- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Художник недели. Александр Слюсарев
ARTinvestment.RU 14 мая 2018
Фотограф-шестидесятник Александр (Сан Саныч) Слюсарев вошел в историю русского искусства как новатор минималистической метафизической фотографии
Слюсарев умер в 2010 году. Неожиданно, рано, в 65 лет — когда к нему лишь недавно пришла известность, интерес по-настоящему широкой публики. Да, к тому моменту он уже 30 лет был гуру в кругу фотохудожников, признанным мастером экспериментальной фотографии. Его открытия ценились специалистами и знатоками. Но обычные любители искусства в середине 2000-х лишь только-только прочувствовали потенциал и важность авторской художественной фотографии как направления изобразительного искусства и объекта коллекционирования.
Стало проходить больше фотовыставок, сборных и авторских, появилось больше систематизированной информации. В тяжеленной книге-исследовании Beyond Memory: Soviet Nonconformist Photography and Photo-Related Works of Art (2004 года), которую я купил в музее Нортона Доджа, было опубликовано многостраничное интервью Слюсарева с искусствоведом Михаилом Сидлиным. И огромную роль в популяризации творчества Слюсарева сыграл Марат Гельман, в те времена самый известный галерист. Именно из его тогда очень популярного ЖЖ многие читатели, включая меня, впервые узнали о работах фотохудожника. Вообще, интересное было время: все искусство в России, в том числе искусство фотографии, было на подъеме, и казалось, что и дальше — только вверх.
В большую фотографию Слюсарев пришел буквально в школьной форме. В 1959 году, в 15 лет, он, ученик старших классов, наивно принес в журнал «Советское фото» свои работы, снятые на подаренную отцом «Юность». На удивление, от него не отмахнулись: молодой фотограф попал в редакцию в очень подходящий момент. Москва два года назад принимала Фестиваль молодежи и студентов, а теперь готовилась к Американской национальной выставке. На нее, в частности, американцы везли, как теперь понятно, самую знаменитую фотовыставку в истории — «Род человеческий» куратора Эдварада Стейхена. Советской фотографии, прочно занятой многое повидавшими «зубрами» профессии, нужна была мирная молодежь. Слюсарева направили в фотографическую секцию Комитета молодежных организаций, сформированную перед фестивалем молодежи 1957 года. С нее-то, а точнее, с круга собравшихся там молодых и дерзких энтузиастов начался его путь в фотоискусстве.
В фотографической секции Слюсарев присоединился к группе бунтарей-формалистов: Виктору Резникову Анатолию Зыбину, Борису Алешкину. Они выступали за приоритет формы над сюжетным наполнением, и теперь понятно, что этому подходу Слюсарев оказался верен до конца жизни. Хотя сам термин формализм не жаловал: «В противовес символизму в фотографии я всегда был метафизиком. Формализм — не совсем тот термин. Правильно называть — метафизика. А формализм… Вот Родченко был формалистом. Хотя я и не любою Родченко… Он совсем бесчувственный».
Профессионалу фотографии в СССР открывалось не так уж много дорог. Основная — работа корреспондентом-хроникером в официальной прессе. Но там точно пришлось бы делать не как видишь, а как надо: выполнять вполне определенные требования редакции, соответствовать идеологическому формату. Никакой самодеятельности и экспериментов. Путь же, исповедуемый Слюсаревым, был по природе своей не совместим с официальной фотографией для прессы. У него в кадре выстраивается гармония из бликов и теней, а сама поверхность предмета могла быть и вовсе в расфокусе. С точки зрения газетного редактора, фотографии Слюсарева — это вообще технический брак. Самая же главная его «профнепригодность» для газетной съемки состояла в том, что его фотографии никуда не зовут. Мало того что в них отсутствует драма, повествование, нарратив, литература, так еще и человек у Слюсарева не самоценен — он такая же часть метафизического пейзажа, как тротуар или дерево. И персонажем можно пренебречь — размыть и «смазать» — ради правильной тени или отражения.
Ясно, что с таким творческим подходом путь в ряды советских хроникеров был заказан. Народ бы не понял. Да что там народ — даже люди, профессионально разбирающиеся в искусстве, одно время не понимали. Слюсарев рассказывал Сидлину историю о том, как когда-то его серию «Кузьминки» авторитетные критики посчитали чуть ли не издевательством над собой и другими зрителями. Бывало и такое. Стоит посмотреть на его серии — хоть ранние, хоть поздние, — становится очевидно, что Слюсарев — это сознательная анти-репортажность, анти-журналистика.
Так и вышло: Слюсарев в журналистской фотографии почти и не работал. Разве что после развала СССР у него был странный короткий период, когда он делал портретную съемку для журнала «Персона».
В 1960-х Слюсарев зарабатывал на жизнь переводами с итальянского. После школы он поступил в московский иняз. Там он настолько хорошо выучил язык, что в 1960-е работал синхронистом для итальянских фильмов. Переводил на Московском кинофестивале и на закрытых показах. Знание языка здорово помогало, расширяло кругозор и круг знакомств. В те годы культурная жизнь в Москве била ключом, в столицу приезжали многие деятели культуры и искусства. Слюсареву тогда повезло работать с итальянскими режиссерами и писателями. Одно время он переводил даже вновь ставшего актуальным в наши дни Джанни Родари.
А вот продавать свои фотографии Слюсареву тогда хоть и удавалось, но очень редко. Как он сам признавал, без имени продавать было сложно. Имя же он заработал лишь в 1979 году — после персоналки в Латвии под эгидой Балтийского фотофестиваля. В тот момент, по признанию Слюсарева, он и почувствовал себя классиком. Его выставки вскоре стали показывать не только в СССР, но и за рубежом.
В те годы Слюсарев преподавал фотографию в ЗНУИ (Заочный народный университет искусств, где работал Рогинский и многие другие художники). Дружил с художниками-сретенцами Юрием Соболевым, Владимиром Янкилевским, Ильей Кабаковым.
В 1987 году Слюсарев стал участником новаторской группы «Непосредственная фотография» вместе с Борисом Михайловым, Игорем Мухиным и др.
Фирменные квадратные черно-белые снимки с середины 1970-х до середины 1980-х — это «фишка» слюсаревского фотоаппарата Rolleiflex 6 × 6 1937 года. Позже он перешел на другую оптику, снимал на современную зеркалку Canon, всегда без вспышки. Независимо от формата, впрочем, фотоработы Слюсарева очень узнаваемы, благодаря его уникальной стилистике и приемам, когда блики и отражения важнее поверхностей.
В последние годы Слюсарев часто общался со своими зрителями через свой ЖЖ — публиковал там свои новые и старые фотографии. Увы, сегодня многие из них уже недоступны: сторонние сервисы закрыли его учетные записи. Зато работает сайт http://www.sliussarev.ru/, на котором представлены его лучшие серии.
Рынок произведений Александра Слюсарева сегодня полностью галерейный и непубличный. Один раз в 2013 году на «Сотбисе» выставили более 10 лотов — по несколько фото в каждом, а эстимейты в пересчете на снимок были в диапазоне $2000–3000. Продать тогда удалось лишь один сет из трех фотографий, за $ 4 620.
Фактически фотография, которая на этой неделе продается на AI Аукционе, — это всего второй случай появления фоторабот легендарного ССС на аукционных торгах вообще. И первый за последние 5 лет. Что ж, тем интереснее. Работа у нас выставляется эффектная и известная, из серии «Москва, 1970-е». Ее и сейчас можно увидеть на сайте sliussarev.ru. Надеемся, что в пятницу аукционную историю Слюсарева получится актуализировать с новым результатом.
Источники: sliussarev.ru, photographer.ru
Что еще почитать по теме:
AI: Александр Слюсарев «Ретроспектива»;
AI: Не стало фотографа Александра Слюсарева;
AI: «Метафизическая фотография»: выставка памяти А. А. Слюсарева;
AI: Творчество группы «Непосредственная фотография»;
subscribe.ru: Люксембург. Клерво. Фотовыставка «Семья человеческая».
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20180514_Slyusarev_auction_prices.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20180514_Slyusarev_auction_prices.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"