art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Валет-гитарист. 1991
Текущая ставка
130 000 RUB
Окончание торгов
23 Окт. 2020 12:00:00
КИСЛИЦЫН Игорь Васильевич (1948) Корабль пейзаж. 2006
Текущая ставка
15 000 RUB
Окончание торгов
23 Окт. 2020 12:00:00
МИЛИОТИ Николай Дмитриевич (1874–1962) Букет. 1930
Текущая ставка
18 000 RUB
Окончание торгов
23 Окт. 2020 12:00:00

Художник недели: Иван Кудряшов
ARTinvestment.RU   12 октября 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели Ивана Кудряшова. Ученик и последователь Малевича, он мечтал о космосе на языке геометрической абстракции и стремился соединить беспредметную живопись с реальностью

Годы жизни: 1896–1972

Направление: кубизм, конструктивизм, супрематизм

Вид искусства: живопись, графика, сценография

Жизнь и творчество

Иван Алексеевич (Александрович) Кудряшов (Кудряшёв) родился в 1896 году в селе Троицкое Калужской губернии. Отец художника работал конструктором деревянных моделей у К. Э. Циолковского, что оказало большое влияние на интерес мальчика к идее полета и освоения космического пространства.

Кудряшов получил художественное образование в Москве. Окончил Якиманское городское училище в 1910 году, с 1911 по 1912 учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (СЦХПУ). В 1913–1918 учился в МУЖВЗ у П. В. Кузнецова и Н. А. Касаткина. Получив навыки реалиста и видение символиста, в 1918 году Кудряшов продолжил обучение во II Государственных свободных художественных мастерских у К. С. Малевича (1918–1919).

В этот период началось формирование художественного языка Кудряшова. Во время поездки на Алтай (1917) он сделал первые рисунки под влиянием кубизма и конструктивизма, которые нашли свое продолжение в произведениях, созданных в 1918 году в Москве, — «Часы», «Гермес и Дионис». Летом того же года работал вместе со своим отцом — по чертежам сына тот исполнил несколько моделей ракет. В период Октябрьских торжеств 1918–1919 годов в Москве, как и многие современники, обратился к агитационному искусству. Создал основанные на языке супрематизма проекты декоративных конструкций для агитавтомобилей.

В 1919 году открылась важная страница в биографии художника. Он отправился в Оренбург, где начал работать инструктором-преподавателем местного отделения Государственных Свободных художественных мастерских (ГСХМ). В это же время с намерением создать локальный филиал витебского художественного объединения Оренбург посетили Утвердители нового искусства, К. С. Малевич и Эль Лисицкий. Основанный в 1920 году оренбургский филиал УНОВИС возглавил Кудряшов. Его коллектив сформировали последователи Малевича из местного отделения ГСХМ. Кудряшов вел активную переписку с Малевичем по вопросам организации деятельности филиала. В 1921 году в Оренбурге состоялась Первая Государственная выставка картин, на которой экспонировались искусство живописца и круга художников филиала, среди которых были жена Кудряшова Н. К. Тимофеева, которая впоследствии работала над дизайном театральных костюмов вместе с А. А. Экстер.

Находясь в Оренбурге, Кудряшов вместе с Лисицким изучал принципы сечения красок, преломления света в живописи и пространственного формообразования. В своих произведениях он активно разрабатывал тему полетов в космос. В первой половине 1920-х художник создал серии «Космос», или «Рождение Солнца. Полет», «Конструкции прямолинейного движения» (1923–1925), «Конструкции криволинейного движения» (1924–1925), во второй — серию «Рождение планеты» (1927–1928) и др. В концептуально связанных с теориями космизма работах Кудряшова геометрическая абстракция служит средством для рассказа о межзвездном пространстве, исполненном непостижимого вихреобразного движения и особенного цвета и света. Художник писал об этом: «исследуя супрематическую форму в движении, приходим к решению, что движение по прямой к какой-нибудь планете не может быть побеждено иначе, как через кольцеобразное движение промежуточных супрематических спутников, которые образуют прямую линию колец от спутника к спутнику». Пластическое воплощение космических полетов и космоса в живописи стало ведущей темой в творчестве Кудряшова.

В духе своего времени, Кудряшов говорил о соответствии своей живописи современному историческому моменту. Тема движения и полета к далеким планетам была полна для него модернистской романтики. Одной из важнейших целей своего творчества он видел объединение беспредметного искусства с реальностью окружающего мира. Кудряшов сделал заметный шаг в этом направлении в проекте оформления первого советского театра в Оренбурге (1920). Взяв за основу структуру оформления православного храма, он «перевел» ее на язык супрематизма, в частности представив, следуя риторике Малевича о черном квадрате как новой иконе, образ Бога-Отца в виде красного квадрата.

В 1921 году Иван Кудряшов вернулся в Москву, где оформил клуб политэмигрантов. В работе над проектом художник сотрудничал с Г. Г. Клуцисом, С. Я. Сенькиным, И. В. Клюном. Участвовал в Первой русской художественной выставке, прошедшей в 1922 году в галерее Ван Димена в Берлине. В 1925 году Кудряшов стал членом Общества художников-станковистов (ОСТ) и активно участвовал в выставочной деятельности объединения (1925–1928). В 1931 году вошел в «Изобригаду» — объединение, отколовшееся от ОСТ и просуществовавшее до 1932 года.

Еще во второй половине 1920-х Кудряшов был вынужден уйти от основной своей художественной темы. Как пишет близкая семье художница, участница «лианозовской группы» Лидия Мастеркова, в 1926 году он «должен был отказаться письменно от всех своих творческих полетов, принудительным путем приземлиться с опущенными крылами. Но не мог не мыслить, не мог заглушить в себе творческого промысла». В 1939 году был исключен из МОСХ за формализм. В 1937–1939 годах преподавал в институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей.

В годы Великой Отечественной Войны был призван на фронт, получил ранение, после — инвалидность. После войны занимался оформительской работой. Кудряшов вернулся к изображениям внеземных пространств, повторил многие из своих ранних работ в цвете, создавал абстрактные акварели и коллажи. В 1962 году, после полета Гагарина в космос, художник написал заявление в МОСХ с просьбой восстановить членство, мотивируя это тем, что его работы всегда несли в себе «космическое содержание». В 1970 году прошла персональная выставка Кудряшова в Париже. Умер художник 30 августа 1972 года в Москве.

Единственная персональная выставка художника состоялась в 1970 году в Париже, в частной галерее Galerie Jean Chauvelin. В 1977 и 1992 годах работы Кудряшова выставлялись в составе групповых экспозиций в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, в 1986 и 2006 — в Музее современного искусства MoMA (оба — Нью-Йорк). Творчество Ивана Алексеевича представлено в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном музее искусств республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого в Нукусе (Узбекистан, 351 единица живописи и графики), в Государственном музее современного искусства в Салониках (Греция), Музея современного искусства MoMA (Нью-Йорк) и др.

Финансовые показатели

Тройка самых дорогих работ Ивана Кудряшова была продана в период до 2000-х годов за пределами РФ. Третий по стоимости результат в 1995 году установил аукционный дом Ketterer Kunst из Мюнхена: живопись «Треугольник и красный круг» (1923, картон, масло) была продана за $9 553 (эстимейт $6 285–7 542). Второй результат принадлежит лондонскому Christie's: «Абстрактная композиция» (бумага, акварель, гуашь) в 1987 году нашла покупателя за $10 928 (эстимейт $5 939–7 919). Самая (на данный момент) дорогая работа художника была продана в 1996 году в Мюнхене на торгах Karl & Faber: «Супрематистская композиция» (1923, картон, масло), установила аукционный рекорд на отметке $21 118.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 47 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 35 работ, живопись — 8 работ, коллаж — 3 работы, смешанная техника — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $4,8 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $138,4 тыс. Имеет баланс проданных и непроданных работ 29 к 18 (62 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

1986–1999

18

15

83

3

2000–2009

17

9

53

8

2010–2020

12

5

42

7

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

Франция

14

12

86

2

Германия

12

5

42

7

Великобритания

7

5

71

2

США

5

1

20

4

РФ

3

1

33

2

Бельгия

2

2

100

0

Швейцария

2

2

100

0

Австрия

1

0

0

1

Италия

1

1

100

0

Работы Кудряшова к настоящему моменту не имеют повторных продаж. Средний эстимейт всех проданных работ художника превышен на 108 %, что говорит о примерно равной оценке потенциала художника как аукционным домом, так и рынком (итоговым покупателем). Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 39 % продаж.

Финансовые показатели крайне непоказательны — таков вывод из анализа рыночной статистики Ивана Кудряшова. Важнее другое. Во-первых, Кудряшов — художник из собрания MoMA. Четверо независимых меценатов (а так, к слову, пополняется более 80 % собраний американских музеев) в свое время предложили в дар ведущему мировому музею искусства XX века работы Кудряшова — и, что показательно, MoMA их принял (это, в свою очередь, случается куда реже). Во-вторых, работы художника входили в коллекцию Георгия Костаки. Наличие произведений в самом престижном частном собрании русского авангарда (ретроспективу которого устраивал сам Музей Гуггенхайма) говорит о признании художника не только академическим миром, но и сообществом коллекционеров — это же подтверждает широкая «география» аукционов с участием работ Кудряшова, и лидирует там не привычная Великобритания, а Франция и Германия, тогда как прочие страны имеют всего несколько продаж. Складывается впечатление, что Лондон терпеливо ждет, когда разгонится очередной виток интереса к супрематизму и Ивана Кудряшова можно будет включить в аукционную обойму. Только вот «русских торгов» или сразу международных, в компанию к Малевичу с Кандинским, — вопрос.

На текущем, 351-м AI Аукционе выставлена масляная темпера «Космическая композиция» (Вторая половина 1950-х — 1960-е) Ивана Алексеевича Кудряшова с экспертным заключением Ю. В. Рыбаковой.

Источник: w.histrf.ru, gif.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх