Литература: Matthew Israel. A Year in the Art World
ARTinvestment.RU   18 ноября 2020

Самая свежая книга о рынке искусства, вышедшая в 2020 году

Год в мире искусства. Взгляд изнутри

Авторы: Мэтью Израэл
Год издания: 2020
Объем: 256 страниц
Издательство: Thames & Hudson, Великобритания
ISBN: 9780500239926

У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься?
Владимир Маяковский, «Кем быть?»

Книга американского искусствоведа и публициста Мэтью Израэля «Год в мире искусства» по настроению очень напоминает бессмертное стихотворение Маяковского — с той лишь разницей, что перечисленные профессии объединяет рынок искусства. В остальном это своего рода «определитель профессий» для тех, кто собирается связать свою жизнь с экономикой прекрасного. Десятилетиями создавая материалы для Artforum, Artnews и Art in America, работая литературным редактором для таких крупных галерей, как Matthew Marks и Gagosian, Израэль подошел к написанию книги с позиции «маленького винтика в большом механизме»: издание максимально правдиво рассказывает о том, чем в действительности заняты работники основных профессий на арт-рынке.

Своим названием книга обыгрывает бестселлер Сары Торнтон «7 дней в мире искусства», тем самым напоминая: за неделю в этой жизни можно лишь избавиться от насморка. А чтобы попробовать понять многогранный арт-рынок — нужно зарезервировать в своей жизни как минимум 365 дней. Литературный прием другого эпохального издания — книги Ханса Ульриха Обриста «Краткая история кураторства» — Мэтью Израэль использовал максимально: каждая глава об отдельной профессии на рынке искусства сопровождается интервью с одним из ее практиков. Следует признать, интервью вышли содержательными и живыми — порой одной-двумя яркими фразами спикеры объясняют суть своей работы лучше, чем десятки страниц до того.

Структурно «Год в мире искусства» разбита на четыре сезона — одним читателям на ум придет ассоциация с Антонио Вивальди, другим — с Джузеппе Арчимбольдо. Оказывается, игра с временами года применительно к арт-рынку не случайна, но это мы поймем ближе к концу книги. А пока стартуем с «зимы» — визита в студию фотографа Тарин Саймон (контракт с галереей Gagosian, 155 групповых и 71 персональная выставка к 45 годам). Далее, на контрасте с «высоким искусством» перемещаемся в производственные цеха, штампующие собачек Джеффа Кунса и отливающие мишек Ромеро Бритто. Никогда еще книга о закулисье искусства не стартовала с разнорабочих — как правило, в ход шли шокирующие цифры и скандальные имена. «Зимняя сказка» заканчивается рассказом о галереях — к которым стекается искусство как от первого (художники), так и второго (цеховики) типа поставщиков. Здесь же находим и одну из лучших фраз книги: «Галереи часто управляются людьми, не имеющими навыков бизнес-администрирования. Многие пытаются заменить это одними лишь продажами — но в результате терпят неудачу. К хватке продавца необходима стратегия долгосрочного бизнеса».

Весна у Израэля ассоциируется с музеями, арт-ярмарками, фондами наследия художников (еще одной крайне редко встречающейся темой в арт-монографиях) и сообществом арт-критиков и искусствоведов.

Лето — это кураторы, биеннале (приятно, что наряду с авторитетным Массимилиано Джиони автор так же обстоятельно поговорил с молодым Омаром Халифом, куратором 14-й биеннале в Шардже, ОАЭ), художественные школы и онлайн-экспансия искусства. Из последней главы, в частности, мы узнаем, отчего первый проект основателя Artsy Картера Кливленда, под названием Exhibytes (социальная сеть для работников искусства), не нашел ни поддержки, ни дальнейшего развития, а также встретимся со шведскими основателями галереи-приложения Acute Art, получившей в карантин известность продажами скульптур KAWS в дополненной реальности.

Осенью приходит время собирать урожай. В представлении Израэля занимаются этим арт-консультанты (француженка польского происхождения Марта Гнып замечательно отрабатывает в интервью и за себя, и за коллег по рынку) и аукционные дома. Последние представляет Сара Фридлендер, Международный директор отдела послевоенного и современного искусства Christie’s. Аукционный дом с почти 300-летней историей в лице Сары также готов делиться секретами выстраивания долгосрочных отношений с клиентами: «Дважды в год я рассказываю владельцам работ, какое место в арт-вселенной занимают они сами, их художники и конкретные предметы искусства. Главное — никогда не употреблять слова “продайте”: не услышав его от вас, коллекционер скорее произнесет его самостоятельно».

Завешают и «осенний сезон», и всю книгу главы, посвященные реставраторам, транспортным компаниям, хранилищам искусства и рабочим экспозиционной развески. И в этот момент замысел автора становится максимально очевиден: конечная точка жизненного цикла произведения на рынке искусства — это не продажа, но стена в доме коллекционера или ячейка в хранилище. А дальше — либо единоличное владение, либо следующий цикл (вторичный рынок). При этом не забываем, что каждую зиму в нью-йоркской студии Тарин Саймон будут рождаться новые шедевры, пополняя ассортимент со стороны первичного рынка. Пока сама Тарин будет на контракте у Гагосяна, разумеется.

Наибольшим разочарованием книги, вместе с неосторожной фразой «частные покупатели искусства иногда зовутся коллекционерами», назовем отсутствие любой привязки рынка к новым реалиям пандемии COVID-19 — для издания, выходящего в сентябре 2020 года, это непростительно. Делать скидку на раннюю сдачу в печать и прочие технические сложности не приходится: во вступлении к изданию Мэтью Израэль нашел возможность высказаться о гендерной и расовой несправедливости на арт-рынке. Стало быть — вносил изменения летом.

Внесем в рецензию правки и мы: вместо изначально запланированных строк Маяковского —

«Книгу переворошив, намотай себе на ус —
все работы хороши, выбирай на вкус!»

— дадим другие, из того же стихотворения:

«Хороший дом, большущий дом на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем удобно и просторно»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20201118_Literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20201118_Literature.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх