Художник недели: Арон Бух
Крупнейшая персональная выставка Арона Буха открыта сейчас в Московском музее современного искусства
18 апреля 2013 в Московском музее современного искусства открылась выставка московского художника-экспрессиониста Арона Буха, приуроченная к 90-летию мастера. В экспозиции выставки представлено около 70 живописных и графических работ из Музея Арона Буха и частных собраний, а также фильм, в котором художник запечатлен за работой. Эту персональную выставку смело можно назвать одной из самых представительных среди нескольких десятков сольных выставок художника, прошедших на различных выставочных площадках в последнее десятилетие.
Арон Фроимович Бух родился в Бердичеве Житомирской области в 1923 году. В 1926, спасаясь от погромов, семья перебралась в Москву. Начал рисовать рано — «когда ему было годика полтора — тогда первый раз, как он помнит, взял в руку карандаш. В три, как рассказывала ему потом тетка, его уже нельзя было оторвать от этого занятия». В 1937–1941 занимался в Доме художественного воспитания детей Советского района; с началом войны семья была эвакуирована в город Энгельс Саратовской области, и обучение пришлось прервать. В 1941–1944 работал в тылу, на оборонном заводе. В 1944 вернулся в Москву и год учился в изостудии при ВЦСПС у К. Ф. Юона. В 1945 поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, занимался под руководством художника В. Н. Бакшеева; окончил училище с отличием в 1947 (дипломная работа — картина «Весна на Сретенском бульваре») и уже с 1948 начал вести довольно активную выставочную деятельность. В 1959 стал членом Союза художников СССР.
До конца 1980-х Бух время от времени принимал участие в групповых выставках Союза художников, работал над выработкой собственных средств выразительности, сочетая в своих картинах академические приемы классического фигуративного искусства с экспрессивной, близкой к импрессионизму манерой письма. «Главное — больше меня, чем тебя, и в этом ценность искусства. Знаешь, как сказал Пол Синьяк: “Искусство не есть точность, а способ мыслить и выражать себя”. Вот здесь я выразил себя. Натура не есть предмет для изображения, а есть источник для вдохновения!»
Восьмидесятые годы ХХ века, а особенно их конец — знаковый период для всего советского искусства. Время перемен, когда с наступлением перестройки и падением железного занавеса современное (актуальное) отечественное искусство пыталось найти свое место в общемировом контексте и заявляло о себе так или иначе в собственной стране.
Однако эти перемены, судя по всему, не слишком затронули жизнь и творчество Буха: он не принадлежал и не относил себя ни к одному из существующих лагерей — ни к традиционному реализму, ни к нонконформизму, ни к актуальному современному искусству. Искусство Буха, очевидно, развивалось обособленно — и именно это, возможно, стало одной из причин кризиса, произошедшего в творческой жизни художника в середине 1980-х. Хроника тех событий, как и рассуждения о творчестве художника до них, принадлежат по большей части к области догадок и предположений. Достоверно известно, что Бух сжег абсолютное большинство своих работ, написанных до 1984 года; формальным поводом стало безразличие кого-то в Союзе художников по отношению к его картинам. Но возможно ли, чтобы мастер, обидевшись на мелкого чиновника, взял и сжег труд не одного десятка лет? Наверное, так могло быть — эмоциональный жест. Или, как версия, он сам был уже готов к тому, чтобы идти дальше, и, окруженный «отработанным материалом», возможно, сам того не осознавая, откликнулся на повод к очищению, который ему предоставила чиновная черствость.
Все его следующие картины сделаны уже в другом стиле, который характеризует творческий расцвет художника, продолжавшийся без малого два десятилетия, до самой его смерти в 2006 году.
Бух изобретает свой собственный, очень экспрессивный и чувственный язык художественной выразительности. Всегда тяготевший к экспрессии, он уходит от академической трактовки образа к экспрессивному абстракционизму, иногда — в духе Поллока и Де Кунинга, однако не отказываясь окончательно от фигуративности.
Верен он и традиционным материалам — холсту и маслу, но палитры и кистей как основных приспособлений для работы с краской больше нет. Мазки — пастозные, фактурные и объемные — накладываются в основном руками и шпателем, поверхность картины буквально лепится пальцами мастера, а кисть используется разве что для создания финального штриха. В этих условиях художник вынужден работать быстро, безошибочно, смешивая чистые краски прямо на холсте, в технике близкой к импасто. Сам процесс создания произведения становится для него самоценным творческим актом, равным по значимости и заряду своему результату: «Настоящая живопись оживает на расстоянии. Надо уметь из красок извлекать звучание цвета в пространстве».
В этой своей самобытной манере художник пишет много и с удовольствием — от абстракций (абстрактного экспрессионизма) до традиционных и по-прежнему близких ему фигуративных жанров — портрета, пейзажа, ню и натюрморта. К середине 1990-х годов работы его обретают популярность.
Сегодня картины Буха находятся в музейных собраниях, в частности в Государственной Третьяковской галерее, в Музее Победы на Поклонной горе (Москва) и ряде других, и в частных коллекциях в России и за рубежом.
Рынок его работ молод и событиями не обделен. Очередной пик продаж пришелся на 2008–2009 годы. В 2008 вышел каталог произведений Арона Буха «Частные лица» (Москва), в том же году представленный на «Арт-Манеже»; год спустя новый каталог сопровождал персональную выставку в Русском музее (Санкт-Петербург). Примерный ценовой диапазон его работ в этот период можно определить по ценам «Арт-Манежа — 2009»: самые низкие предложения были на уровне около 15 000 долларов, самое высокое — около 100 000 долларов.
Арон Бух присутствует и на аукционном рынке. В 2007–2012 годах выставлялись на торги 44 его картины (из них 22 — цветочные композиции) и 11 графических работ. Из них проданы 19. Вероятно, во многом виновата «география» аукционов: как свидетельствует аукционная база AI, 96,4 % работ выставлялись на московских площадках. Там же и продавались: живопись в диапазоне от 7 500 до 80 000 рублей. А на западных аукционах работы Буха появляются пока довольно редко. И по мере расширения этой практики цены должны бы расти.
Интересно, что кризис 2008 года не сильно отразился на статистике аукционных продаж работ Арона Буха. Рекордная цена — 80 000 рублей была отдана 19 ноября 2008 года в ходе торгов аукционного дома «Совком» за пейзаж «Осенний лес». В 2010 году этот результат был повторен на торгах того же «Совкома»: те же 80 000 заплатили за натюрморт 2001 года «Цветы в белой вазе». Значительный разброс цен на галерейном и аукционном рынках часто объясняется качеством конкретных предметов. Но в целом, по мнению ряда знатоков, с которым согласен и ARTinvestment.RU, творчество Арона Буха пока еще значительно недооценено.
Масштабная выставка в ММСИ показывает, что устойчивый интерес к творчеству Арона Буха сохраняется и его картины завоевывают все новых поклонников. Последний год не принес больших рекордов в копилку художника, однако очевиден высокий потенциал его работ, который, хотелось бы надеяться, скоро выльется в очередные рекордные результаты.
Источники: expo-88.ru, mmoma.ru, forum.artinvestment.ru, aronbuhmuseum.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130426_buch.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130426_buch.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.