Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Художник недели: Константин Худяков
ARTinvestment.RU   29 июня 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели одного из главных представителей отечественного цифрового искусства, академика, галериста и президента Творческого союза художников России Константина Васильевича Худякова

Год рождения: 1945

Направление: современное искусство

Вид искусства: фотография, видео-арт, цифровое искусство

Жизнь и творчество

Константин Худяков родился 2 января 1945 года в селе Царевщина Саратовской области. Детство и юность его прошли в родном селе, в доме при школе. Отец работал директором сельской школы, мама учила детей русскому языку и литературе, и помимо Константина в семье было еще шестеро детей. По воспоминаниям самого художника, несмотря на довольно бурное, полное приключений детство, искусством он начал интересоваться с самого раннего возраста: «с детства мечтал быть художником».

Первые несколько попыток поступления в Московский архитектурный институт были неудачными, студентом МАРХИ Константину Худякову удалось стать лишь с третьего раза: в 1965 году он пришел учиться на кафедру промышленной архитектуры. Во время обучения Худяков, по его словам, «очень увлекался техникой — проекциями всякими, цветомузыкой». Кроме этого, в сферу его интересов входил конструктивизм и авангард 1920–30х годов — творчество Эль Лисицкого и Казимира Малевича, Ле Корбюзье, Ивана Леонидова, Владимира Кринского, Якова Чернихова. Ко времени обучения в институте относятся и его первые станковые опыты, в которых он много экспериментировал с различными техниками и материалами, решал на плоскости пространственные и пластические задачи.

Возможно, именно эта склонность к экспериментам и широта кругозора привели в 1969 году Худякова к победе в студенческом конкурсе проектов нового здания музея Ленина. «Здание музея размещается на участке в центре Москвы к западу от Кремля на ул. Волхонке, между Музеями изобразительных искусств с запада и старым зданием библиотеки им. В. И. Ленина на востоке», — было указано в условиях «взрослого» конкурса, организованного Мосгорисполкомом (synthart.livejournal.com). По мысли художника, здание музея представляло собой масштабный куб, оснащенный новейшими достижениями техники и электроники.

А в 1971 году, он вошел в историю института, как первый автор, представивший в качестве дипломной работы не стандартный «набор архитектора», состоящий из схем, чертежей и моделей, а видео-арт. Константин Худяков стал первым студентом, снявшим фильм, имитирующий прогулку человека по городу будущего. Проект, получивший название «Город будущего в Сибири», был создан под влиянием идей европейских архитекторов-новаторов Якова Чернихова, Паоло Саллери, групп НЭР и Archigrem и представлял собой масштабный бумажный макет города на 200 тысяч человек. «Я сконструировал специальное приспособление для 8-миллиметровой кинокамеры, ползал с этой камерой по своему огромному бумажному макету, снимая город с точки зрения человека, и на защите показывал фильм», — вспоминал художник в одном из интервью.

Получив диплом архитектора, Худяков планировал продолжить обучение в институте на кафедре живописи, но за предыдущие заслуги он был отправлен по распределению на работу в Центральный музей В. И. Ленина (сегодня — Музей Отечественной войны 1812 года) на Площади Революции в Москве. В музее Худяков проработал с 1972 по 1981 год, занимаясь созданием и реализацией проектов реконструкции залов основной экспозиции музея, а также дизайном (в том числе дизайном музейного оборудования) множества выставок Центрального музея и его филиалов. Кроме этого, он разрабатывал также и архитектурно-дизайнерскую концепцию реконструкции здания музея. В 1984 году Худякову присвоено звание Заслуженного художника Киргизской ССР за дизайн филиалов Центрального музея В. И. Ленина в г. Фрунзе (Бишкек).

Несмотря на успехи дизайнерских и архитектурных проектов, Худяков не оставлял и занятия станковым искусством, развивал в нем собственные идеи, сформированные на основе конструктивизма и авангарда. Эти занятия искусством и участие в выставках неофициального искусства (Худяков входил в «двадцатку» — группу «Двадцать московских художников») и решили его дальнейшую судьбу. «В 1977-м я пришел в подвалы горкома графиков на Малой Грузинской улице, — вспоминает художник. — После того, как по “Голосу Америки” сообщили, что в выставках нонконформистов участвуют главные художники музеев Ленина и Маркса с Энгельсом Худяков и Шаров, меня начали вызывать на парткомы, вкатили выговор с занесением в личное дело... В конце концов я из музея ушел…»

1980–1990-е годы в жизни Худякова — время становления как самостоятельного художника, увлечения современными технологиями. На это же время выпала его активная общественная деятельность в Творческом союзе художников и с 1988 года — работа в Центре современного искусства «МАРС», одним из учредителей которого был Худяков.

Со временем расширяется и набор его художественных приемов и техник: к началу 1990-х к аэрографу и фотосъемке, с которыми Худяков работал в 1980-х, добавляется видеокамера, а затем и видеопроектор. В середине 1990-х Константин Худяков начал использовать в своих работах возможности графических редакторов (например, Adobe Photoshop), став, таким образом, одним из первых в стране представителей цифрового искусства (или диджитал-арта): «Сначала я боялся подойти к компьютеру — возраст не тот. Но когда освоил несколько программ, понял: это мой инструмент. Славу Богу, что я его дождался! С ним легко и комфортно работается. Компьютер позволяет мне выговориться, донести до зрителя то, что я сопереживаю. Сначала были примитивный фотошоп и какие-то живописные программы, имитировавшие натуральные техники — живопись, акварель. Потом — программа 3D, позволяющая создавать в виртуальном пространстве мастерскую, рабочую студию».

В 2007 году Констатин Худяков от использования цифровых технологий для создания двухмерных станковых работ перешел к осуществлению проектов, частично находящихся в цифровом, виртуальном пространстве, таких как его знаменитые интерактивные и интеллектуальные картины. Тогда же он начал экспериментировать с VR/AR технологиями: «Конечным продуктом перед выводом на холст или бумагу становится цифровой, который вбирает в себя тысячи слоев, трансформаций, обработок бесчисленными виртуальными, невероятными по палитре своих возможностей инструментами. Важнейшее значение приобретает высококачественная цифровая съемка объектов, их деталей, фактур и пр., и формирование на ее основе уникального банка изображений. В настоящий момент он состоит из более чем 100 000 снимков по 17,5 мегабайт каждый. (Только оцифрованных фрагментов человеческих лиц, кожи и т.д. насчитывается около 50 000 единиц.)».

Таким образом, помимо цифровых отпечатков различных форматов, Константин Худяков в последние десятилетия работает с видео-артом, лайтбоксами, различными формами трехмерных моделей. Среди главных проектов Худякова последних лет можно выделить «Мир чувственных вещей в картинках» (1997, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва), «DEISIS/Предстояние» (2004, Государственная Третьяковская галерея, Москва), Hotel Russia (2005, ЦСИ «МАРС», Москва), «Искусство высокого разрешения» (2010, Московский музей современного искусства, Москва), специальный проект в рамках Glasstress-2011 «Тайная вечеря» и «Вначале было слово, и слово было капитал» (2011, Palazzo Kavalli и Berengo-studio в Мурано. 54-я Международная Биеннале Современного Искусства в Венеции), «Глаз ангела» (2012, Российская академия художеств, Москва), «Цифра и миф» (2014, Музей современного искусства «ЭРАРТА», СПб), «Не ждали…» (2016, галерея «Нагорная», Москва), «Виртуальный реализм» (2018, галерея «Нагорная», Москва), «Цифровые зеркала К. Худякова» (2019, ЦСИ «МАРС», Москва).

Произведения Константина Худякова находятся Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, музее современного искусства MUMOK в Вене, а также во многих частных и корпоративных коллекциях на территории России, Европы, Азии, США и стран Латинской Америки. За рубежом художника представляет Art & Space Gallery, Мюнхен.

Художник живет и работает в Москве.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Константина Худякова входят работы, проданные в 2011 году лондонским аукционным домом Phillips de Pury. Третий и второй результаты — «Тайная вечеря» (ультрахромная печать на холсте, 2007), и «Жертвоприношение» (световая панель, 2010) — нашли покупателей в один вечер 14 апреля 2011 года за одинаковые суммы в $40 860. Продажа самой дорогой работы художника — еще одного объекта из цикла «Тайная вечеря» (ультрахромная печать на холсте, 2007) за $76 075 — состоялась несколькими месяцами ранее. Отметим, что все работы сопровождались авторским сертификатом подлинности, в котором отдельно указывалось, что предметы выполнены в единственном экземпляре и не имеют физических копий и цифровых аналогов.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 59 раз были выведены на аукционные торги, из них смешанная техника — 28 работ, тиражная продукция — 17 работ, фотография — 13 работ, объект — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $8,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $204,2 тыс. Имеет баланс проданных и непроданных работ 25 к 34 (42 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

2008–2012

7

3

43

4

2013–2016

10

2

20

8

2017–2020

42

20

48

22

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

РФ

50

22

44

28

Великобритания

4

3

75

1

Монако

2

0

0

2

Германия

1

0

0

1

США

1

0

0

1

Украина

1

0

0

1

На данный момент Константин Худяков не имеет повторных продаж, поэтому воспользуемся подсчетом другого показателя — превышением эстимейта при успешных продажах. Средний эстимейт всех проданных работ Худякова был превышен на 170 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму почти в 1,7 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 67 % продаж и имеет положительную динамику с течением времени. Обратим внимание и на периодичность аукционных продаж художника в Таблице 1, которое очень точно отражает отношение рынка к цифровому искусству и новым медиа в последнее десятилетие: первые годы — повышенный интерес, спрос, самые дорогие продажи (2008–2012), затем относительное затишье, изучение предмета, понимание художественной ценности направления (2013–2016), и после — академическое и кураторское признание цифрового искусства, возобновление спроса (но уже оправданного), формирование объективного рынка, рост стоимости и увеличение числа продаж (2017–2020).

По данным аналитики V-Art, объем продаж цифрового искусства в 2019 году составил около $500 млн, и, по прогнозам, до 2023 года будет увеличиваться на 13,7 % в год (даже с поправкой на коронавируc, который потенциально может придать еще бóльший импульс росту). Появление онлайн-площадок продаж, а также специализированной ярмарки CADAF лишь закрепили за цифровым искусством статус одного из наиболее динамично развивающихся направлений современного искусства. Положение одного из первых российских художников, обратившихся к новым технологиям, а также наличие работ в крупных музейных собраниях и корпоративных коллекциях в сумме делают Константина Худякова наиболее значимым автором цифрового искусства на постсоветском пространстве.

На текущем, 336-м AI Аукционе выставлены сразу два лота Константина Худякова — пробные варианты к проекту «Иконостас XXI» (2003), части подготовительного этапа совместного проекта Константина Худякова и Виктора Бондаренко «Deisis. Предстояние». Идея проекта заключалась в создании «современного иконостаса» на основе серии психологических фотопортретов людей, выступающих в роли персонажей христианской сакральной истории.

Источники: rah.ru, gazetauzao.ru, khudyakovarch.ru, artinvestment.ru, ru.wikipedia.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200629_khudyakov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200629_khudyakov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх