


Чем подтвердить, что картина принадлежит вам
ARTinvestment.RU 21 января 2019
Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
Я, как и мои коллеги, считаю, что волноваться не нужно. А если беспокоиться, то уж точно не об этом и не в первую очередь.
Но коль скоро опасения такие есть, то давайте пройдемся по основным вопросам начинающих коллекционеров и далеких от темы владельцев картин.
Если я принесу картину на аукцион или в галерею, а там меня спросят, чья картина, — чем я докажу свои права?
Рассказываю. На практике для аукциона картина принадлежит тому, кто ее принес и сдал по договору. Если вы попросили принести картину свою жену, то она и будет для аукциона или галереи считаться владельцем. И именно тому, кто заключил договор, отправят деньги после продажи. Для заключения договора от сдатчика потребуется только паспорт. Никаких квитанций о покупке или других бумаг, подтверждающих ваши права, никто не спросит. Есть — хорошо. Нет — не важно. У 95 % сдатчиков в России таких документов сроду не водилось.
Какие документы стоит получить при покупке картины?
У покупателя останутся документы об оплате и, как правило, сертификат продавца на приобретенную работу. Сертификат пусть и не документ, но подтверждает провенанс. Очень редко покупатель может попросить заключить с аукционом договор о покупке. И обычно ему не отказывают. Но по факту это экзотический вариант.
А вот если картину, не дай бог, украдут? Чем доказать, что она была моя?
А если украдут велосипед? Или портфель? Или кошелек? На них у вас тоже есть документы? На самом деле в этой печальной ситуации вам пригодятся не бумаги о покупке, а хорошие фотографии и описания похищенных картин. Нужны будут размеры, техника, особые приметы. Простая, казалось бы, вещь. Но парадоксальным образом у многих коллекционеров ни описаний, ни фото собственных картин нет. Или есть, но не на все картины. К слову, вот пишу и сам понимаю, что такой же разгильдяй, увы. А ведь случись что, и именно по этим фото и данным будут искать, давать ориентировки, размещать информацию на сайтах об украденном искусстве. Ни договоры, ни квитанции в этом деле не помогут.
Что делать, если украденную у меня картину выставили на аукцион, а подтверждающих бумаг у меня нет?
Не страшно, что нет бумаг. Все равно надо немедленно сообщить на аукцион. Поверьте, устроители торгов отнесутся к вашему обращению со всей серьезностью. Аукциону не нужны проблемы с будущим покупателем. Но первое, что попросят в аукционном доме, — копию заявления в полицию или подтверждение информации о возбуждении уголовного дела. Это нужно, чтобы избежать ложных обвинений, хулиганства, голословных утверждений, эмоциональных споров супругов и хозяйствующих субъектов. Если заявление и уголовное дело есть — вопрос, считайте, решен. Лот снимут или сделают так, чтобы он не был продан. В любом случае аукцион вникает в каждую ситуацию и старается избежать выставления спорных лотов. Подтверждающие документы о собственности ему для этого не нужны. С галереей — то же самое.
Так нужно ли стараться выправить официальные документы о собственности на картину?
Смотря для чего. Если вы готовитесь «держать оборону», делите имущество, ведете войну в суде, то наверное нужно. В этом случае юристы вам и посоветуют, как все устроить. Но для того, чтобы законно владеть картиной и легально выставлять ее на продажу, документы о собственности вам не потребуются точно. А уж дальше вам решать, насколько имеет смысл вступать в официальные отношения с государством, оформлять, заверять и пр. Ведь, не ровен час, введут какой-нибудь налог на роскошь или еще какие-нибудь обременения. Ничего исключать нельзя. И как бы потом не пожалеть о том, что втянулись в официальные оформления.
Что лично я думаю о документальном оформлении права собственности на картины? Сегодня эта проблема мне кажется надуманной и раздутой. Сам бы я озадачиваться дополнительными бумагами не стал. Да и не стал, без всяких «бы». Еще раз повторю: если есть время, то лучше его потратить на фотографирование и каталогизацию своего собрания. А копию архива хорошо бы скопировать в надежное место, откуда не украдут. В реальной жизни основные риски, связанные с картинами, лежат в совершенно других областях. В первую очередь стоит думать о подлинности, о ликвидности, о риске падения цен. А то, о чем мы говорили выше, — дело если не десятое, то пятое-шестое точно.
https://artinvestment.ru/invest/collector/20190121_picture_ownership_papers.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20190121_picture_ownership_papers.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.01.2021 Культурная инъекция: в Германии в центрах вакцинации показывают искусство В Баварии, в одном из центров вакцинации от COVID-19, устроили выставку современных художников. Другие немецкие города готовы поддержать инициативу
- 15.01.2021 Каталог-резоне Макса Бекманна впервые выложили онлайн Гамбургский кунстхалле создал каталог-резоне, включающий изображения и информацию о 843 произведениях знаменитого немецкого художника
- 14.01.2021 В Индонезии нашли древнейшее фигуративное изображение Наскальный рисунок свиньи возрастом 45,5 тысячи лет, найденный в пещере на острове Сулавеси, по мнению археологов, является древнейшим фигуративным изображением в мире
- 14.01.2021 Из Британии было вывезено искусства на миллионы долларов По сообщениям транспортных компаний, до завершения «Брексита» из Великобритании владельцы вывезли на территорию ЕС сотни работ
- 13.01.2021 Лучше, чем Поллок Какие работы приобрел Музей Эверсона на средства, полученные от продажи абстракции Джексона Поллока за $12 млн
- 15.01.2021 Итоги AI аукциона № 362 Суммарная выручка достигла 10,4 млн рублей. Продано 18 лотов
- 15.01.2021 Рекорды комиксов: от Тинтина до Бэтмена Эскиз к комиксу о Тинтине продан за рекордные для оригинальной иллюстрации €3,2 млн. А экземпляр комикса «Бэтмен № 1» ушел за $2,22 млн, став самым дорогим изданием про Бэтмена и вторым самым дорогим напечатанным комиксом в мире
- 12.01.2021 Комикс о Бэтмене идёт на рекорд За экземпляр комикса 1940 года «Бэтмен № 1» уже предложили заочно $1,53 млн — больше, чем за комикс про Тёмного рыцаря в ноябре 2020. Финальная цена «Бэтмена № 1» станет известна на торгах 14 января
- 25.12.2020 Итоги AI аукциона № 361 Суммарная выручка превысила 8 млн рублей
- 24.12.2020 Работы из коллекции Deutsche Bank принесли около €4 млн немецкому аукциону Мюнхенский дом Ketterer Kunst добился годового оборота в €60 млн; свой вклад в этот высокий результат внесла продажа работ из корпоративного собрания Deutsche Bank
- 15.01.2021 Литература: Будущее музея: 28 диалогов Сборник интервью с ведущими функционерами о работе музеев во время и после пандемии
- 13.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 1 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке к рынку искусства
- 02.01.2021 Вебинар «Итоги 2020 года для арт-рынка» уже на YouTube! 12 гостей и 2 ведущих: заключительный эфир декабря образовательного проекта AI доступен в записи
- 30.12.2020 20/20: главные события и персоналии уходящего года. Часть 3 AI подводит итоги 2020 года, представляя главные события на рынке искусства в самый непростой сезон в новейшей истории
- 29.12.2020 20/20: главные события и персоналии уходящего года. Часть 2 AI подводит итоги 2020 года, представляя главные события на рынке искусства в самый непростой сезон в новейшей истории
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
- 13.01.2021 Выставка Татьяны Черновой в Музее AZ В Музее Анатолия Зверева на 21 января запланировано открытие масштабной выставки московской художницы Татьяны Черновой «Благая весть», посвященной светлому празднику Рождества
- 29.12.2020 Третьяковская галерея сообщила выставочные планы на 2021 год В музее планируют провести выставки Врубеля, Бенуа, Пименова, Венецианова и не только
- 28.12.2020 В Петербурге открылась выставка «Киммерия Максимилиана Волошина. 1920 год» Выставка в Президентской библиотеке им. Б. Н. Ельцина представляет более ста экспонатов из коллекции Дома-музея М. А. Волошина – картины, рисунки, фотографии и архивные документы, книги и личные вещи поэта
- 28.12.2020 Музей «Гараж» выложил в Интернет триеннале современного российского искусства 2-ю Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» теперь можно посмотреть онлайн. Представлено более 70 произведений с краткими справками о художниках и видеоэкскурсии
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн