Художник недели: Илья Кабаков. Навстречу ретроспективе в России
С 21 апреля по 29 июня 2018 года в Главном штабе питерского Эрмитажа пройдет выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» — масштабная ретроспектива ключевой фигуры московского концептуализма и пионера тотальных инсталляций
Уже в сентябре мы увидим ее в Москве, в Третьяковке.
Илья и Эмилия Кабаковы — самые известные русские художники на Западе из числа ныне живущих. За рубежом о них опубликованы десятки искусствоведческих исследований. Главы о них уже включены в учебники по истории современного искусства. Их выставки почти 30 лет проходят в лучших мировых музеях, а работы вошли в известные частные коллекции. Именно произведению Кабакова принадлежит абсолютный аукционный рекорд для послевоенного русского искусства. Из всех живущих русских художников лишь работы Кабакова шесть раз преодолевали отметку в миллион долларов на международных торгах. Успех Кабаковых — отчасти удача, но в большей мере результат колоссальной работы, начатой более 50 лет назад. Запад лишь закрепил приоритет Кабакова в новом направлении искусства. Работая в СССР в 1960-х, примерив на себя маску «маленького человека», играя этого персонажа и вжившись в него, Кабаков показал пример того, как ставить и выполнять самостоятельные смелые задачи в искусстве.
Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 в Днепропетровске в семье слесаря Иосифа Бенционовича Кабакова и бухгалтера Беллы Юделевны Солодухиной. Еще когда Кабакову было десять лет, он решил стать художником. В 1941 наступление немецких войск заставило семью бежать сначала на Кавказ, а затем в Узбекистан, где они на несколько лет поселились в Самарканде. Там в 1943 Илья стал посещать эвакуированную школу для детей при Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры. После окончания войны при содействии директора Ленинградской Академии художеств Кабаков поступил в Московскую среднюю художественную школу, а по ее окончании, в 1951-м — на художественно-графический факультет института им. В. И. Сурикова, на втором курсе выбрал основной дисциплиной книжную иллюстрацию и начал зарабатывать оформлением детских книг. До 1987, целых тридцать лет, иллюстрация была его главным источником дохода: всего он оформил около 150 детских книг.
Годы обучения профессии проходили без особого энтузиазма, причем с обеих сторон: «Наши педагоги не только не любили свое дело, многие из них не приходили, некоторые из них приходили полупьяными… Я не помню ни одного учителя ни в художественной школе ни в художественном институте, который бы я не говорю сейчас, чтобы заинтересовался только мною, а который вообще бы любил это занятие и желал бы кому-то что-то преподать». Почему не ушел? «Нет. Я не мог бросить. Я человек институции». Важен был статус: что он студент, что он ходит на занятия и т. д. К тому же «Суриковский институт — это самый лучший институт Советского Союза. А Суриковские школы при Суриковском институте — самые лучшие художественные школы. Как бы я ни относился к этой профессии, кроме этой профессии у меня ничего нет».
Именно в студенческое время у Кабакова окончательно сложилось представление о его художественной деятельности: есть то, что он делает «для них», то есть для системы, а есть работы «для себя». В какой момент зародилась эта раздвоенность? Возможно, когда Кабаков вместе с институтским другом Кириллом Соколовым работал над своей первой книгой (они иллюстрировали «Зеленую чернильницу» Николая Лупсякова). На Илью сильное впечатление произвела атмосфера, царившая в доме Соколовых, и запрещенные в Советском Союзе книги в их библиотеке. С юности художника угнетала мысль, что советская государственная система, не спрашивая человека, определяет для него какую-то роль. Одна из таких ролей — «роль рядового в армии послушных патриотов», которые без возражений готовы делать то, что им прикажут, дисциплинированны, повинны и занимают свое место в иерархии советской плановой бюрократии. Чтобы избежать избыточного давления системы, Кабаков решил «стать невидимым», притвориться, мимикрировать. Уже с середины 1950-х он начал создавать произведения «для себя», о том, что интересовало его самого. В 1953–1960, в условиях «мимикрии» он сделал 600–700 карандашных рисунков в стиле абстрактного экспрессионизма. Большинство тех работ было утрачено или раздарено, сохранилось мало что.
В студенческие годы друзьями Кабакова стали Эрик Булатов и Олег Васильев (ныне его соседи по рейтингу самых дорогих шестидесятников), они вместе работали на подмосковной даче Булатова, и именно там Кабаков создал ряд своих «сезаннистских картин»: портретов, пейзажей, натюрмортов. Откуда увлечение постимпрессионизмом? В то время вместе с Булатовым они общались с Робертом Фальком. И юный Кабаков воспринял «сезаннизм» как образец подлинного искусства, утраченной в советской культуре модернистской традиции, которая и была «музой» многих неофициальных художников того времени. О своих посещениях мастерской Фалька Кабаков позже вспоминал как о «проникновении и контакте с Великой Живописью». В одном из интервью он даже называет сезаннизм «grandartоппозиционного искусства».
После института нужно было решать, как существовать без открытой конфронтации в советской системе и советском быту, но при этом сохранить себя как художника. Кабаков решил, что «надо изолироваться, бежать из этой советской жизни». К этому моменту в его жизни появились жена и ребенок. Они жили в обычной коммуналке, иллюстрация детских книг давала средства к существованию и оставляла время искать свои формы и средства выражения, работать «для себя» — вечерами, иногда до рассвета.
В 1966 Кабаков вступил в ССХ, а через два года получил от него свою первую персональную мастерскую — на чердаке дома бывшего страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре. По соседству, в этом же доме разместился его друг Юло Соостер, с которым у него раньше была общая мастерская. В студию Кабакова приходили Пивоваров, Янкилевский, Соболев-Нолев и другие художники, чьи мастерские по большей части были неподалеку, поэтому позже по географическому признаку их стали называть группой Сретенского бульвара, или сретенцами. В новой мастерской у Кабакова появилась возможность создавать большие работы, и именно тут он начал делать свои «белые» картины — белые щиты из оргалита с аккуратно написанным текстом и таблицами, заполненными фамилиями, цифрами и датами.
Илья КАБАКОВ Комната люкс. 1981
Доска, масло. 214,6 × 295,9
Phillips, Лондон. 22.06.2007
Цена продажи: $4 069 150
Источник: artinvestment.ruИлья КАБАКОВ Праздники № 10. 1987
Оргалит, масло, бумага, фольга, ткань, веревка, коллаж. 100,3 × 156,2
Phillips, Лондон. 14.04.2011
Цена продажи: $ 2 447 105
Источник: artinvestment.ru
В первой половине 1980-х интерес к сотрудничеству с московскими художниками стали проявлять западные кураторы и коллекционеры. Кабакову удалось получить разрешение на вывоз отдельных работ для двух персональных выставок — в парижской галерее Дины Верни и в Художественном музее Берна в 1985 году. Из разрешенных к вывозу вещей две персоналки было не собрать, но Кабаков нашел хитрое решение: он написал четкие инструкции по созданию копий своих работ, оригиналы которых находились в Москве. И выставки состоялись.
В середине 1980-х Кабаков придумал тотальные инсталляции (если совсем по-простому, то от просто инсталляций они отличаются тем, что зритель, чтобы увидеть художественное произведение (инсталляцию), должен оказаться в его пространстве, и пройти по нему, и стать его частью). Возможно, первым таким завершенным опытом стала инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985), которую он экспонировал еще в своей мастерской в Москве, но большая часть работ нового формата была создана уже на Западе.
В 1988 году Кабаков решил окончательно эмигрировать, на этот раз в Америку — в Нью-Йорк (раньше он думал о Германии и после возвращения из первой зарубежной поездки в ГДР, в 1960-м, он два года упорно учил немецкий язык). Здесь для него открывался доступ к большим выставочным пространствам, необходимым для показа тотальных инсталляций. После большого успеха инсталляции «Десять персонажей» («Человек, улетевший в космос из своей комнаты» и «Человек, который ничего не выбрасывал» вошли в число десяти рассказов о жильцах некой мистической коммуналки) Кабакова стали приглашать принять участие в выставках в Париже, Берлине, на кассельскую Документу и Венецианскую биеннале.
В 1989 Эмилия Леках, дальняя родственница Кабакова, стала женой и соавтором художника (официально они зарегистрировали отношения в 1992 году). С тех пор они работают вместе.
1990-е стали годами мирового признания Кабакова и Кабаковых, временем их выставочного триумфа. В 1991 году в Дюссельдорфе в Stadlische Kunsthalle была выставлена инсталляция «Красный вагон», которая позднее вошла в коллекцию Висбаденского музея. Затем, сразу друг за другом, были реализованы: «Мост» (Музей современного искусства, Нью-Йорк); «Жизнь мух» (Kunsthalle, Кельн) и «Туалет» (Documenta IX, Кассель, 1992). С тех пор Кабаковы стали самыми востребованными современными русскими художниками, за работы и выставки которых борются ведущие музеи мира.
Сейчас Илья и Эмилия Кабаковы живут и работают в Нью-Йорке. Их выставки регулярно проходят по всему миру. В 2018 русский зритель увидит ретроспективные проекты в Санкт-Петебурге и в Москве.
У Кабаковых сегодня сформировался довольно развитый галерейный и аукционный рынок. В аукционных базах содержатся сведения о нескольких сотнях выставлявшихся и проданных лотов. Публичный рекорд для произведений Ильи Кабакова был установлен на пике рынка русского искусства, в 2008 году. Тогда большая картина «Жук» с текстом была продана в Лондоне за фантастические $5 839 781. По некоторым данным, новым владельцем работы стал миллиардер и коллекционер Вячеслав Кантор («Акрон»).
За всю аукционную историю произведения Кабакова шесть раз преодолевали ценовую планку в один миллион долларов. Это много, точно больше и чаще, чем у любого из ныне живущих русских художников. Вместе с тем миллионы остаются скорее все-таки результатами, которые сильно выбиваются из ценового ряда его работ. Справедливым ценовым диапазоном для его крупных живописных работ на аукционах сейчас следует считать все же $300 000–600 000.
Цены на оригинальную графику могут сильно варьироваться в зависимости от узнаваемости и концептуальности сюжета, степени завершенности, размера, периода и пр. Скажем аккуратно: сегодня хорошие рисунки с оказией можно покупать на аукционах в диапазоне $3 000–5 000, плюс-минус. Есть на рынке и более экзотические форматы. Например, эффектный керамический пласт Кабакова можно повесить на стену (или разместить на подставку, как тарелку) примерно за $2 500. Ну а самым доступным по деньгам форматом на рынке работ Кабакова является, конечно, тиражная графика. Листы из альбомов, литографии по российским реалиям стоят примерно $1 200–2 000, хотя бывает и дороже и дешевле.
Цветная литография, которая до пятницы выставлена на торги AI Аукциона, — это лист «Шеренга» (1989 по оригиналу 1969) из известного альбома «Михаил Гробман. Илья Кабаков. Прекрасные шестидесятые». Присмотритесь: эта узнаваемая и относительно недорогая подписная графика может стать хорошим дополнением качественного собрания послевоенного неофициального искусства.
Илья КАБАКОВ Шеренга. Лист из альбома «Михаил Гробман. Илья Кабаков. Прекрасные шестидесятые». 1989 по оригиналу 1969
Бумага, цветная литография. 54,5 × 74,5 (лист в свету)
Экземпляр № 137/150
Источник: artinvestment.ruМихаил Гробман и Илья Кабаков подписывают альбом «Прекрасные 60-е», 1989 г., студия Меира Люши, Тель-Авив. Фото Узи Агаси
Источник: фейсбук Михаила Гробмана facebook.com/grobman2013/photos
Источники: hermitagemuseum.org; документальный фильм (3 части) Первого канала «Илья Кабаков. В будущее возьмут не всех» (2015): 1tv.com; ilya-emilia-kabakov.com; svoykrug.com; Кабаков И. 60-70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве. — М., 2008
Что еще почитать по теме на AI:
AI: Илья Кабаков в Tate Modern;
AI: Художник недели: Илья Кабаков;
AI: Сенсация Phillips: «Жук» Кабакова за 6 миллионов;
Рейтинги AI: Неофициальное послевоенное искусство. Художники-шестидесятники;
Рейтинги AI: Ныне живущие русские художник и.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20180418_Ilya_Kabakov_auction_prices.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20180418_Ilya_Kabakov_auction_prices.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.