Художник недели: Эрик Булатов
История, ценовые и маркетинговые показатели художника Эрика Владимировича Булатова, который всегда ищет свободы — в искусстве, в стране и за пределами того и другого
Родился в 1933
Направление: неофициальное искусство
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Эрик Булатов — легенда современного российского искусства. Его имя связывают с возникновением на отечественной художественной сцене течений соц-арта, поп-арта и концептуализма, однако творческая практика Булатова к этим направлениям не сводится и ими не ограничивается. В отличие от последователей первых двух направлений, живописец далек от игрового отношения к социальной реальности, и никогда не отказывается от материального объекта своего искусства, как это делают художники, принадлежащие к последнему. Булатов встал у истоков новой картины — картины, выходящей за пределы своих живописных качеств и вещественности, апеллирующей напрямую к сознанию зрителя и конкретике его культурной топографии, картины, указывающей путь к свободе в пространстве искусства. Искусство Булатова — это всегда размышление о свободе: свободе индивидуальности художника и искусства от любого внешнего давления. Сам художник находит ему следующее определение: «Мое дело — это социальная граница, ее характер, возможность и невозможность ее пересечения, короче говоря, проблема СВОБОДЫ, которую я понимаю прежде всего как свободу от социального пространства»1.
Эрик Владимирович Булатов родился в 1933 году в Свердловске, куда его отец, Владимир Борисович Булатов, был отправлен на партийную работу. Мальчик рисовал с раннего детства. В 1941 году Владимир Борисович ушел добровольцем на фронт, а в 1944-м погиб. Он всегда отмечал художественный талант сына, и после смерти отца Булатов твердо решил заниматься искусством: «Вера в меня как в художника была его завещанием»2.
Мальчик поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ), «кузницу» будущих талантов неофициального искусства: здесь учились Илья Кабаков, Олег Васильев, Николай Касаткин, Андрей Гросицкий, Иван Чуйков. О годах обучения (1947–1952) художник вспоминает с большой теплотой: «Вообще-то это время было самым мрачным для нашей культуры: борьба с формализмом и космополитизмом, окончательный разгром искусства. Но в школе атмосфера была другой. Мы рисовали как одержимые, учились не столько у педагогов, сколько друг у друга. Наверное, главная заслуга учителей в том, что они не вмешивались в эту атмосферу и умели ее поддерживать»3. Со многими из учеников художника связало близкое знакомство, он крепко подружился с Олегом Васильевым.
Окончив школу, Булатов продолжил образование на живописном факультете Московского художественного института имени Сурикова, где обстановка была совершенно иной. К выпускникам «формалистической» МСХШ тут относились с большим подозрением. В целом художник описывает учреждение как «мрачную глухую провинцию»4. Впрочем положение дел вскоре изменилось — наступила «оттепель», и вместе с развенчанием культа личности из небытия было возвращено запретное искусство — импрессионисты, сезаннисты. Булатова считали одним из лучших студентов, как отличник он получал Сталинскую стипендию. Вместе с тем он ощущал крайнюю неудовлетворенность в образовании: «я все более ясно и мучительно чувствовал: все, что умею, чему меня учат, это не настоящее искусство»5. В 1956 году Булатов даже возглавил кампанию за восстановление преподавателей, уволенных из института во время борьбы с формализмом, но, к сожалению, потерпел неудачу. Хотя место в институте Булатов сохранил, путь к официальному признанию для него был закрыт.
Своими настоящими учителями Булатов называет Роберта Фалька и Владимира Фаворского. С первым молодой живописец познакомился в 1953 году. Фальк научил художника понимать французскую живопись и сильно повлиял на него на раннем этапе творчества, в особенности на отношение Булатова к живописной поверхности. С Фаворским знакомство произошло несколько позже, в 1956-м. Как отмечает Булатов, «это была чистая авантюра». Зная только адрес мастерской мэтра, Васильев и Булатов нагрянули к нему в гости — и, к счастью, встретили радушный прием. Учеба у Фаворского имела совершенно иной характер: «Фальку я подражал, Фаворскому — нет. Он для меня сыграл более важную роль… В сущности, сформировал мое мировоззрение. Я по сей день нахожусь в кругу пространственных проблем, который он очертил для меня тогда…»6. Теоретическая система Фаворского, воспитавшего начиная с 1920-х уже не одно поколение художников, обратила внимание Булатова на один из главных вопросов его искусства — положение предмета в пространстве.
Окончив Суриковский институт (1958) и озаботившись поиском заработка, Булатов и Васильев попали мир советской книжной графики. Относительная свобода самовыражения, которую предлагала детская литература, привлекала в то время многих ярких индивидуальностей, которые не могли найти себе место в официальной художественной жизни. Илья Кабаков, на тот момент уже несколько лет работавший в Детгизе, порекомендовал двух друзей в издательство «Детский мир». В нем, затем переименованном в «Малыш», Булатов и Васильев последующие тридцать лет работали в творческом тандеме. В 1967 году Булатов был принят в секцию графики Союза художников как иллюстратор детских книг.
Живопись Булатова в 1960-е годы развивалась стремительно. Испытав на прочность границы изобразительных традиций модернизма, он вступил на дорогу самостоятельного творчества и в 1963 году начал подписывать свои работы. От радикального преображения натурных форм и анализа природных явлений в произведениях начала 1960-х ко второй половине десятилетия Булатов перешел к абстракции. Как и в случае художников авангарда, она представлялась ему исследованием законов внутреннего устройства картины, способом осмысления ее структуры, ее первооснов: линии, плоскости и пространства, цвета и света. Прояснив для себя сущностный смысл художественных процессов, Булатов вернулся к фигуративной живописи. Работы второй половины 1960-х чутко откликались на общий культурный климат эпохи: парадигма экзистенциализма с ее интересом к метафизике, бурное развитие независимого кино нашли отражение в странных, драматически экспрессивных образах города. Черные фоны, цветовые контрасты, совмещение планов и неожиданных ракурсов заставляют вспомнить о творческих поисках ОСТовцев, которые, отталкиваясь от теоретических принципов Фаворского, стремились найти новое, современное выражение для окружающей их действительности.
Становление Булатова как художника завершилось к 1970-м годам. «Вход» (1971) и «Автопортрет» (1971–1973) уже несут в себе все приметные черты его работ советского периода, или, словами искусствоведа Сергея Попова, «весь новый реквизит булатовской “сцены”: структуры-решетки, тексты-слоганы, образы-цитаты и важнейшие персонажи, среди которых сам художник»7. В «Горизонте» (1971–1972) Булатов использовал открытия времен экспериментов с геометрической абстракцией для конструирования важнейшего смыслового аспекта произведения: место линии горизонта занимает красно-золотая лента, отменяя любую возможность выхода из сюрреализма советской приморской идиллии. Этот прием воздействует на зрителя не менее сильно, чем «запреты» внутри текстовых работ художника.
Начиная с 1970-х годов пейзаж стал основой произведений Булатова. Это и фотографически точный ландшафт — изображения природы и городской социалистической повседневности, и аллегорический образ неба, всегда метафорически связанный для Булатова с понятием свободы. Текст вовсе не умаляет значимости картины как произведения живописи — он равен в правах с ее фигуративной составляющей в создании сложного, двойственного нарратива. Булатов остается живописцем и в сугубо текстовых работах: слово есть объект изображения, его цвет всегда символичен, повествователен, как и положение в пространстве.
Внутренний антагонизм произведений Булатова подразумевает конфликт между идеологической структурой и личностной свободой: он может строиться сугубо на семантике и визуальной выразительности текста («Вход — входа нет», 1974–1975; «Стой — иди», 1975), на противостоянии между посланием и пейзажем («Добро пожаловать», 1974–1974; «Слава КПСС», 1975). Оппозиция между словом и изображением снимается за счет открытых, устремленных в бесконечность пространств в картинах «Иду» (1975) или «Живу — вижу» (1982), основанной на строках друга и единомышленника Булатова, поэта Всеволода Некрасова. Лишенные текста работы Булатова нередко используют другие, не менее выразительные визуальные послания — например, партийную символику («Советский космос», 1977) или цитирование языка соцреализма («Брежнев в Крыму», 1981–1985). Последние работы советского периода («Единогласно», 1987; «Заход или восход солнца», 1989) точно передают предчувствие конца большой эпохи.
Вместе с «перестройкой» к Булатову пришло международное признание. До этого его работы, маркированные штампом «Художественной ценности не имеет», массово вывозились в зарубежные коллекции. Однако первая персональная выставка Булатова состоялась лишь в 1988 году, в Кунстхалле Цюрих — если не брать в расчет закрытую спустя час после начала работы экспозицию с Вячеславом Калининым в Курчатовском институте (1965) и вечерний показ в кафе «Синяя птица» (1968). В том же, 1988 году художник принял участие в Венецианской биеннале, первым из своих современников был выставлен в Центре Помпиду. В 1989 году Булатов по приглашению галереи Phyllis Kind Gallery переехал в Нью-Йорк. Спустя два года Министерство культуры Франции сделало ему заманчивое предложение — поработать в мастерской в Париже. Город настолько понравился художнику и его жене Наташе, что семья осталась в нем жить. Предпочитая наблюдать за Россией из-за рубежа, Булатов отмечает: «…я по-прежнему и чем дальше, тем больше осознаю себя русским художником. Сейчас я более чем когда-либо понимаю, насколько мое сознание сформировано русской культурой. И это не только не мешает, но, напротив, помогает мне ощущать себя художником европейским и чувствовать себя в Европе как дома»8.
Работы Булатова не следует ассоциировать с сугубо советской образностью, которая была лишь реакцией на текущую политическую обстановку. Новый для Булатова государственный строй, капитализм, становится для него таким же объектом критики, как и социализм, как и всякая идеология. Магистральная для творчества Булатова тема свободы раскрывается в разных направлениях: в диалоге с европейским искусством (Liberté II, 1991), в масштабной философской серии «Вот» (1999–2005), в финале которой процесс осмысления вечных тем приводит художника к беспредметной живописи («Точка», 2003–2005). Одна из центральных идей творчества Булатова, соединение пространства зрителя и пространства искусства, достигает апофеоза в работе «Картина и зрители» (2011–2013). Работа, по замыслу Булатова, как бы «дорабатывает» другой opusmagnum — «Явление Христа народу» Александра Иванова: «Как только между ней и нами оказываются зрители, картина преображается. Между ней и этими зрителями исчезает граница, как будто зрители тоже включены в картину… В сущности, происходит невероятная вещь: как бы исчезает граница между живым и изображенным, между жизнью и искусством»9.
Первая выставка Эрика Булатова на родине, «Эрик Булатов. Живу — вижу. Рисунки», прошла в Государственной Третьяковской галерее в 2003 году. Наиболее значимые персональные проекты художника в музеях России — «Эрик Булатов. Вот» (2006, Государственная Третьяковская галерея), «Живу — вижу» (2014, ЦВЗ «Манеж», Москва), «Эрик Булатов. Свобода есть. Графика 1955–2018 годов» (2018, Ельцин-Центр, Екатеринбург).
Работы художника находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, музея Альбертина в Вене, Центра Помпиду в Париже, Музея Людвига в Кёльне, Музея современного искусства (MUDAM) в Люксембурге, Музея Циммерли в Университете Ратгерса в Нью-Джерси, Kolodzei Art Foundation в Хайлен-Парке (США) и др.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Эрика Булатова входит живопись, проданная аукционным домом Phillips de Pury в Лондоне в 2007–2008 гг. Третий текущий результат был достигнут на «русских неделях» начала 2008 года: живопись «Небо и море» (1985, холст, масло) ушла с торгов за $1 825 118. Вторую позицию в ценовом рейтинге художника годом ранее обеспечила продажа работы «Не прислоняться» (1986, холст, масло), за которую заплатили $1 830 718. Ныне действующий рекорд был установлен в 2008-м, на одних торгах с третьей позицией в рейтинге: знаковую в творчестве художника живопись «Слава КПСС» (1975, холст, масло) купили за $2 159 673 при эстимейте $995 700 –1 393 980.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 164 раза были выведены на аукционные торги, из них графика — 93 работы, живопись — 36 работ, тиражная продукция — 31 работа, смешанная техника — 4 работы. Средняя стоимость проданных работ — $172,5 тыс., медианная стоимость — $17,8 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $18,29 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 106 к 58 (65 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
2006–2008 | 47 | 30 | 64 | 17 |
2009–2014 | 55 | 31 | 56 | 24 |
2015–2021 | 62 | 45 | 73 | 17 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Великобритания | 96 | 71 | 74 | 25 |
США | 30 | 11 | 37 | 19 |
РФ | 24 | 18 | 75 | 6 |
Франция | 7 | 3 | 43 | 4 |
Германия | 4 | 3 | 75 | 1 |
Швейцария | 3 | 0 | 0 | 3 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ | CAGR, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | |||||||
1 | Перестройка. Лот содержит две работы | 2010 | 36 747 | 2011 | 32 800 | 1 | Литфонд, Москва | –3 947 | –10,7 | |
2 | Свобода | 2009 | 35 413 | 2011 | 38 748 | 2 | MacDougall's, Лондон | 3 335 | 4,7 |
Поскольку работы Эрика Булатова имеют всего две повторные продажи, среднегодовой темп роста стоимости (CAGR) считать бессмысленно. Сделки с обеими работами (к слову, находящимися в одной ценовой категории) были совершены в 2011-м, в период рецессии после кризиса 2008 года, поэтому можно предположить, что обе продажи носили спекулятивный характер: просто в случае с покупкой на российском аукционе и продажей на зарубежном эта тактика сработала, в обратном порядке — нет. Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 165 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались более чем в полтора раза выше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 50 % продаж.
Предположим, мы не знаем, что перед нами Эрик Булатов, один из патриархов неофициального искусства. Что можно сказать о художнике вслепую, на основании одних лишь цифр? Первые аукционные продажи, случившиеся лишь в 2006 году (при этом работы были датированы 1970–80-ми), говорят о том, что произведениями художника владельцы дорожили — и рискнули вывести на торги, лишь когда общий темп роста продаж русского искусства стремительно пошел вверх в 2005-м. Рискнули и не ошиблись: работы попали в список самых дорогих «русских британских» продаж последующих нескольких лет, а топ-продажа Эрика Булатова ($2 159 673) занимает вторую строчку в рейтинге всех российских послевоенных художников, уступая лишь «Жуку» Ильи Кабакова ($5 839 781). Далее мы видим, что большеформатные шедевры на время покинули открытый рынок — их место заняла живопись меньшего формата и графика художника. Обращаем внимание на то, что количество графики на аукционных торгах в три раза превышает количество тиражной продукции — следовательно, художник работал для искусства, а не штамповал эстампы для рынка (как тот же Дэмьен Херст).
Список стран, на территории которых случались публичные торги, весьма показателен: их мало (шесть) — стало быть, либо небольшие аукционные дома не смогли себе позволить работать с его произведениями, либо сами владельцы сосредоточены в странах с наиболее высокой концентрацией капитала (не путать с уровнем жизни!). Напоследок не можем не отметить увеличение количества аукционных событий с течением времени, а также — что не всегда происходит параллельно — увеличение количества и доли проданных лотов. Проанализировав весь массив информации, делаем общий вывод: перед нами работоспособный (эскизы, графика) автор, наиболее ценным активом которого является живопись. Художник достаточно редкий на торгах, его работы всегда событие, а количество проданной графики указывает на то, что коллекционеры хотят быть ближе к его творчеству даже на уровне эскизов.
А теперь вскрываем карты и понимаем, что перед нами Эрик Булатов. Сразу же добавляем к портрету художника более 20 персональных и более 100 групповых выставок только лишь за пределами России: отечественная статистика умножит эти цифры почти вдвое. Плюс вспоминаем, что Булатов — одно из самых желанных имен на торгах Escape Artists, художников-шестидесятников, которых третий год подряд Sotheby’s выводит в отдельные октябрьские продажи для международной аудитории коллекционеров. Что еще может добавить читатель AI в этот рыночный портрет? Разве что опыт обладания работой художника — у каждого владельца он свой, неповторимый, но именно он является тем самым финальным штрихом, который безупречно дополняет портрет любого автора.
На текущем большом кураторском аукционе ARTinvestment.RU представлена живописная работа «Сосна» (1964) — важное произведение в творчестве Эрика Булатова 1960-х годов и в целом в его творческой эволюции. «Сосна» суммирует в своей образности наблюдения как над живой натурой, так и над световыми явлениями. В этом качестве она может быть названа одной из вершин «модернистского» периода в творчестве Булатова, в основе которого лежало существенное преображение натурного образа и поиск объективных констант передачи трехмерного пространства на плоскости.
Источники:
Попов С. В. Эрик Булатов: картина после живописи. М., 2017.
Булатов Э. В. Горизонт. Вологда, 2013.
1 Булатов Э. В. Моя картина и массмедийная продукция // Булатов Э. В. Горизонт. Вологда, 2013. С. 71
2 Булатов Э. В. Автобиография // Булатов Э. В. Горизонт. Вологда, 2013. С. 10.
3 Там же. С. 10-11.
4 Там же. С. 11.
5 Там же.
6 Там же. С. 13-14.
7 Попов С. В. Эрик Булатов: картина после живописи. М., 2017. С. 34.
8 Там же. С. 16.
9 Булатов Э. В. Картина и зрители // Булатов Э. В. Горизонт. Вологда, 2013. С. 165.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210222_bulatov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210222_bulatov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.