Художник недели: Владимир Стерлигов
История, ценовые и маркетинговые показатели живописца младшего поколения авангарда, прямого наследника творческой системы Малевича и выдающегося теоретика Владимира Васильевича Стерлигова
Годы жизни: 1904–1973
Направление: органическое искусство
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Владимир Васильевич Стерлигов родился 18 марта 1904 года в Варшаве в семье дворянина Василия Николаевича Стерлигова и Софии Яковлевны Стерлиговой, урожденной Чубаровской. Семья вскоре переехала в Москву. Родители художника, будучи сами учителями, с особым вниманием отнеслись к образованию сына. Мальчик был отдан в частную гимназию-сад известного педагога М. Х. Свентицкой. Передовая методика Свентицкой основывалась на идее «разумного свободного воспитания» и продвигала, например, составление рассказов и свободных бесед по картинкам в качестве основного учебного упражнения для детей. Затем будущий живописец посещал Литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов (1922–1925) и изучал живопись и рисунок в частных студиях (1923–1925).
В 1925-м женился на Лидии Ивановне Мейснер.
Летом 1925 года, после знакомства с художницей-авангардисткой из круга Малевича В. М. Ермолаевой, Стерлигов переехал в Ленинград, чтобы заниматься живописью в революционном во всех смыслах ГИНХУКе. Цель института состояла в исследовании мировой культуры сквозь призму научного подхода — так, отдел Малевича занимался анализом живописных систем импрессионизма, сезаннизма, кубизма, футуризма и супрематизма.
В рамках образовательного процесса Малевич разработал «теорию прибавочного элемента», ставшую центральной и для теоретической системы Стерлигова. Идея подразумевает выделение формального элемента, благодаря которому одна живописная система перестраивается в другую тогда, когда новый принцип прибавляется к старой концепции: «кривая Сезанна» к живописи импрессионистов, «серповидная кривая кубизма» к системе Сезанна, «супрематическая прямая» к кубизму и так далее. «…Это будет школа, а не работа в искусстве, которой вы будете заниматься позже, развивая СВОЙ прибавочный элемент», — объявил своим ученикам и коллегам Малевич (Малевич о себе. Современники о Малевиче. В 2-х тт. М.: RA, 2004. Т. 2. С. 310).
Другими отделами института (органической культуры, общей идеологии искусства, материальной культуры) в разное время руководили М. В. Матюшин, П. Н. Филонов, Н. Н. Пунин, В. Е. Татлин, Н. М. Суетин, с которыми Стерлигов, безусловно, познакомился, так как устройство организации предполагало тесное взаимодействие творческих групп между собой. Впоследствии в своем творчестве художник проведет тщательную ревизию доктрин лидеров авангарда:
«От Филонова — напряжённое внимание к микрочастице поверхности.
От Малевича — ощущение супрематичности природы Вселенной.
От Татлина — национальные свойства.
От Матюшина — “импрессионистический” кубизм» (Владимир Стерлигов. Тексты об искусстве, дневники, письма // Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. LA, USA, 2010. Ч. 1. С. 71).
После закрытия ГИНХУКа (1926) Стерлигов вместе с группой коллег следует за Малевичем сначала в Государственный институт истории искусств, а затем и в экспериментальную лабораторию при Государственном Русском музее.
Параллельно с этим Стерлигов сближается с поэтами ОБЭРИУ (1927–1930) А. И. Введенским и Д. И. Хармсом. Абсурдистская поэтика и алогизм произведений ее членов быстро стали целью для нападок официальной критики, так что участникам пришлось ограничиться издательством литературы для детей. Вместе с ними Стерлигов трудится в ГИЗе, создает иллюстрации и тексты для детских журналов «Чиж» и «Ёж». В 1930-е годы был издан целый ряд книг с оформлением Стерлигова, в том числе его собственные сочинения «Огород» и «На самолете в Америку».
Уже в 1930 году Стерлигов начинает преподавать, а в 1932-м вступает в Союз художников. Работы живописца экспонируются на знаменитой выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Москве и Ленинграде (1932–1933). Кажется, что художник переживает стремительный карьерный взлет.
Тем не менее неотвратимо надвигалось ужесточение режима. Первым сигналом к этому стало постановление о перестройке художественных организаций (1932). Фактически оно означало полное упразднение плюрализма в художественной сфере и выстраивание жесткой централизованной политики в искусстве. В 1934-м Стерлигов, как и многие другие представители живописного или архитектурного «формализма», был осужден по обвинению в антисоветской деятельности. Вскоре после ареста погибает жена художника, Л. И. Мейснер. До конца 1938 года он отбывает срок в Казахстане.
Вернувшись из заключения, художник, несмотря на запрет властей, нередко бывал в Москве, поддерживал общение с Хармсом и Введенским. Сначала жил в Петушках Московской области, затем в посёлке Малая Вишера под Нижним Новгородом. В 1941-м был мобилизован на ленинградский фронт и за участие в боях награжден медалью «За оборону Ленинграда». В 1942-м, получив ранение, отправлен в эвакуацию в Алма-Ату.
Несколько лет, проведенных в эвакуации (1942–1945), ознаменовались множеством событий для Стерлигова: он преподавал в организованной им же студии в Союзе художников, в художественном училище, прошла его первая персональная выставка (1943), некоторое время он даже был секретарем бюро графической секции Союза художников КазССР. Здесь же живописец женился во второй раз — на художнице Т. Н. Глебовой, ученице П. Н. Филонова, которая разделяла его интересы в искусстве.
В ноябре 1945 года Стерлигов вернулся в Ленинград и вступил в ЛОСХ. В послевоенные годы он занимался преимущественно журнальной и книжной графикой, оформлением упаковок различных фабричных изделий. Около 20 лет на постоянной основе сотрудничал с детским журналом «Мурзилка» (1953–1973).
Оттепельные 1960-е стали, хотя и весьма условно, но всё же «глотком свободы» для советского искусства и вместе с тем кульминацией развития творческого метода художника. Именно на них приходится основной пласт сохранившихся до нашего времени произведений Стерлигова. Следуя заветам Малевича времен ГИНХУКа, он выделяет свой собственный «прибавочный элемент» — две линии, прямая и кривая, составляющие его «чашно-купольную систему». Чаша и купол, по мнению автора, последовательно находят свои отражения в структуре Вселенной, все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу. Концепция Стерлигова — это, по сути, одна из грандиозных авангардных теоретических систем, генетически связанная и с супрематизмом, и с органической живописью Матюшина. Своего рода манифестом живописца стало произведение «Купол» (1960), где черный квадрат вписан в купольную форму. Оно провозглашает одновременно и установление новой системы Стерлигова, и прямую преемственность ее учению великого авангардиста.
На этом фоне вокруг художника собирается группа последователей. В так называемую «Старопетергофскую школу» входят жена художника Т. Н. Глебова, С. Н. Спицын, П. М. Кондратьев, В. П. Волков и еще ряд художников. В объединении воспроизводится практика ГИНХУКа, основные принципы преподавательской стратегии Малевича Стерлигов соединяет со своими личными теоретическими открытиями. Работы художника впервые появляются на официальной выставке ЛОСХа (1966), их совместные с женой выставки проходят в Научно-исследовательский институте теории и истории архитектуры и в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве (1970).
Следует подчеркнуть, что в течение всей жизни Стерлигов занимался поэзией и прозой, встречая горячее одобрение коллег по литературному творчеству. Во время войны он писал филологу И. А. Потаповой, с которой его связывала хотя и недолгая, но крайне насыщенная в романтическом и интеллектуальном плане личная переписка: «…А Хармс сражен. Веселился от души. Он сказал, что мои стихи сильнее Заболоцкого и что я, Ваш покорный слуга, бродяга непутевый, большой поэт!» (artguide.com). Ранние литературные произведения Стерлигова (как и большинство живописных) погибли во время его ареста в 1934 году. Последующие сочинения были опубликованы посмертно.
Владимир Васильевич Стерлигов умер 1 ноября 1973 года в Петергофе. Спустя более двадцати лет после смерти художника в Государственном Русском музее прошла первая масштабная ретроспектива его творчества («Дух дышит, где хочет», 1995). Следующая развернутая экспозиция работ Стерлигова была представлена в галерее «Элизиум» («И после квадрата я поставил чашу…», 2010) и сопровождалась каталогом с теоретическими размышлениями и письмами художника, статьей Г. Г. Поспелова и интервью А. В. Повелихиной. Подробнее о выставке можно прочитать здесь.
Работы художника находятся в коллекциях художественного музея Зиммерли (Нью-Брансуик, США), ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), Московского музея современного искусства (Москва), Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного музея истории Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург) и других музеев по всей России.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Владимира Стерлигова входит живопись, проданная за пределами РФ, в Лондоне и Нью-Йорке. Третий по стоимости результат был получен осенью 2016 года: живопись «У алтаря» (холст, масло) была продана за $5 000 на нью-йоркском Shapiro Auctions. Две другие топ-продажи относятся к 2006–2007 годам и британскому аукционному дому MacDougall’s: графика «Глаз» (1962, бумага, смешанная техника) ушла за $5 991 во время осенних «русских сезонов» 2006 года. Самая дорогая работа художника была продана спустя год: живопись «За оградой» (1950, холст, масло) встретила своего покупателя за $9 142.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 10 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 6 работ, живопись — 3 работы, смешанная техника — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $3,8 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $27,1 тыс. Имеет баланс проданных и непроданных работ 7 к 3 (70 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
2006–2007 | 2 | 2 | 100 | 0 |
2008–2015 | 2 | 1 | 50 | 1 |
2016–2020 | 6 | 4 | 67 | 2 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 5 | 2 | 40 | 3 |
США | 3 | 3 | 100 | 0 |
Великобритания | 2 | 2 | 100 | 0 |
На данный момент работы Владимира Стерлигова не имеют повторных продаж, поэтому воспользуемся подсчетом другого показателя — превышением эстимейта при успешных продажах. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 106 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,1 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 20 % продаж. В целом, при скромной выборке из 10 официально проданных работ, анализ на основе одних цифр сделать затруднительно.
Нередко бывает, что количество работ очень хорошего художника на аукционных торгах исчисляется единицами. На что в таком случае должен обращать внимание потенциальный покупатель, которого заинтересовал определенный автор? Прежде всего — на место художника в истории искусства: насколько новаторским было его творчество, придерживался ли он определенного стиля или направления или менял их на протяжении жизни? Если художник четко следовал некоей четкой линии своего творческого развития — возможно, с его работами коллекционеры попросту не желают расставаться? Например, на публичном рынке на данный момент зафиксировано всего 17 продаж живописи Казимира Малевича — но кто скажет, что он плохой художник?
Далее нужно смотреть на наличие работ художника в музеях и частных коллекциях — насколько имя музея будет способствовать его капитализации, есть ли среди музеев зарубежные институции? Работы Владимира Стерлигова находятся в коллекции художественного музея Зиммерли, составленной из переданного в дар собрания Нортона Доджа — одного из крупнейших зарубежных коллекционеров русского искусства XX века, известного своим тонким вкусом и избирательным подходом при выборе работ. Глядя на первые имена среди российских музеев — ГТГ, ГРМ и ГМИИ им. А.С. Пушкина, следует понимать, что речь в большинстве случаев идет не о запасниках, а о постоянной экспозиции, что значительно увеличивает ценность художника в глазах академического сообщества, а следом и коллекционера.
Четвертый из основных фильтров — попытаться понять, насколько большим спросом пользуется художник на рынке частных продаж — в галерейном и дилерском секторе, как обстоит ситуация с подделками и сомнительными работами, кто из коллекционеров имеет наибольший оборотный фонд — серьезное количество работ, вынуждающее владельца самостоятельно заняться продвижением имени ради повышения стоимости собрания в целом.
Наконец, важно выяснить, насколько работы данного художника ликвидны: другими словами, насколько быстро, если возникнет такая необходимость, вы сможете их продать или получить под них кредит. С последним вопросом отныне вы можете обращаться в новый сервис «АРТКредит», организованный ARTinvestment.RU совместно с компанией «Арт-курьер».
На текущем, 346-м AI Аукционе выставлена редкая графическая композиция «Перед началом № 1», датируемая концом 1940-х — началом 1950-х годов.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200907_sterligov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200907_sterligov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.