- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
Современное русское искусство. Сенсации
ARTinvestment.RU 26 февраля 2007
Немыслимое предвидеть нельзя. В категориях инвестиционной логики цены, предопределенные уровнем выставленных вещей, конечно, ожидались высокими. Но чтобы настолько…
Ну что тут сказать… Шварцман — 192 тысячи фунтов (верхний эстимейт 60 тысяч фунтов). Вейсберг — 186 тысяч фунтов (с 6-кратным превышением верхнего эстимейта). Целков — 126 тысяч фунтов (4,6 фунта за квадратный сантиметр полотна1). До предела напряженные эмоциональные цифры. Получается, в долларах Шварцман и Вейсберг — под 400 тысяч. В пять раз выше рынка. Точнее, рынка, существовавшего до 15 февраля 2007 года. До аукциона Sotheby’s «Современное русское искусство».
Немыслимое предвидеть нельзя. В категориях инвестиционной логики цены, предопределенные уровнем выставленных вещей, конечно, ожидались высокими. Но что настолько… За месяц до торгов очевидным шедеврам D ставил ценовой «диагноз» нередко вдвое выше максимального эстимейта. А фактическая цена получилась втрое, вчетверо выше. По иронии судьбы, точнее всего мы «угадали» там, где обоснованный прогноз было дать трудно. По творчеству Тимура Новикова нет статистики, однако итоговая цена его «Белой ночи» (36 тысяч фунтов) разошлась с прогнозной лишь на тысячу.
А картину, собравшую самую высокую цену, D, признаться, вообще не отметил в числе «хайлайтов». Евгений Иосифович Чубаров, 1934 года рождения. Трехметровая вертикальная абстракция без названия периода 1992–1995 годов. 288 тысяч фунтов — более полумиллиона долларов. Правильное место для такой вещи — в современном выставочном зале с пятиметровыми потолками. Она не войдет даже в «элитку», а если бригаде грузчиков и удастся ее занести, то она затмит все вокруг. Чтобы понять это, достаточно до 1 марта успеть на выставку «От иконы до Fuck’d: создай свой музей» в Галерее Гари Татинцяна. На стене справа висит технически очень похожая трехметровая абстракция Чубарова, только заметно лучше. Исполин того же 1992 года. Еще месяц назад на открытии Гари поинтересовался, что из его коллекции понравилось больше всего? Я выбрал его Джорджа Кондо, а он как-то таинственно обратил внимание на своего Чубарова. Словно предчувствовал что-то или знал?
Разберемся, а кто это — Чубаров? В 1999 году групповая выставка в еще нью-йоркской галерее Татинцяна, в 2004-м — «персоналка» в Русском музее. Приходилось встречать у критиков сравнения энергетики Чубарова и Джексона Поллока, и Виллема де Кунинга. Очевидно, сравнения слишком уж смелые, на грани натянутости. С другой стороны, сказать, что абстракции Чубарова «дутые» и неинтересные, тоже нельзя. Да, технически это ювелирная работа, что, конечно, входит в противоречие с духом сиюминутной ярости абстрактного экспрессионизма. Тем не менее энергетика картины не кажется «искусственной», а вещь — откровенно коммерческой. Это плюс. Но объясняет ли он ценовой результат?
Тут сложно. Знаете, сколько картин Чубарова было продано до февральского Sotheby’s на аукционах? Ни одной. Эта безымянная абстракция 1992 года — первая запись в аукционной статистике художника на
ЭРИК БУЛАТОВ. Революция-Перестройка. 1988. Холст, масло. 200 × 200. Оценка аукциона (эстимейт): 80–120 тыс. фунтов. Прогноз D: 60 тыс. фунтов или not sold. Цена продажи: 198 тыс. фунтов. Sotheby’s. 15.02.07. Лот № 76
Доведись выбирать главное событие февральских русских торгов, основной сенсацией назвал бы не Чубарова. И не горби-соцарт «Революция-Перестройка» Эрика Булатова, каким-то чудом проданного за 198 тысяч фунтов. Самая запомнившаяся продажа — это Рухин со «скромными» по меркам остальных «хайлайтов» 72 тысячами фунтов (около 140 тысяч долларов). Учитывая максимальный эстимейт, 18 тысяч фунтов, речь идет о прорыве. И дело не только в деньгах, а в наконец-то справедливом результате для самой яркой вещи торгов. Исключительной по качеству и вместе с тем начисто лишенной декоративной «попсовости», свойственной работам нынешних первых имен от «другого искусства». А не это ли главное для духа неофициального искусства? Вероятно, с этого момента питерского художника можно будет вычеркнуть из нашего перечня недооцененных (в нем по-прежнему остаются Владимир Янкилевский, Дмитрий Плавинский и Эрнст Неизвестный). Про цены на уровне 15–30 тысяч долларов теперь уж придется забыть. Нет, конечно, автоматически 100-тысячную планку все «рельефы» Евгения Рухина преодолевать не станут. Но подойдут к ней вплотную, вероятно, с ценами около 70 тысяч долларов (порядка 35 тысяч фунтов).
Какой же урок преподадут «современные русские торги»? Особого драматизма последствий рынок не ожидает. В пять раз цены по всему спектру не поднимутся точно. Как говорится, у «народа» таких денег нет. А вот сценарий, при котором то, что вчера стоило 80, завтра будет стоить 120, вполне вероятен. Текущие же рекомендации инвесторам D оставляет прежними: разборчиво приобретать работы недооцененных художников первой величины (Владимир Яковлев, в большей степени Янкилевский, Плавинский, пока еще Рухин и Эрнст Неизвестный), а также за разумные деньги — работы художников основной «обоймы»: Немухина, Рабина, Краснопевцева, Шварцмана, Целкова, Вейсберга. Хороший инвестиционный потенциал, вероятно, заложен и в работах художников «второго русского зарубежья», например в творчестве Юрия Купера (Купермана), Вагрича Бахчаняна и некоторых других. «Русский бум» пока еще не докатился до маленьких региональных аукционов Франции, Германии, США и Израиля, где работы шестидесятников можно найти по куда более скромным ценам, нежели на Sotheby’s. На них и стоит обратить особо пристальное внимание.
Повторюсь, что в самой краткосрочной перспективе можно ожидать существенного роста цен на творчество, возможно, самого прогрессивного из шестидесятников — Владимира Янкилевского. Весной этого года его выставка пройдет в фонде «Екатерина» в Москве, а летом большая ретроспектива откроется в Русском музее в Санкт-Петербурге. Замечено, что такие события обычно привлекают внимание к творчеству художника со стороны новых коллекционеров и способствуют росту цен. Для Янкилевского, по мнению D, предстоящий успех будет вполне ожидаемым и заслуженным.
В целом же, столь бурный рост цен на послевоенное и современное искусство беспокоит экспертов рынка. Ведь дорого продавались не только безусловные шедевры, но и средние вещи. Это свидетельствует о сильной дефицитности рынка — о малом предложении качественных вещей. А это тревожный знак. В таких условиях новое поколение потенциальных русских коллекционеров может переключиться на приобретение западного искусства. Если иературы Шварцмана купить технически тяжелее, чем работы Пикассо, то новое поколение коллекционеров может сделать выбор и в пользу Пикассо. А с такой «темы» возврата к почвенничеству ожидать трудно. И на здоровье, только для рынка русского искусства эти деньги будут потеряны.
Источник:
1 Подробнее о таком странном механизме ценообразования см. В. Богданов. Современное русское искусство на Sotheby’s. // Dиректор-Инфо. 2006. № 2 (233). С. 42–48.
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20070226_sensat.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20070226_sensat.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю