Художник недели: Александр Харитонов
История, творчество, ценовые и маркетинговые показатели Александра Васильевича Харитонова — одного из самых самобытных представителей второй волны русского авангарда
Годы жизни: 1931–1993
Период: нонконформизм
Направления: живопись, графика
Жизнь и творчество
Один из самых своеобразных представителей «другого искусства» 1960–80-х, Александр Васильевич Харитонов родился 10 мая 1931 года в Москве, на Плющихе. Профессионального образования он не получил, учился в художественной школе, но был вынужден бросить ее: надо было зарабатывать на жизнь. Подростком он работал маляром и даже истопником в зоопарке.
Первое представление об изобразительном искусстве будущий художник получил в стенах Новодевичьего монастыря, куда его водила бабушка. Впечатления о многочисленных фресках, религиозная тематика и подчеркнутая декоративность, плоскостность композиции остались в его творчестве на протяжении всей жизни.
Своими учителями уже сложившийся мастер Александр Харитонов называл Фёдора Достоевского, Николая Гоголя, Алексея Саврасова, отца Павла Флоренского и Вольфганга Амадея Моцарта.
Такой неожиданный «набор» учителей, состоящий из мыслителей, писателей, композиторов и религиозных деятелей, очень точно характеризует творчество художника: его очень атмосферные, светлые и сложно сконструированные пейзажи воспринимаются как барочная музыка и почти всегда имеют философский религиозный подтекст, заставляющий перенести мысли из плоскости восприятия эстетики к неким этическим максимам.
По словам самого художника, его живопись как с технической, так и с философской точек зрения зиждется на трех китах: византийской и древнерусской иконописи, а также на старинной русской церковной вышивке драгоценными камнями, жемчугом, бисером. Именно к наборной вышивке, а вовсе не к французской модернистской технике пуантилизма отсылают нас тонко сделанные, филигранные работы художника, поражающие обилием деталей и мастерским владением штрихом в графических работах и многочисленными точечными локальными мазками и слоями краски в живописных композициях.
В зависимости от тематики, творчество художника принято делить на два периода. Ранний — с конца 1950-х и до конца 1960-х, когда внимание Харитонова было сосредоточено на создании фантастических, на грани гротеска, сюжетов с философским подтекстом, вдохновленных православной историей и культурой древней Руси, и зрелый — 1970-е и до 1986 года, когда художник от фантазийных композиций перешел к созданию пейзажей, а в жанровой части своего искусства полностью ушел в православную живопись и графику, начал писать романтически-сказочные, восходящие к христианской иконографии картины с миниатюрными храмами. Кроме этих двух периодов, в творчестве автора можно выделить еще целый ряд ученических работ, созданных до конца 1960-х годов, отличающихся близкой к реалистической манере техникой, и композиции, выполненные после 1986-года: в этом году художник перенес удар, после которого его частично парализовало и он мог работать только левой рукой, создавая небольшие по размерам композиции, в которых развивал сюжеты и мотивы предыдущих лет, и время от времени обращался к абстракции.
В 1958 году он впервые участвовал в выставке нонконформистов в МГУ и с 1975 года стал постоянным экспонентом групповых выставок «другого искусства».
Инаковое и своеобразное — творчество художника было достаточно популярно при его жизни, и сегодня, по прошествии четверти века после его смерти в 1993 году, оно сохраняет свою огромную притягательность для знатоков и любителей искусства всех возрастов.
При жизни Александр Харитонов не имел персональных выставок на значимых площадках внутри страны. Первое появление в ведущем отечественном музейном пространстве состоялось во время групповой выставки «Другое искусство» в Государственной Третьяковской галерее в 1990/1991. В то же время, начиная с 1970-х годов, его работы входили в экспозиции более чем 20 выставок неофициального искусства за рубежом: во Франции, Швейцарии, ФРГ, Дании, Италии, Великобритании, Японии и США. На счету художника участие минимум в трех биеннале: Венецианской (1977), Туринской (1978) и биеннале в Беллинцоне (Швейцария, 1978).
Произведения художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Московского музея современного искусства, Музея Людвига (Кёльн, Германия), Художественного музея Тампере (Финляндия), Музея Циммерли Ратгерского университета (Нью-Брансуик, США) и др. География основных частных коллекций, как для русского художника своего периода, традиционно широкая: Россия, Украина, Чехия, Италия, Германия, Франция, Япония, США.
Финансовые показатели
Самобытность художника выражается и в восприятии его творчества арт-рынком: для коллекционеров Харитонова важна скорее сюжетность, узнаваемость, индивидуальность автора, а не год написания работы. В тройку самых дорогих его работ вошли картины, написанные в различные периоды его творчества: композиция «Дамы в розовом и белом», созданная в 1976 году и проданная в 2007 за £105 тыс., поздняя работа «Умиротворение, или Большой Ангел над миром» (1986–1988), цена которой составила £120 тыс. в 2014 году, и, наконец, «Вера» из серии «Волшебница» (1965), проданная за $145 тыс. в 2008 году.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 109 аукционных продаж. Средняя стоимость проданной работы — $35,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $2,53 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ: 72 на 37 (66 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. |
Всего продаж, ед. |
Успешных, ед. |
Неуспешных, ед. |
Доля успешных, % |
2005–2009 |
33 |
23 |
10 |
70 |
2010–2014 |
43 |
28 |
15 |
65 |
2015–2019 |
33 |
21 |
12 |
64 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна продажи |
Всего продаж, ед. |
Успешных, ед. |
Неуспешных, ед. |
Доля успешных, % |
Великобритания |
65 |
45 |
20 |
69 |
РФ |
31 |
16 |
15 |
52 |
США |
10 |
9 |
1 |
90 |
Франция |
3 |
2 |
1 |
67 |
Аукционная история Александра Харитонова к настоящему моменту не имела повторных продаж, поэтому воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах (напомним, их доля составляет 66 % от общего числа аукционных прецедентов). Средний эстимейт всех проданных работ был превышен на 162 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,6 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение среднего эстимейта зафиксировано при 63 % продаж (40 работ из 72), превышение верхней границы оценки аукционного дома состоялось при 48 % продаж (30 работ из 72). Это достаточно высокий показатель для международного художника, а для российского автора с положительным балансом проданных и непроданных работ просто высокий.
Начиная с 2015 года наблюдается смещение продаж художника из Великобритании в Россию в свете изменения активности коллекционеров российского искусства XX века и концентрации на внутреннем аукционном рынке. Учитывая широкую географию присутствия работ Александра Харитонова за пределами страны и серьезное международное портфолио, организаторы крупной ретроспективной выставки имеют набор коллекционеров и институций, которые могут предоставить свои работы, а также материал для каталога авторства зарубежных специалистов.
На текущем, 322-м AI Аукционе выставлена работа Александра Харитонова «Тишина» (1979).
Источники: artinvestment.ru, artinvestment.ru, tvkultura.ru, newtimes.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200323_kharitonov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200323_kharitonov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.