Художник недели 2013: Евгений Чубаров
ARTinvestment.RU   08 ноября 2013

C 1 по 25 ноября в воронежской галерее «Х.Л.А.М.» открыта выставка, пожалуй, одного из самых загадочных художников последнего времени — Евгения Иосифовича Чубарова

Евгений Чубаров

C 1 по 25 ноября в воронежской галерее «Х.Л.А.М.» открыта выставка, пожалуй, одного из самых загадочных художников последнего времени — Евгения Иосифовича Чубарова.

Его произведения хранятся в ГМИИ им А. С. Пушкина, ГТГ, ММСИ, Музее Ратгерского Университета в Нью-Джерси (Собрание Нортона Доджа) и др. Персональные выставки с большим успехом проходили по всему миру: в 2004-м, например, его выставляли в Мраморном дворце Санкт-Петербурга (Русский музей) и в московском ГЦСИ.

Однако о нем самом и о его жизни широкой публике практически не известно. Сведений и прижизненных публикаций о художнике крайне мало, но кое-что все же удалось найти.

Евгений Чубаров родился 11 декабря 1934 года в Башкирии (в указании более точного места рождения источники расходятся: упоминаются села Бобино и Емаши).

Как и многие известные художники, искусством он заинтересовался в раннем возрасте, однако понятно, что в небольшом башкирском селе художественное образование получить особо было негде, поэтому, окончив школу, будущий художник отправился в город Златоуст (300 км от Уфы), где в 1954 году закончил ПТУ при местном металлургическом комбинате по специальности гравера-чеканщика. После окончания обучения Чубаров остался на комбинате и работал там по специальности до 1959 года.

В 1959 году он переехал в Загорск (Сергиев Посад).

В Загорске Чубаров наконец-то познакомился с профессиональным художником — скульптором Д. Ф. Цаплиным. Дмитрий Филиппович Цаплин — когда-то известный скульптор-анималист. В 1920–30-е годы благодаря покровительству Луначарского он изучал опыт европейского модернизма непосредственно в Париже и тогда же заработал во французских газетах прозвище «гениального русского мужика с Волги». Чубаров работал у Цаплина подмастерьем и, очевидно, у него перенял и интерес к изображению животных (достаточно вспомнить многочисленных чубаровских быков) и свободное отношение к форме. Влияние Цаплина явно прослеживается во многих скульптурных опытах Чубарова — например, в памятнике жертвам репрессий 1937 года, который можно увидеть в парке скульптуры «Музеон» в Москве. В композиции, состоящей из 237 скульптурных голов, явно прослеживается стремление к упрощению форм, огрублению их, уход от сугубой вещественности, реалистичности к обобщенной форме, придающей как головам Чубарова, так и фигуркам зверей Цаплина черты монументальности и вечности.

В 1960-х же Чубаров сделал много экспрессивных и подчеркнуто фигуративных живописных и графических серий. Он писал безо всякого социального посыла, писал тех, кого каждый день видел рядом с собой, — жителей небольшого городка, соседей, мужчин и женщин.

В 1968 году Чубаров переехал поближе к Москве, в город Мытищи, где с некоторыми перерывами (в конце 1980-х он несколько лет жил и работал в Германии) прожил до самой своей смерти в 2012 году.

В Мытищах он, кстати, и работал над своими скульптурными головами. Один из его друзей, художник Хсар Гассиев вспоминал: «г. Мытищи, 6-й микрорайон, огромное поле между улицей Юбилейной и Северной ТЭЦ. Где-то в центре — небольшой холмик, летняя “мастерская–блиндаж” скульптора Евгения Чубарова. Землянка, большая мачта, вкопанная в землю, поднимающаяся на роликах крыша. Система собственного изобретения. Обладающий большой физической силой Чубаров поднимал крышу с помощью троса, устанавливал упоры, получалась мастерская. Вечером, после работы складывал мастерскую обратно. На поле скульптор находил большие камни (диаметром 30–50 см), оттаскивал в “мастерскую” и рубил из них головы.

Основная мастерская Чубарова, в глубоком подвале жилого дома, вдоль стен решетки из проволоки. За эти решетки он кидал головы, принесенные с поля. Рядом стояли фигуры из дерева. Со временем таких голов, из разных камней скопилось огромное количество. Жуткое зрелище в подвале, в полумраке… Так появился памятник жертвам сталинских репрессий в Парке скульптуры в Москве (за ЦДХ)».

До конца 1980-х основным занятием художника оставались скульптура и графические (по большей части) серии. Среди них есть и вполне типичные натюрморты с вазами и листьями, есть цикл, состоящий из набросков людей, чаще всего обычных прохожих, привлекших внимание художника, а также огромное количество рисунков летящих птиц и когтистых хищников. Рисунки его обычно подчеркнуто динамичны и предельно экспрессивны. Своим энергетическим напором поражают даже некоторые его ню, в которых подобного напряжения в общем-то обычно не предусмотрено.

Чубаров работал много и плодотворно, однако, несмотря на то, что в 1975 году его приняли в Союз художников СССР, вещи его не пользовались успехом в официальных художнических организациях.

Одна из знакомых художника (участник форума AI) вспоминает: «1985 год. Чубаров зашел в КЖИ (Комбинат Живописного Искусства МОСХ) на ул. Горького, 48. Принес пачку своих рисунков… Подошел к одному, к другому, к третьему…

— А вы кто?.. — …Это не к нам — у нас тут живопись, станковая!.. — Идите, идите… — Не мешайте работать!..

Одна сердобольная дама (худ. рук.) отвела его в сторонку: «Не расстраивайтесь. Зайдите в соседний дом — там Комбинат Графического Искусства. Подойдите к N., скажите, что от меня, покажите ему свои работы…»

Середина 1980-х и период перестройки вообще были не лучшим временем в жизни художника. Из-за артрита Чубарову пришлось совсем отказаться от скульптуры и сосредоточиться исключительно на изобразительном искусстве. Вспоминают даже, что сразу после перестройки на Старом Арбате можно было увидеть Чубарова, продававшего листы графики. Лист формата А3 стоил 25 рублей.

В 1988 году художник с супругой уехали в Германию на несколько лет. Чубаров рассказывал потом своим друзьям, что ему предоставили там жилье и мастерскую, обеспечили материалами, он создал большое количество работ. «Пока заработал немного, все картины остались в Германии, но ждал каких то сдвигов»

Жизнь в России в начале 1990-х, когда Чубаров вернулся в страну, все еще была далека от стабильности и устроенности, необходимой художнику, поэтому он принял решение пожить в Германии еще немного.

В следующий раз он вернулся в Мытищи в 1996 году.

Именно во время второй поездки, в 1990-е годы Чубаров пришел от самобытной экспрессивной фигуративности к полной абстрактности. И именно крупные абстрактные композиции принесли Евгению Чубарову известность на международной арене. Рост внимания к абстракциям Чубарова в 1990–2000-е годы в значительной степени произошел благодаря работе галериста Гари Татинцяна (Gary Tatintsian). При его поддержке монументальные абстракции Чубарова были показаны на известных площадках Европы и США, а позже и в России.

В 1995 году Чубаров получил грант фонда «Поллок Краснер», занимающегося поддержкой выдающихся художников по всему миру (с момента его создания в 1985 году художникам в 75 странах мира было вручено 3 850 грантов на общую сумму более 58 миллионов долларов).

В 1999 году Гари Татинцян представил полотна Чубарова на групповой выставке в своей нью-йоркской галерее. А в 2004-м персональные выставки художника с размахом прошли сразу и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Надо сказать, что сам художник никакого личного участия ни в выставках (даже персональных, даже в России), ни в шумихе, связанной с ценами на его картины, не принимал, предпочитая вести замкнутую, «отшельническую» жизнь в подмосковных Мытищах.

Среди сохранившихся воспоминаний о Чубарове самые известные связаны с посещением студии Чубарова Ильей Кабаковым в компании Виктора Пивоварова и Виталия Пацюкова в 1978 или 1979 году. Кабаков, пораженный обстановкой мастерской, говорил: «Мы были в гостях у живого гения». Виталий Пацюков позже так охарактеризовал художника: «Это мамонт в замерзшей глыбе. В этой глыбе он пережил всю эволюцию — от амебы до настоящего времени, записал ее на свой hard drive и, как только его разморозили, сумел выдать накопленную информацию в одну плоскость».

Но лучше всего уникальность абстрактного экспрессионизма Чубарова, пожалуй, выразил галерист Гари Татинцян: «Я выбрал Чубарова именно за его способность к рефлексии, к живой реакции на увиденное, сказанное, предложенное. Каждая его картина — это космос, в котором много миров. Макромир, в котором любой элемент из микромира абсолютно гениален и отточен. Чубаров невероятно чувствителен к опыту мирового искусства, он постоянно сосуществует в диалоге с окружающей его новой культурой. Когда он жил в российской глубинке, он и делал вещи на основе провинциального русского, лубочного сознания, лишенного интеллектуальной культуры, но вдохновленный его мистичностью. Работая на Западе, Чубаров был окружен каталогами, книгами, но не стремился копировать то, что уже существует, а создавал что-то новое. Он лавировал между фигуративным и абстрактным мировым искусством. Это был своего рода слалом. В результате Чубаров полностью устранился от предыстории: не желая с ней конкурировать, он ушел в направлении, куда никто раньше не забредал».

В 2007 году абстрактные произведения Чубарова впервые появились на аукционных торгах. 15 февраля на Sotheby’s его большая, 2 × 3 метра работа «Без названия» (1992), имеющая в активе продажу в галерее Гари Татинцяна (1999) и экспозицию в Государственном Русском музее (2004), была продана за 240 тысяч фунтов (358 тысяч евро), в четыре раза выше верхней границы эстимейта (40–60 тысяч фунтов). До сих пор это самый лучший дебютный результат русского художника на мировом арт-рынке. Полгода спустя аукционный дом Phillips De Pury продал похожую работу художника уже за 600 тысяч фунтов — рекордную сумму для картин Чубарова.

На сегодняшний день известно 46 работ Чубарова, выставлявшихся на открытые торги за последние 6 лет. В основном это графика (37 работ) 1970–80-х годов, находящаяся в среднем ценовом сегменте. Рекорд художника в графике — 95 000 рублей, был показан 15 декабря 2007 года на торгах аукционного дома «СОВКОМ». За эту сумму ушел рисунок тушью на бумаге 1978 года «Муж и жена — одна сатана».

Список самых дорогих живописных работ художника, проданных на открытом рынке, возглавляет работа без названия (1994), за которую 22 июня 2007 года на торгах Phillips de Pury заплатили 692 000 фунтов (1 438 992 доллара). На втором месте в списке — еще одна безымянная работа (1992), проданная 15 февраля того же 2007 года на Sotheby’s за 288 000 фунтов (562 550 долларов). Замыкает тройку «Автопортрет с молотом» (1978) за 1 100 000 рублей (46 310 долларов); этот результат был показан на торгах дома «СОВКОМ» 31 мая 2008 года, и он же сделал автопортрет самой дорогой работой, проданной на территории России.

Повторения рекордов 2007–2008 годов, когда 4 чубаровские работы в общей принесли в сумме 892 560 евро, с тех пор не было. Тем не менее ряд специалистов считает творчество Чубарова перспективным для инвестирования. Особенно это касается самобытных экспрессионистских работ, созданных до его абстрактного периода, — как живописи, так и графики. При этом важно отметить, что графика Чубарова до сих пор лежит в зоне высокой ценовой доступности. Его листы коллекционерам удается покупать по ценам в диапазоне 500–1000 евро.

Источники: artdaily.com, forum.artinvestment.ru, gassiev.ru, artinvestment.ru, kommersant.ru, azbuka.gif.ru, artinvestment.ru, files.shareholder.com, tatintsian.com, art-helicon.ru, kommersant.ru, gazeta.ru, art4.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20131108_chubarov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20131108_chubarov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх