариант ПИФов (паевых инвестиционных фондов), которые токенизируют искусство, выпуская цифровые деривативы. Сегодня их действия ограничены законодательными нормами большинства стран, где обитают инвесторы, стало быть, их полноценная работа ждет начала 4-й технологической революции, о которой спорят с экранов Герман Греф и Никита Михалков.
• Отвертки. Эти стартапы можно охарактеризовать фразой «что угодно + блокчейн». Аукционные дома на блокчейне, галереи на блокчейне, арт-ярмарки на блокчейне — все попытки скрепить искусство и технологии можно сопроводить одним вопросом: зачем? Как показывает практика, на этот вопрос могут ответить лишь 2 из 10 молодых компаний. В первом случае мы услышим: «Потому что не хотим остаться в стороне, когда процесс полноценно запустится», во втором — «Таким образом мы рассчитываем получить больше денег от инвестора». Оба ответа, по сути, верны.
• Знаменосцы. Лицемерные компании, которые до своего запуска (сбора первых инвестиций) поднимают искусство на знамя и гордо вступают с ним в краудфандинговую кампанию под девизом «Сделаем мир искусства чище». После получения денег они обновляют сайт — и перерождаются в крипто-обменник или сервис по аренде жилья на блокчейне. Более подробно писать о таких не хочется.
Что технология блокчейн может реально дать рынку искусства? Основных плюсов блокчейна четыре: система хранения информации, децентрализация, отсутствие посредников при сделках и трансграничность платежей. Теперь то же самое — но по отдельности:
• Система хранения или база данных
Польза: постоянно обновляемая документация, связанная с коллекцией и действиями команды по ее управлению.
Это — регистрация провенанса (истории бытования), технологических и искусствоведческих экспертиз, оценки стоимости, страхования, реставрации, прав собственности и смены владельцев. Это — ценовые показатели: стоимость покупки и продажи, индексы рынка, регистрация подобных продаж и капитализации коллекции в целом и по отдельным предметам. В помощь владельцу и менеджеру коллекции блокчейн также может фиксировать показатели CAGR (среднегодовой темп роста стоимости), ROI (доход на инвестиции) и пр., а также все действия менеджерской команды — показывая коллекционеру, какие именно решения привели к росту или падению стоимости отдельных работ.
• Децентрализация данных
Польза: надежность хранения информации.
Данные пользователя в блокчейне расфасованы по всем компьютерам сети и не могут быть удалены или изменены. Коллекционер, что ценно, имеет возможность самостоятельно регулировать публичность своих данных: что может быть видно каждому, а что остается лишь в его ведении (добавим, что такой подход изначально шел вразрез с анархической идеологией блокчейна, предполагавшей открытый и свободный доступ; со временем, и при финансовой поддержке крупных корпораций, появилось разделение на «открытый» и «закрытый» блокчейн). Однако, несомненный плюс децентрализации — в невозможности потерять данные: они будут быстро и автоматически восстановлены сообществом.
• Отсутствие посредников
Польза: минимизация количества участников сделок с искусством и размеров дополнительных комиссий при работе через систему.
Первую часть статьи мы не случайно начали с объяснения принципов натурального обмена: блокчейн помогает людям совершать P2P продажи (англ.: Peer to Peer, сделка между двумя субъектами рынка напрямую). Скажем, когда будет создана виртуальная сеть, объединяющая коллекционеров, где продавец и покупатель будут видеть друг друга и доверять работам в коллекциях, транзакции можно будет проводить без посредников. Что этому мешает сейчас, без блокчейна? Ничего не мешает — но сейчас месяцы работы затрачиваются на поиск и установление контактов, проверку состоятельности, документооборота и удаления посредников, в течение этого периода облепляющих обе стороны, как мидии — забытый судами пирс.
• Трансграничность платежей
Польза: экономия денег и времени для коллекционеров-космополитов.
Здесь вводится дополнительное условие: использование криптовалют. В комбинации с блокчейном они позволяют проводить платежи между клиентами по всему миру без ограничений. Помимо трансграничности, блокчейн подразумевает быстроту платежей (напомним, что транзакции в крупных аукционных домах проходят в срок от 30 до 180 дней, а за этот период валюты национальных стран могут совершить весомые колебания), а также отсутствие депозита или заморозки средств до момента завершения сделки. Это становится возможным благодаря такому понятию, как смарт-контракт (англ. Smart Contract, «умный контракт») — еще одному нововведению, работающему на блокчейне. Смарт-контракт — это алгоритм, в который записаны действия всех участников сделки и опции, при которых действия активизируются. Например, «сторона A продаст стороне B картину С по цене D в случае, если пойдет снег в регионе E». Опций может быть неограниченное количество, но исполнение контракта будет автоматическим, его невозможно отменить (кстати, это — будущее юриспруденции). В частности, смарт-контракт может следить за индексами цен на рынке искусства, наличием на счету покупателя средств и полнотой провенанса в блокчейне у продавца. Это и есть доверие, основанное на знании.
В продолжении материала мы расскажем о наиболее частых заблуждениях, связанных с использованием блокчейна в искусстве.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20210129_blockchain_bitcoin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210129_blockchain_bitcoin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.