Выставка Татьяны Ян

28 июля — 17 августа

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


Творчество группы «Непосредственная фотография»
ARTinvestment.RU   01 ноября 2010

«Непосредственная фотография», объединившая мастеров разных поколений, появилась в период перестройки. Каждый по-своему, они стремились аутентично отображать ту жизнь, которая буквально бурлила вокруг них в те годы, и отстаивали свое право на самовыражени

В конце 1980-х — начале 1990-х годов фотография претерпела существенные изменения. Перестройка повлияла не только на жизненный уклад страны в целом, но и на культурную сферу. Гласность и отмена цензуры позволили фотографам расширить тематику их фоторабот — и уже не идеализированная картинка, а реальная действительность прямо-таки ворвалась на фотоснимки.

Группа «Непосредственная фотография» была основана фотографом и художником Алексеем Шульгиным в 1987 году в Москве. Участниками группы были Александр Слюсарев, Борис Михайлов, Игорь Мухин, Илья Пиганов, Владислав Ефимов и Сергей Леонтьев. Фотографы не были объединены одним направлением или стилем съемки. Их видение фотографии определяли не идеологические стереотипы, а личностные устремления, в противовес инерции социалистического реализма.

Фотографу и художнику Борису Михайлову (род. 1938) известность принесли фотографии в стиле соц-арта. У него есть несколько серий фотографий на тему повседневной жизни людей: «Лурики», «Соц-арт», «Красная серия». После печати он тонировал фотоснимки вручную, в частности красным цветом. У автора этот цвет ассоциировался с советской ментальностью. На снимках Михайлова из частных «портретов» складывалась картина реальной советской жизни. Изначально Борис Михайлов приобрел популярность на Западе: в конце 1980-х интерес западной публики к переменам в советской жизни способствовал продвижению фотографа. В России Михайлов до сих пор не пользуется такой популярностью, вероятно, потому, что в объектив его камеры чаще всего попадают те, кого «добропорядочное общество» предпочитает не замечать, — бомжи, нищие, потерявшие себя и опустившиеся люди.

Тем не менее имя фотографа Михайлова уже вписано в историю русского фотоискусства. В базе аукционных продаж сайта ARTinvestment.RU у Бориса Михайлова зафиксировано 60 сделок; его работы стоят 3–14 тысяч фунтов. В 2007 году на аукционе Phillips de Pury фотография Михайлова «Без названия» из серии «Соц-арт» была продана за 14 400 фунтов. Для сравнения: в 1991 году работа Михайлова «Ребенок» была продана на французском аукционе Binoche за 364 фунта.

Александр Слюсарев (1944–2010), или, как его называли в фотографических кругах, Сан Саныч, пошел другим путем. Он занимался минималистской фотографией. Основой его творческой практики было фрагментарное видение: минимум изображенных линий, поверхностей и форм. Он выделял рамкой кадра какую-либо фрагментарную композицию в пейзаже, укрупнял деталь и превращал ее в смысловой центр изображения. Хотя фотоснимки Слюсарева на аукционах пока не появлялись, они известны и признаны ценителями фотоискусства, поэтому непременно найдут и своего покупателя.

Имя фотографа Игоря Мухина (род. 1961) считается знаковым для своей эпохи. Его серия фотоснимков «Молодежь 1985–89» открыто повествует о жизни и интересах поколения 1980-х. Именно он является автором редких кадров, запечатлевших Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова и многих других музыкантов советского андеграунда. Фотографии Мухина отражают настроения людей и очень точно характеризуют эпоху. Он продолжает работать в своем стиле: фотосерия о молодом поколении 2000-х не уступает серии о молодежи 1980-х. Ему удается найти героя своего времени. Игорь Мухин принимает активное участие в фотографической жизни; его работы регулярно появляются на различных тематических выставках.

Илья Пиганов (род. 1962) не только фотограф, но и дизайнер. На аукционах его произведения стоят около 4000 евро. Наибольшую популярность Пиганову принесла серия фоторабот «Том первый», представляющая собой коллажи из повторяющихся фрагментов авторских фотографий.

В творчестве Владислава Ефимова (род. 1964) успешно сочетаются самостоятельная работа с камерой в руках и совместные проекты с Аристархом Чернышёвым, первый из которых увидел свет еще в 1996 году. В 2008 году фоторабота Ефимова «Фрагменты Москвы» была продана на аукционе Sotheby’s за 1875 фунтов. В настоящее время Ефимов и А. Чернышёв занимаются мультимедийным искусством.

Сергей Леонтьев (род. 1962) известен серией фотоснимков «Опыты жесткой фотографии» (1988). Серия представляет собой уличную портретную фотосъемку, в которой отрицаются каноны классической фотографии: автор фотографировал прохожих со вспышкой, нарочито не соблюдая ни композиции, ни основных правил фотосъемки.

  • АЛЕКСЕЙ ШУЛЬГИН Из серии «Чужие фотографии». 1987

Славу фотохудожника Алексею Шульгину (род. 1963) принесла серия фотоснимков «Чужие фотографии» (1987), составленная им из анонимных снимков производственного архива 1950–60-х годов и призванная доказать второстепенную роль авторства. Впоследствии организатор и основатель группы отошел от фотографии. В настоящее время Шульгин занимается музыкой и медиаискусством.

Участники группы «Непосредственная фотография» провели три выставки: «Репрезентация» (1987, Объединение «Эрмитаж», Москва), «Фотомост» (1989, Клуб авангардистов, Москва), «100 лет фотографии» (1989, Манеж, Москва). Каждый в своей манере, они стремились аутентично отображать ту жизнь, которая буквально бурлила вокруг них в те годы, и отстаивали свое право на самовыражение. Участники группы рассматривали фотографию как способ «непосредственного» восприятия современного мира и окружающей действительности. Этим и объясняется их название.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20101101__photo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20101101__photo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 27.07.2021 Книжная графика Константина Сомова Мастер «галантных сцен», вдохновленных французской придворной культурой XVIII века и окрашенных мирискуснической эстетикой пассеизма, Сомов ярко проявил себя во многих жанрах, особенно в книжной графике
  • 23.07.2021 Киногид ARTinvestment.RU Фильмы об арт-дилерах, коллекционерах и мире искусства
  • 19.07.2021 Открыт 75-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения AES+F, Алексея Барвенко, Андрея Бартенева, Константина Батынкова, Димы Горячкина, Даши Делоне, Михаила Дронова, Александра Курилова, Андрея Медведева, Андрея Мунца, Алексея Орловского, Александра Савко, Армана Сируняна
  • 13.07.2021 Открыт 74-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Галины Быстрицкой, Дианы Воубы, Наталии Вяткиной, Анатолия Горяинова, Дубосарского и Виноградова, Галины Дулькиной, Ильи Евдокимова, Николая Иванова, Ильи Комова, Ирины Корсаковой, Андрея Криволапова, Юлии Мамонтовой, Леонида Ракова
  • 05.07.2021 Что читать об арт-бизнесе. Гид по книгам про арт-рынок для начинающих Почему искусство так дорого? Как формируется цена на произведение искусства? Как зарабатывают на искусстве? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в подборке популярных книг о рынке искусства от портала ARTinvestment.RU
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх