Art Investment

Художники и цены

Как купить картину в подарок

Можно утешать себя, что дорог не подарок, а внимание. Только это лукавство. Подарок и есть концентрированное воплощение внимания. Вида могут и не подать, но внимание обращают, и еще как. Не только на цену, но и на смысловую составляющую. Так что лучше бы обойтись без эпических провалов.

Основных рисков в этом деле три. Первый: даритель может мало смыслить в искусстве. Второй: получатель подарка тоже может ничего не понимать в живописи. Третий: когда оба не в теме. Выход есть. Только учтите, что все советы ниже лишь частное мнение автора. И советы эти не надо воспринимать как универсальные чудодейственные рецепты на все случаи жизни. По сути, написанное — это мой личный ответ на типичные вопросы о подарках.

Что дарить, когда о «живописных» предпочтениях получателя подарка ничего не известно, а скорее всего, их нет?

Случается, что в доме и в офисе картин и рисунков на стенах вовсе не сыщешь. А то и просто висят картины случайные, из серии «лучше бы их не было»: салонные, откровенно оформительские, «под обои», сувенирные, воспоминания из турпоездок. Волей-неволей у чиновников, коммерсантов и руководителей сырьевых компаний за годы накапливаются десятки беспомощных однообразных картин с нефтяными вышками, карьерными самосвалами и социалистическими стройками малоизвестных советских художников-соцреалистов. Часто это «оригинальные» тематические подарки, с юморком, врученные по принципу «Лучший подарок Орлову — орел». Такие, что по праву считаются одним из самых тупых вариантов. Тех, что вызывают лишь чувство неловкости у человека со вкусом.

Как избежать подобного промаха? Я бы поискал картину, не связанную ни с профессией, ни со сферой деятельности, ни с регионом работы или проживания, ни с именем или фамилией того, кому предназначен подарок. Не гнался бы за вычурностью, за богатым оформлением. Важно подарить произведение художника с именем. Пусть поменьше размером — может быть, не живопись, а более доступную по цене графику. Но обязательно хорошую и известного художника. Почему — следующий вопрос.

Что лучше: «побогаче», но без имени, или поскромнее, но известного автора?

Между крупным ярким «холстом-маслом» в красивой раме и скромным рисунком в паспарту (за которые смешные люди просят почему-то даже больше) есть искушение выбрать первое. Солиднее на вид. Но это первое желание лучше бы в себе подавить. Почему? Люди любопытны. Простаков на таких должностях обычно нет. Даже если искусство ему вроде бы не интересно, получатель подарка все равно может захотеть узнать, кто же автор его новой подаренной картины или рисунка? И согласитесь, ему будет гораздо приятнее, если Интернет выдаст ему достойную справку. Пусть сразу поймет, что автор с выставками в ведущих музеях, с альбомами, с публикациями, с известностью. Как минимум это приятные эмоции. А дальше может выйти еще интереснее: вдруг пробежит молния и ваш подарок станет толчком для рождения нового коллекционера.

Кого вы называете «художником с именем»? Какие критерии?

Эрнст Неизвестный, Михаил Шемякин, Оскар Рабин, Илья Кабаков, Анатолий Зверев — тут сразу всем все понятно. Даже у людей далеких от искусства эти имена должны вызывать ассоциации. А уж тем более у поколения 50+, которому зачастую и дарят солидную живопись с графикой. Любому получателю подарка будет вдвойне приятно, если у его художника были выставки в Третьяковке и Русском музее, о нем написаны монографии, изданы альбомы, были продажи на аукционах. Альбом, к слову, тоже было бы здорово подарить вместе с картиной, рисунком или скульптурой.

А что если художник мне нравится, но он почему-то недооцененный и информации о нем мало?

Огульно рассуждать не решусь, надо разбирать каждый конкретный случай. Но изначально критерий «мне нравится» для человека, лишь недавно погрузившегося в изучение искусства, кажется довольно зыбким и самонадеянным. Почему о понравившемся художнике вдруг мало информации? Чтобы художник был новатором, но при этом информации о его достижениях почти не сохранилось — так почти не бывает. Это редкий случай. Очень редкий. Почему — отдельный долгий разговор. Пока просто примем за аксиому, что риск купить гладкое, но банальное и безликое произведение на основе неосведомленного «мне нравится» будет слишком велик. Пожалуй, единственное исключение, когда малоизвестный художник будет принят с повышенным вниманием, — это подарок опытного коллекционера другому опытному коллекционеру. Разбирающиеся люди действительно способны на интересные открытия, имеют вкус и поймут друг друга без слов. Впрочем, это уже высший пилотаж. Не для любителей.

Стоит ли рассказывать получателю подарка об авторе произведения и его достоинствах?

А почему ж нет? Так и нужно сделать: заранее изучить вопрос, подготовиться к рассказу. Обсуждение очередных часов, сабель и других представительских подарков будет звучать странно — а поговорить о картинах и рисунках, напротив, вполне интеллигентно. Разговор об авторе, его идеях и месте в истории искусства часто вызывает неподдельный интерес. Я знаю случай, когда, казалось бы, об относительно недорогом рисунке гости проговорили полвечера. Настолько их захватило искусство. Тут даже тема денег не так уж неуместна. Если гости станут любопытствовать, то запросто можно и о порядке цен рассказать как есть, без преувеличений. Все равно те, кому надо, залезут в Интернет и быстро узнают, что почем.

Картины перечисленных выше первых имен стоят в диапазоне от 500 000 рублей, что заведомо выходит за рамки бюджета значительной части покупателей подарков. А что еще бывает из хорошего, но доступного?

Оригинальные рисунки (гуаши, акварели, акрил на бумаге) стоят гораздо дешевле живописи. А тиражная графика первых имен часто предлагается в эконом-сегменте. Купить пейзаж маслом неизвестного автора или подписной офорт Оскара Рабина за 20 000–25 000 рублей? Или офорт Ивана Шишкина за 40 000 рублей? На мой взгляд, тут даже думать нечего.

Вот еще вам идеи в разных ценовых сегментах.

Бюджет 30 000–60 000 рублей. За эти деньги можно приобретать подписные офорты, литографии и другие виды тиражной графики художников-шестидесятников: Владимира Немухина, Оскара Рабина, Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова. В этот же диапазон зачастую попадает авторский фарфор — тарелки Владимира Янкилевского, фарфор Немухина. И эти вещи несложно приобрести на русских аукционах. Иногда в эти же рамки может «поместиться» оригинальная графика Вадима Сидура (выставку которого не так давно разгромили в Манеже), графика шестидесятника Бориса Кочейшвили, гуаши и даже живопись интересной современной художницы Люси Вороновой, небольшие картины современной художницы Ани Желудь. Если повезет — рисунки Константина Батынкова, но уже на пределе.

В диапазоне 60 000–140 000 рублей можно разгуляться куда свободнее. Например, ближе к верхней границе можно покупать эффектные масла экспрессиониста Арона Буха. Или очень красивые больше метра шириной холсты русских гипперреалистов — Сергея Геты, Сергея Базилева — художников с каталогами, с выставкой в Третьяковке и вообще славной историей. Еще 120 000 рублей или чуть больше — это пороговая сумма для сегмента скульптуры шестидесятников. Например, за эти деньги можно покупать узнаваемые статуэтки Владимира Немухина. В границах этого ценового диапазона есть шанс купить крепкую графику Анатолия Зверева (с осторожностью, все-таки сюжеты на любителя), рисунки Игоря Вулоха, офорты Марка Шагала, мощные неоэкспрессионистские масла Виктора Казарина, живопись Анатолия Слепышева или Петра Оссовского. Из современного — большие акрилы Константина Батынкова, палимпсесты Александра Савко и цифровые композиции на металле Константина Худякова (стереопанелями которого оформлена новая станция метро «Фонвизинская»).

От 140 000 до 200 000 рублей — столько на русских аукционах сейчас стоит рельефная живопись Андрея Гросицкого, наборы маленьких рисунков Дмитрия Краснопевцева, живопись Ильи Табенкина, скульптуры Владимира Янкилевского, картины главного художника «владимирской школы» Кима Бритова, Эдуарда Гороховского и многие другие.

А вот 200 000–500 000 рублей — это, на удивление, сложный диапазон. Для одного слишком много, а для другого слишком мало. Ближе к нижней границе диапазона можно купить оригинальную графику Владимира Немухина, ближе к середине (если повезет) — крупный рисунок Владимира Янкилевского, живопись Михаила Рогинского. А еще лучшие работы Владимира Яковлева, его пронзительные цветы самого ценного периода, и виртуозные акварели Артура Фонвизина, например.

500 000–1 200 000 рублей — бюджет просто на зависть. Этих денег хватит на крупную живопись Михаила Шемякина, холсты Дмитрия Плавинского, Натальи Нестеровой, масла Николая Вечтомова, Эдуарда Штейнберга, Владимира Немухина, большую роскошную живопись Юрия Купера. За эти деньги (ближе даже к началу диапазона) на аукционном рынке можно приобретать лучшую живопись Анатолия Зверева — вдохновенную, особо ценного периода. Иногда столько, может чуть больше, хватит, чтобы купить отличную метафизическую живопись Дмитрия Краснопевцева. И важно понимать, что за эти деньги можно претендовать уже на высший коллекционный уровень, вещи музейного класса.

Где купить картину в подарок?

Всяк кулик свое болото хвалит, поэтому для меня самый комфортный вариант — AI Аукцион, а также наша новая площадка доступного искусства AI Маркет (с ценами от 5 000 рублей) и другие московские аукционы. Сейчас они проходят каждую неделю, порой по несколько штук. Но все равно действовать надо заблаговременно. Это все-таки не магазин, где все лежит в ассортименте. Сегодня есть, а завтра нет. Я сам несколько раз так локти кусал: вроде было много, потом куплю, а тут раз и исчезло на годы. Выгодные предложения нужно «ловить». Зато на аукционах нередко получается купить дешевле, чем рассчитывали. При этом удобство и открытость аукционов не означает, что не нужно использовать другие каналы. Если понятен бюджет и направление, то можно разослать запросы в галереи: вдруг где-то есть то, что нужно. Все бывает. В галереях, кстати, традиционно продается дорогая русская классика в диапазоне 5 000 000–10 000 000 рублей (Шишкин, Айвазовский и др.). Бывают и такие подарки. На публичных торгах такие предложения встречаются крайне редко, так что за ними сразу нужно обращаться в галереи.

Возвращаясь к первоначальным важным сомнениям: а вдруг не понравится? Дескать, получатель воспитан в системе соцреализма, ему приятно, чтобы на картинах все было изображено похоже. Человеку пейзажи нравятся, да цветы, чтоб успокаивали. А мы ему абстракцией, да экспрессионизмом по глазам. Может, все-таки как-то помягче?

Эти опасения понятны. Тем не менее мое мнение остается прежним: лучше подарить хорошую картину с риском, что юбиляр ее не поймет, чем посредственную, но с привычной для него «оптикой». Ну а потом, не обязательно же дарить жесткий модернизм и постмодернизм. Кому нравится, чтобы было реалистично, — ну так есть же современный гипперреализм. Отличный выход. И более похоже уже не бывает, и некоторые имена уже в истории национального искусства.

А целом предпочтительный подход — действовать смелее, а там уж была не была. Время расставит всё по своим местам. В конце концов, зачем плохо думать о получателях подарков? Люди меняются, взгляды меняются, вкусы меняются. Не нравится сегодня — распробует через десять лет. А если этого не произойдет, то в худшем случае легко продаст тому, кто понимает. В любом случае вспомнит того, кто подарил, добрым словом.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/collector/20190222_kak_vybrat_kartinu_v_podarok_picture_as_present.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20190222_kak_vybrat_kartinu_v_podarok_picture_as_present.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

КАМЕНЕВ Валериан Константинович (1823–1874) Пейзаж с поваленным деревом. 1870-е (52,5 × 80,2 см)

Текущая ставка25000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

МУРАВЬЁВ Владимир Леонидович (1861–1940) В зимнем лесу. Волк. Заяц. Диптих. Первая четверть XX века (29,7 × 17,7; 29,7 × 17,5 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ШАРШУН Сергей Иванович (1888–1975) Мистическое сердце. 1953 (20,7 × 44,8 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».