Художник недели: Илья Кабаков. Навстречу ретроспективе в России
С 21 апреля по 29 июня 2018 года в Главном штабе питерского Эрмитажа пройдет выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» — масштабная ретроспектива ключевой фигуры московского концептуализма и пионера тотальных инсталляций
Уже в сентябре мы увидим ее в Москве, в Третьяковке.
Илья и Эмилия Кабаковы — самые известные русские художники на Западе из числа ныне живущих. За рубежом о них опубликованы десятки искусствоведческих исследований. Главы о них уже включены в учебники по истории современного искусства. Их выставки почти 30 лет проходят в лучших мировых музеях, а работы вошли в известные частные коллекции. Именно произведению Кабакова принадлежит абсолютный аукционный рекорд для послевоенного русского искусства. Из всех живущих русских художников лишь работы Кабакова шесть раз преодолевали отметку в миллион долларов на международных торгах. Успех Кабаковых — отчасти удача, но в большей мере результат колоссальной работы, начатой более 50 лет назад. Запад лишь закрепил приоритет Кабакова в новом направлении искусства. Работая в СССР в 1960-х, примерив на себя маску «маленького человека», играя этого персонажа и вжившись в него, Кабаков показал пример того, как ставить и выполнять самостоятельные смелые задачи в искусстве.
Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 в Днепропетровске в семье слесаря Иосифа Бенционовича Кабакова и бухгалтера Беллы Юделевны Солодухиной. Еще когда Кабакову было десять лет, он решил стать художником. В 1941 наступление немецких войск заставило семью бежать сначала на Кавказ, а затем в Узбекистан, где они на несколько лет поселились в Самарканде. Там в 1943 Илья стал посещать эвакуированную школу для детей при Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры. После окончания войны при содействии директора Ленинградской Академии художеств Кабаков поступил в Московскую среднюю художественную школу, а по ее окончании, в 1951-м — на художественно-графический факультет института им. В. И. Сурикова, на втором курсе выбрал основной дисциплиной книжную иллюстрацию и начал зарабатывать оформлением детских книг. До 1987, целых тридцать лет, иллюстрация была его главным источником дохода: всего он оформил около 150 детских книг.
Годы обучения профессии проходили без особого энтузиазма, причем с обеих сторон: «Наши педагоги не только не любили свое дело, многие из них не приходили, некоторые из них приходили полупьяными… Я не помню ни одного учителя ни в художественной школе ни в художественном институте, который бы я не говорю сейчас, чтобы заинтересовался только мною, а который вообще бы любил это занятие и желал бы кому-то что-то преподать». Почему не ушел? «Нет. Я не мог бросить. Я человек институции». Важен был статус: что он студент, что он ходит на занятия и т. д. К тому же «Суриковский институт — это самый лучший институт Советского Союза. А Суриковские школы при Суриковском институте — самые лучшие художественные школы. Как бы я ни относился к этой профессии, кроме этой профессии у меня ничего нет».
Именно в студенческое время у Кабакова окончательно сложилось представление о его художественной деятельности: есть то, что он делает «для них», то есть для системы, а есть работы «для себя». В какой момент зародилась эта раздвоенность? Возможно, когда Кабаков вместе с институтским другом Кириллом Соколовым работал над своей первой книгой (они иллюстрировали «Зеленую чернильницу» Николая Лупсякова). На Илью сильное впечатление произвела атмосфера, царившая в доме Соколовых, и запрещенные в Советском Союзе книги в их библиотеке. С юности художника угнетала мысль, что советская государственная система, не спрашивая человека, определяет для него какую-то роль. Одна из таких ролей — «роль рядового в армии послушных патриотов», которые без возражений готовы делать то, что им прикажут, дисциплинированны, повинны и занимают свое место в иерархии советской плановой бюрократии. Чтобы избежать избыточного давления системы, Кабаков решил «стать невидимым», притвориться, мимикрировать. Уже с середины 1950-х он начал создавать произведения «для себя», о том, что интересовало его самого. В 1953–1960, в условиях «мимикрии» он сделал 600–700 карандашных рисунков в стиле абстрактного экспрессионизма. Большинство тех работ было утрачено или раздарено, сохранилось мало что.
В студенческие годы друзьями Кабакова стали Эрик Булатов и Олег Васильев (ныне его соседи по рейтингу самых дорогих шестидесятников), они вместе работали на подмосковной даче Булатова, и именно там Кабаков создал ряд своих «сезаннистских картин»: портретов, пейзажей, натюрмортов. Откуда увлечение постимпрессионизмом? В то время вместе с Булатовым они общались с Робертом Фальком. И юный Кабаков воспринял «сезаннизм» как образец подлинного искусства, утраченной в советской культуре модернистской традиции, которая и была «музой» многих неофициальных художников того времени. О своих посещениях мастерской Фалька Кабаков позже вспоминал как о «проникновении и контакте с Великой Живописью». В одном из интервью он даже называет сезаннизм «grandartоппозиционного искусства».
После института нужно было решать, как существовать без открытой конфронтации в советской системе и советском быту, но при этом сохранить себя как художника. Кабаков решил, что «надо изолироваться, бежать из этой советской жизни». К этому моменту в его жизни появились жена и ребенок. Они жили в обычной коммуналке, иллюстрация детских книг давала средства к существованию и оставляла время искать свои формы и средства выражения, работать «для себя» — вечерами, иногда до рассвета.
В 1966 Кабаков вступил в ССХ, а через два года получил от него свою первую персональную мастерскую — на чердаке дома бывшего страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре. По соседству, в этом же доме разместился его друг Юло Соостер, с которым у него раньше была общая мастерская. В студию Кабакова приходили Пивоваров, Янкилевский, Соболев-Нолев и другие художники, чьи мастерские по большей части были неподалеку, поэтому позже по географическому признаку их стали называть группой Сретенского бульвара, или сретенцами. В новой мастерской у Кабакова появилась возможность создавать большие работы, и именно тут он начал делать свои «белые» картины — белые щиты из оргалита с аккуратно написанным текстом и таблицами, заполненными фамилиями, цифрами и датами.
В первой половине 1980-х интерес к сотрудничеству с московскими художниками стали проявлять западные кураторы и коллекционеры. Кабакову удалось получить разрешение на вывоз отдельных работ для двух персональных выставок — в парижской галерее Дины Верни и в Художественном музее Берна в 1985 году. Из разрешенных к вывозу вещей две персоналки было не собрать, но Кабаков нашел хитрое решение: он написал четкие инструкции по созданию копий своих работ, оригиналы которых находились в Москве. И выставки состоялись.
В середине 1980-х Кабаков придумал тотальные инсталляции (если совсем по-простому, то от просто инсталляций они отличаются тем, что зритель, чтобы увидеть художественное произведение (инсталляцию), должен оказаться в его пространстве, и пройти по нему, и стать его частью). Возможно, первым таким завершенным опытом стала инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985), которую он экспонировал еще в своей мастерской в Москве, но большая часть работ нового формата была создана уже на Западе.
В 1988 году Кабаков решил окончательно эмигрировать, на этот раз в Америку — в Нью-Йорк (раньше он думал о Германии и после возвращения из первой зарубежной поездки в ГДР, в 1960-м, он два года упорно учил немецкий язык). Здесь для него открывался доступ к большим выставочным пространствам, необходимым для показа тотальных инсталляций. После большого успеха инсталляции «Десять персонажей» («Человек, улетевший в космос из своей комнаты» и «Человек, который ничего не выбрасывал» вошли в число десяти рассказов о жильцах некой мистической коммуналки) Кабакова стали приглашать принять участие в выставках в Париже, Берлине, на кассельскую Документу и Венецианскую биеннале.
В 1989 Эмилия Леках, дальняя родственница Кабакова, стала женой и соавтором художника (официально они зарегистрировали отношения в 1992 году). С тех пор они работают вместе.
1990-е стали годами мирового признания Кабакова и Кабаковых, временем их выставочного триумфа. В 1991 году в Дюссельдорфе в Stadlische Kunsthalle была выставлена инсталляция «Красный вагон», которая позднее вошла в коллекцию Висбаденского музея. Затем, сразу друг за другом, были реализованы: «Мост» (Музей современного искусства, Нью-Йорк); «Жизнь мух» (Kunsthalle, Кельн) и «Туалет» (Documenta IX, Кассель, 1992). С тех пор Кабаковы стали самыми востребованными современными русскими художниками, за работы и выставки которых борются ведущие музеи мира.
Сейчас Илья и Эмилия Кабаковы живут и работают в Нью-Йорке. Их выставки регулярно проходят по всему миру. В 2018 русский зритель увидит ретроспективные проекты в Санкт-Петебурге и в Москве.
У Кабаковых сегодня сформировался довольно развитый галерейный и аукционный рынок. В аукционных базах содержатся сведения о нескольких сотнях выставлявшихся и проданных лотов. Публичный рекорд для произведений Ильи Кабакова был установлен на пике рынка русского искусства, в 2008 году. Тогда большая картина «Жук» с текстом была продана в Лондоне за фантастические $5 839 781. По некоторым данным, новым владельцем работы стал миллиардер и коллекционер Вячеслав Кантор («Акрон»).
За всю аукционную историю произведения Кабакова шесть раз преодолевали ценовую планку в один миллион долларов. Это много, точно больше и чаще, чем у любого из ныне живущих русских художников. Вместе с тем миллионы остаются скорее все-таки результатами, которые сильно выбиваются из ценового ряда его работ. Справедливым ценовым диапазоном для его крупных живописных работ на аукционах сейчас следует считать все же $300 000–600 000.
Цены на оригинальную графику могут сильно варьироваться в зависимости от узнаваемости и концептуальности сюжета, степени завершенности, размера, периода и пр. Скажем аккуратно: сегодня хорошие рисунки с оказией можно покупать на аукционах в диапазоне $3 000–5 000, плюс-минус. Есть на рынке и более экзотические форматы. Например, эффектный керамический пласт Кабакова можно повесить на стену (или разместить на подставку, как тарелку) примерно за $2 500. Ну а самым доступным по деньгам форматом на рынке работ Кабакова является, конечно, тиражная графика. Листы из альбомов, литографии по российским реалиям стоят примерно $1 200–2 000, хотя бывает и дороже и дешевле.
Цветная литография, которая до пятницы выставлена на торги AI Аукциона, — это лист «Шеренга» (1989 по оригиналу 1969) из известного альбома «Михаил Гробман. Илья Кабаков. Прекрасные шестидесятые». Присмотритесь: эта узнаваемая и относительно недорогая подписная графика может стать хорошим дополнением качественного собрания послевоенного неофициального искусства.
Источники: hermitagemuseum.org; документальный фильм (3 части) Первого канала «Илья Кабаков. В будущее возьмут не всех» (2015): 1tv.com; ilya-emilia-kabakov.com; svoykrug.com; Кабаков И. 60-70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве. — М., 2008
Что еще почитать по теме на AI:
AI: Илья Кабаков в Tate Modern;
AI: Художник недели: Илья Кабаков;
AI: Сенсация Phillips: «Жук» Кабакова за 6 миллионов;
Рейтинги AI: Неофициальное послевоенное искусство. Художники-шестидесятники;
Рейтинги AI: Ныне живущие русские художник и.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20180418_Ilya_Kabakov_auction_prices.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20180418_Ilya_Kabakov_auction_prices.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.