Сенсация Phillips: «Жук» Кабакова за 6 миллионов
У поклонников современного русского искусства от торгов Phillips в голове должна была получиться каша. Часть интересных русских лотов поставили в мировые вечерние торги 28 февраля, несколько работ включили в международный дневной аукцион 29 февраля
У поклонников современного русского искусства от торгов Phillips в голове должна была получиться каша. Часть интересных русских лотов поставили в мировые вечерние торги 28 февраля, несколько работ включили в международный дневной аукцион 29 февраля, а для пущей ясности 28 февраля же провели еще миниатюрные «русские торги» — распродажу четырех десятков лотов преимущественно из корпоративного собрания Livet Reichard Company.
Признаться, как раз от этих-то компактных «русских торгов» Phillips 28 февраля особых сенсаций не ждали. А получилось совсем наоборот.
Собственно, произошло следующее. С работой «Жук» 1982 года, проданной почти за 6 миллионов долларов, в пересчете с 2, 932 миллиона фунтов, Илья Кабаков отвоевал сразу две позиции в рейтинге топ-12 русских художников и расположился пока на 8-м месте между Константином Сомовым («Радуга». 7, 33 миллиона долларов) и Александром Яковлевым («Портрет Василия Шухаева в его студии». 5, 56 миллиона долларов). Вещь, безусловно, высоко декоративная, концептуальная. Похожа на увеличенную в сотню раз книжную иллюстрацию (Кабаков, как известно, зарабатывал на жизнь оформительской графикой). Впрочем, не исключено, что покупателя могла сразить концептуальная глубина приведенных четверостиший:
Я в траве нашел жука.
Черный жук, блестящий.
Для коллекции моей
Самый подходящий.
Вырывается мой жук,
Прыгает, стрекочет.
Он в коллекцию мою
Попадать не хочет.
Эрик Булатов позиций не отвоевал. Он остался на 12-м месте, но только с новым рекордом для своего творчества. Предыдущим был рекорд в 1, 59 миллиона долларов за полотно «Не прислоняться». А теперь холст «Слава КПСС» (синее небо, перекрытое гигантским лозунгом), главное достоинство которого — широкая известность по публикациям, был продан уже за 1, 084 миллиона фунтов, то есть дороже двух миллионов долларов. Еще один небольшой ценовой шаг — и занимающему 11-е место художнику мирового значения Николаю де Сталю («Средиземноморье». 1954. 1, 2936 миллиона фунтов) придется потесниться. К своему спокойствию, так и не узнав, что такое соц-арт. Кстати, из интервью многолетней давности известно, что Эрик Булатов свое направление к соц-арту не причисляет, бери выше. Но осторожный сарказм «Славы КПСС» не располагает к широте стилистических трактовок. В общем, очередной результат–загадка. Без сопровождающих стихов прорубиться к глубинному смыслу произведения окажется не просто.
Вечер для главных героев аукционного дня сложился по-разному. D попал в точку с ценовым прогнозом в 900 тысяч фунтов для работы Эрика Булатова «Небо и море» (1985). При эстимейте 300–500 тысяч фунтов цена продажи составила 916 тысяч фунтов. А вот с инсталляцией Кабакова «Композитор» (1988) с эстимейтом 500–700 тысяч фунтов ситуация оказалась запутанной. В опубликованном отчете аукционных результатов лота 171 не значится. Обычно так бывает, когда вещь не продана. Но, по другим источникам, «Композитор» нашел покупателя за 420 тысяч фунтов (без учета комиссии аукционного дома). Постановочное изобразительное искусство традиционно менее ликвидно в среде русских покупателей, чем картинный формат. Но это пока.
Аналогичная ситуация с лотом № 176 — семиметровым пентаптихом Янкилевского: его тоже нет в аукционном списке проданных лотов. По информации других источников, пентаптих действительно не нашел своего покупателя. Эстимейт был относительно небольшой — 150 тысяч фунтов, так что, скорее всего, несмотря на очевидные достоинства работы, покупателей отпугнул ее гигантский размер.
Из лотов, запомнившихся не числом нулей на ценнике, стоит отметить «Космический лист» Дмитрия Плавинского. По мнению D, художник входит в тройку самых значительных мастеров неофициального послевоенного искусства. В его творчестве поиск художественного жеста не вытеснил ренессансного кропотливого мастерства. Перед офортами или маслом класса «Черепаха Москва» просто дух захватывает от тщательности проработки мельчайших деталей. То есть поражает уже не только идея и композиция, но и элементарная трудоемкость. Одну такую картину можно писать несколько месяцев. Так уже никто не работает в наше постмодернистское время. Но Плавинский остается верен себе — и стилю, и привычкам. Большую часть года художник работает как заведенный в своей американской студии, а потом приезжает отдохнуть в Москву. Знатоки и ценители «другого искусства» приобретают его вещи преимущественно на галерейном рынке и выстраиваются в очередь за новыми работами. На аукционах «масло» Плавинского почти не появляется. Так что «Космический лист» — редкий случай. Масштабная полутораметровая работа была продана за 78, 5 тысячи фунтов — с восьмикратным превышением эстимейта. Нового владельца можно поздравить с хорошим приобретением. Если и переплатил, то совсем не много, а вещь такого класса будет быстро расти в цене.
Торги 29 февраля не изобиловали запоминающимися вещами русских художников. Скажем о двух. Во-первых, потрясающей красоты акрил «Город. Сумерки» (1970) Владимира Янкилевского. Размер двухметровый — на пределе, но в самый раз. Не вызывающий сюжет, можно вешать где угодно. Не случайно, наверное, верхний эстимейт был 12 тысяч фунтов, а уход зарегистрирован на отметке 66, 5 тысячи фунтов.
А вот впечатление об инсталляции «Большая восьмерка (G8) «(2007) талантливого молодого художника Андрея Молодкина скорее со знаком минус. Эксплуатируя удачно найденную тему со скульптурой из нефти, плещущейся в полости куба из акрилового стекла, художник явно переборщил. Прозрачный резервуар с полостью в форме G8 связан трубками с гигантской, четырехметровой, фотографией хозяев мира, чьи лица лет через 30 мало кто вспомнит. По частному зрительскому ощущению, фотография оказалась совершенно лишней. Получилось все прямым текстом, а потому работа лишилась столь ценной недосказанности. Осталось впечатление, что глубины ценностной метафоры, антиглобализма и поколенческой проблематики, зримые в тех же скульптурах Молодкина «Христос» и ¥€$ (последняя, кстати, будет продаваться 12 марта на Sotheby’ s с эстимейтом 30 тысяч фунтов), свелись к простой сиюминутной фразе. Словно сарказм отмершего соц-арта сменила ирония кап-арта. Работа «Большая восьмерка» с эстимейтом 35–45 тысяч фунтов не продана. В любом случае, художник интересный, хочется пожелать удачи. Надеюсь, на Sotheby’ s все будет успешно и прозрачно.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20080229_Phillips.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20080229_Phillips.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.