﴾XXI век﴿ РУДАКОВА Ольга Михайловна (1951–2017) Оттепель. 2016
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00
СНЕГУР Игорь Григорьевич (1935) Геометрический текст. 2007
Текущая ставка
15 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00
ВЕЙСБЕРГ Владимир Григорьевич (1924–1985) Лежащая обнаженная. 1976
Текущая ставка
300 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00

Художник недели: Александр Харитонов
ARTinvestment.RU   23 марта 2020

История, творчество, ценовые и маркетинговые показатели Александра Васильевича Харитонова — одного из самых самобытных представителей второй волны русского авангарда

Годы жизни: 1931–1993

Период: нонконформизм

Направления: живопись, графика

Жизнь и творчество

Один из самых своеобразных представителей «другого искусства» 1960–80-х, Александр Васильевич Харитонов родился 10 мая 1931 года в Москве, на Плющихе. Профессионального образования он не получил, учился в художественной школе, но был вынужден бросить ее: надо было зарабатывать на жизнь. Подростком он работал маляром и даже истопником в зоопарке.

Первое представление об изобразительном искусстве будущий художник получил в стенах Новодевичьего монастыря, куда его водила бабушка. Впечатления о многочисленных фресках, религиозная тематика и подчеркнутая декоративность, плоскостность композиции остались в его творчестве на протяжении всей жизни.

Своими учителями уже сложившийся мастер Александр Харитонов называл Фёдора Достоевского, Николая Гоголя, Алексея Саврасова, отца Павла Флоренского и Вольфганга Амадея Моцарта.

Такой неожиданный «набор» учителей, состоящий из мыслителей, писателей, композиторов и религиозных деятелей, очень точно характеризует творчество художника: его очень атмосферные, светлые и сложно сконструированные пейзажи воспринимаются как барочная музыка и почти всегда имеют философский религиозный подтекст, заставляющий перенести мысли из плоскости восприятия эстетики к неким этическим максимам.

По словам самого художника, его живопись как с технической, так и с философской точек зрения зиждется на трех китах: византийской и древнерусской иконописи, а также на старинной русской церковной вышивке драгоценными камнями, жемчугом, бисером. Именно к наборной вышивке, а вовсе не к французской модернистской технике пуантилизма отсылают нас тонко сделанные, филигранные работы художника, поражающие обилием деталей и мастерским владением штрихом в графических работах и многочисленными точечными локальными мазками и слоями краски в живописных композициях.

В зависимости от тематики, творчество художника принято делить на два периода. Ранний — с конца 1950-х и до конца 1960-х, когда внимание Харитонова было сосредоточено на создании фантастических, на грани гротеска, сюжетов с философским подтекстом, вдохновленных православной историей и культурой древней Руси, и зрелый — 1970-е и до 1986 года, когда художник от фантазийных композиций перешел к созданию пейзажей, а в жанровой части своего искусства полностью ушел в православную живопись и графику, начал писать романтически-сказочные, восходящие к христианской иконографии картины с миниатюрными храмами. Кроме этих двух периодов, в творчестве автора можно выделить еще целый ряд ученических работ, созданных до конца 1960-х годов, отличающихся близкой к реалистической манере техникой, и композиции, выполненные после 1986-года: в этом году художник перенес удар, после которого его частично парализовало и он мог работать только левой рукой, создавая небольшие по размерам композиции, в которых развивал сюжеты и мотивы предыдущих лет, и время от времени обращался к абстракции.

В 1958 году он впервые участвовал в выставке нонконформистов в МГУ и с 1975 года стал постоянным экспонентом групповых выставок «другого искусства».

Инаковое и своеобразное — творчество художника было достаточно популярно при его жизни, и сегодня, по прошествии четверти века после его смерти в 1993 году, оно сохраняет свою огромную притягательность для знатоков и любителей искусства всех возрастов.

При жизни Александр Харитонов не имел персональных выставок на значимых площадках внутри страны. Первое появление в ведущем отечественном музейном пространстве состоялось во время групповой выставки «Другое искусство» в Государственной Третьяковской галерее в 1990/1991. В то же время, начиная с 1970-х годов, его работы входили в экспозиции более чем 20 выставок неофициального искусства за рубежом: во Франции, Швейцарии, ФРГ, Дании, Италии, Великобритании, Японии и США. На счету художника участие минимум в трех биеннале: Венецианской (1977), Туринской (1978) и биеннале в Беллинцоне (Швейцария, 1978).

Произведения художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Московского музея современного искусства, Музея Людвига (Кёльн, Германия), Художественного музея Тампере (Финляндия), Музея Циммерли Ратгерского университета (Нью-Брансуик, США) и др. География основных частных коллекций, как для русского художника своего периода, традиционно широкая: Россия, Украина, Чехия, Италия, Германия, Франция, Япония, США.

Финансовые показатели

Самобытность художника выражается и в восприятии его творчества арт-рынком: для коллекционеров Харитонова важна скорее сюжетность, узнаваемость, индивидуальность автора, а не год написания работы. В тройку самых дорогих его работ вошли картины, написанные в различные периоды его творчества: композиция «Дамы в розовом и белом», созданная в 1976 году и проданная в 2007 за £105 тыс., поздняя работа «Умиротворение, или Большой Ангел над миром» (1986–1988), цена которой составила £120 тыс. в 2014 году, и, наконец, «Вера» из серии «Волшебница» (1965), проданная за $145 тыс. в 2008 году.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 109 аукционных продаж. Средняя стоимость проданной работы — $35,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $2,53 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ: 72 на 37 (66 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Всего продаж, ед.

Успешных, ед.

Неуспешных, ед.

Доля успешных, %

2005–2009

33

23

10

70

2010–2014

43

28

15

65

2015–2019

33

21

12

64

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна продажи

Всего продаж, ед.

Успешных, ед.

Неуспешных, ед.

Доля успешных, %

Великобритания

65

45

20

69

РФ

31

16

15

52

США

10

9

1

90

Франция

3

2

1

67

Аукционная история Александра Харитонова к настоящему моменту не имела повторных продаж, поэтому воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах (напомним, их доля составляет 66 % от общего числа аукционных прецедентов). Средний эстимейт всех проданных работ был превышен на 162 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,6 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение среднего эстимейта зафиксировано при 63 % продаж (40 работ из 72), превышение верхней границы оценки аукционного дома состоялось при 48 % продаж (30 работ из 72). Это достаточно высокий показатель для международного художника, а для российского автора с положительным балансом проданных и непроданных работ просто высокий.

Начиная с 2015 года наблюдается смещение продаж художника из Великобритании в Россию в свете изменения активности коллекционеров российского искусства XX века и концентрации на внутреннем аукционном рынке. Учитывая широкую географию присутствия работ Александра Харитонова за пределами страны и серьезное международное портфолио, организаторы крупной ретроспективной выставки имеют набор коллекционеров и институций, которые могут предоставить свои работы, а также материал для каталога авторства зарубежных специалистов.

На текущем, 322-м AI Аукционе выставлена работа Александра Харитонова «Тишина» (1979).

Источники: artinvestment.ru, artinvestment.ru, tvkultura.ru, newtimes.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх