Чем подтвердить, что картина принадлежит вам
ARTinvestment.RU   21 января 2019

Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?

Я, как и мои коллеги, считаю, что волноваться не нужно. А если беспокоиться, то уж точно не об этом и не в первую очередь.

Но коль скоро опасения такие есть, то давайте пройдемся по основным вопросам начинающих коллекционеров и далеких от темы владельцев картин.

Если я принесу картину на аукцион или в галерею, а там меня спросят, чья картина, — чем я докажу свои права?

Рассказываю. На практике для аукциона картина принадлежит тому, кто ее принес и сдал по договору. Если вы попросили принести картину свою жену, то она и будет для аукциона или галереи считаться владельцем. И именно тому, кто заключил договор, отправят деньги после продажи. Для заключения договора от сдатчика потребуется только паспорт. Никаких квитанций о покупке или других бумаг, подтверждающих ваши права, никто не спросит. Есть — хорошо. Нет — не важно. У 95 % сдатчиков в России таких документов сроду не водилось.

Какие документы стоит получить при покупке картины?

У покупателя останутся документы об оплате и, как правило, сертификат продавца на приобретенную работу. Сертификат пусть и не документ, но подтверждает провенанс. Очень редко покупатель может попросить заключить  с аукционом договор о покупке. И обычно ему не отказывают. Но по факту это экзотический вариант.

А вот если картину, не дай бог, украдут? Чем доказать, что она была моя?

А если украдут велосипед? Или портфель? Или кошелек? На них у вас тоже есть документы? На самом деле в этой печальной ситуации вам пригодятся не бумаги о покупке, а хорошие фотографии и описания похищенных картин. Нужны будут размеры, техника, особые приметы. Простая, казалось бы, вещь. Но парадоксальным образом у многих коллекционеров ни описаний, ни фото собственных картин нет. Или есть, но не на все картины. К слову, вот пишу и сам понимаю, что такой же разгильдяй, увы. А ведь случись что, и именно по этим фото и данным будут искать, давать ориентировки, размещать информацию на сайтах об украденном искусстве. Ни договоры, ни квитанции в этом деле не помогут.

Что делать, если украденную у меня картину выставили на аукцион, а подтверждающих бумаг у меня нет?

Не страшно, что нет бумаг. Все равно надо немедленно сообщить на аукцион. Поверьте, устроители торгов отнесутся к вашему обращению со всей серьезностью. Аукциону не нужны проблемы с будущим покупателем. Но первое, что попросят в аукционном доме, — копию заявления в полицию или подтверждение информации о возбуждении уголовного дела. Это нужно, чтобы избежать ложных обвинений, хулиганства, голословных утверждений, эмоциональных споров супругов и хозяйствующих субъектов. Если заявление и уголовное дело есть — вопрос, считайте, решен. Лот снимут или сделают так, чтобы он не был продан. В любом случае аукцион вникает в каждую ситуацию и старается избежать выставления спорных лотов. Подтверждающие документы о собственности ему для этого не нужны. С галереей — то же самое.

Так нужно ли стараться выправить официальные документы о собственности на картину?

Смотря для чего. Если вы готовитесь «держать оборону», делите имущество, ведете войну в суде, то наверное нужно. В этом случае юристы вам и посоветуют, как все устроить. Но для того, чтобы законно владеть картиной и легально выставлять ее на продажу, документы о собственности вам не потребуются точно. А уж дальше вам решать, насколько имеет смысл вступать в официальные отношения с государством, оформлять, заверять и пр. Ведь, не ровен час, введут какой-нибудь налог на роскошь или еще какие-нибудь обременения. Ничего исключать нельзя. И как бы потом не пожалеть о том, что втянулись в официальные оформления.

Что лично я думаю о документальном оформлении права собственности на картины? Сегодня эта проблема мне кажется надуманной и раздутой. Сам бы я озадачиваться дополнительными бумагами не стал. Да и не стал, без всяких «бы». Еще раз повторю: если есть время, то лучше его потратить на фотографирование и каталогизацию своего собрания. А копию архива хорошо бы скопировать в надежное место, откуда не украдут. В реальной жизни основные риски, связанные с картинами, лежат в совершенно других областях. В первую очередь стоит думать о подлинности, о ликвидности, о риске падения цен. А то, о чем мы говорили выше, — дело если не десятое, то пятое-шестое точно.



  • 19.04.2019 В «Сокольниках» появится памятный знак Сергею Третьякову 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 Леонардо опять не настоящий? С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис — автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Эрик Булатов сделал этикетку для брютов «Абрау-Дюрсо» Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 В русские музеи собираются вернуть водку Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 Портрет Пикассо, украденный с яхты саудовского шейха, нашли 20 лет спустя «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 «Боги, люди, герои»: выставка в Эрмитаже из Неаполя и Помпей Сегодня в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», представляющая более 200 шедевров античного искусства
  • 18.04.2019 Музей Рерихов откроется на ВДНХ 27 апреля Филиал Музея Востока будет открыт в отреставрированном павильоне № 13. В постоянной экспозиции можно будет увидеть более 400 произведений Николая и Святослава Рерихов
  • 16.04.2019 Эдвард Мунк в Третьяковской галерее Завтра в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется для посетителей выставка знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В экспозиции около 70 живописных и 30 графических работ
  • 29.03.2019 Рим и античность в живописи Татьяны Ян Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 «Клад Нарышкиных» вошел в фонды музея «Царское Село» Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью — в том крыле дворца, где жил Николай I
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх