Как работать с базой аукционных торгов AI? Введение. Часть 2
Практическое руководство по использованию главного интеллектуального актива нашего ресурса
В первой части материала мы рассказали о возникновении баз аукционных торгов — важнейшего инструмента современного коллекционера и инвестора, а также раскрыли преимущества и методологию работы сервиса, предоставляемого AI. Настало время перейти от теории к практике.
ШАГ 1: Выбор художника
Итак, мы зашли в базу. Первым делом нам предстоит выбрать интересующего нас художника. Первые же набранные буквы имени или фамилии активируют всплывающее окно (на скриншоте — справа), облегчив пользователю поиск. Но проще сделать так: ввести фамилию художника, обязательно отделив ее запятой (как на снимке экрана выше), далее ввести имя и нажать Enter. Все художники-однофамильцы появятся чуть ниже строки поиска. Обратим внимание, что вспомогательная информация может включать в себя работы, выполненные единолично, и в соавторстве с другим художником, и в составе творческой группы. Для полноты картины следует просмотреть все данные.
Следует уточнить, что среди 17 тыс. художников в базе AI однофамильцы непременно будут — во избежание ошибки перед началом работы рекомендуется точно знать полное имя вашего желаемого автора! Правда, полные тезки (фамилия, имя, отчество) среди художников тоже встречаются; в этом случае рекомендуем обратить внимание на дату рождения, сверив ее со справочниками или другими источниками. А уж если это не внесет ясности — смотрим на представленные работы у каждого тезки (конечно, перво-наперво следует знать, какое именно искусство характерно для «вашего» искомого художника).
ШАГ 2: Навигация среди данных художника
Художник выбран. Что мы видим дальше? В левой колонке важнейшая цифра — общее количество лотов, когда-либо выставленных на торги (не успешно проданных — а именно участвовавших в аукционах). Ниже данная цифра разбивается на категории искусства — с указанием, сколько лотов каждой категории участвовали в торгах. Так мы понимаем, какое направление является для автора и рынка приоритетным, где наличествует максимальный спрос. Скажем, если кто-то будет убеждать нас в необходимости приобрести скульптуру Наталии Гончаровой — мы поймем, что одной продажи в аукционной истории явно недостаточно для высокой вероятности ее перепродажи (или социальной активности в условном «клубе любителей скульптуры Гончаровой» — его попросту нет).
Правая колонка показывает творческие объединения, в которых участвовал художник. Наличие большого числа таких объединений — равно как и полное их отсутствие — не является прямым показателем успешности или рыночной востребованности; однако для некоторых периодов, например для русского авангарда начала XX века, участие в подобных арт-группах (и смена одной на другую) являлось непременным условием развития творческой манеры через поиск художественной идентичности. Другими словами, правильное понимание содержания правой колонки неотделимо от изучения направления в целом и роли искомого художника в культурном процессе. Благо, на сайте AI подобных материалов также содержится в избытке.
Центральная колонка показывает наличие у данного художника дополнительных (они есть не у всех) индексов ARTIMX, разработанных AI с целью информирования подписчика об изменениях ценовых показателей с течением времени. В случае Наталии Гончаровой они (учитывая массив информации о продажах) присутствуют, в случаях менее активных на рынке художников — могут отсутствовать. Важно понимать, что отсутствие данного индекса не говорит о неуспешности автора — наоборот, подписчика базы ждет увлекательный самостоятельный анализ, который может оказаться намного более подробным и полным, нежели сводка автоматических данных. Подробнее о значениях индексов мы расскажем чуть ниже.
Да, и не проходим мимо трех активных кнопок: «купить работу», «предложить работу на аукцион» и «предложить работу в частной сделке»! Это сделано для удобства покупателя или владельца: вам не нужно покидать страницу, чтобы осуществить желаемое конечное действие, ради которого вы пришли на сайт.
Мы же пока выбираем кнопку «показать работы художника» и двигаемся дальше.
ШАГ 3: Расширенный поиск
Если вам интересны общие данные о продажах, этот шаг можно пропустить; однако для «гурманов» арт-рынка и/или для тех, кто не хочет распыляться, а ищет работы по определенным критериям — категории, интервалу рыночных цен, времени создания или размерам, — данная страница будет поистине бесценной (особенно в случаях, когда на фоне гигантского объема информации нам нужно сделать определенный срез).
Обратим отдельное внимание на нижнее окошко — наличие индикаторов инвестиционного риска. Это уникальный инструмент, разработанный AI и позволяющий в прямом смысле обратиться за помощью к профессиональному арт-сообществу. Эти показатели формируются и обновляются командой специалистов рынка искусства вручную (подробнее о методологии и модерации — читать здесь). К слову сказать, ни Artnet, ни Artprice подобного сервиса своим пользователям не предоставляют: у них любое искусство по умолчанию «инвестиционно-качественное» и «бесспорно-аутентичное». Правда, зачастую с непрогнозируемым для коллекционера итогом.
ШАГ 4: Перечень лотов
Открыв любую категорию (живопись, графика, тиражная продукция и пр.) или перейдя к полному списку лотов, мы попадаем на страницу, где видим сами предметы. Перечень данных стандартен для любой базы аукционных продаж: название работы, основа, техника, размер, дата торгов и аукционный дом, эстимейт и результат продажи. Последнее значение по умолчанию скрыто, и раскрывается для подписчика нажатием на «Историю продаж» справа внизу. Если в строке фигурирует цифра «1» — значит, появление данной работы на публичных торгах было единичным; когда же мы видим «2» и более, то имеем дело с удивительным инструментом для самостоятельного анализа — повторными продажами.
В августе текущего года мы выпустили целый цикл, посвященный повторным продажам русского искусства, в котором подробно отразили цифры и факты, связанные с перепродажей отечественных художников и связанных с ними инвестиционных ожиданиях. В продолжении этого материала мы пошагово расскажем, как анализировать повторные продажи самостоятельно; а сейчас отметим, что ни одна другая база аукционных торгов, кроме AI, не группирует повторные продажи одного и того же лота в едином блоке — западные коллекционеры и инвесторы вынуждены проматывать «полотна» результатов, находя повторяющиеся работы самостоятельно. Что, к слову сказать, работает далеко не всегда: на Artnet и Artprice лоты зачастую сопровождаются разными по качеству и формату изображениями, а также могут иметь различные названия (если аукционный дом захотел при перепродаже завлечь покупателя более вычурным, громким или четким именем работы — без оглядки на возможность легко сопоставить ее с прошлыми аукционными событиями). Словом, не без гордости повторим: AI заботится о своих подписчиках максимально.
ШАГ 5: Индексы ARTIMX
Мы обещали вернуться к индексам. В свое время, изучив опыт зарубежных коллег, команда AI создала собственный индекс художников орбиты русского искусства. Его основная задача — продемонстрировать ценовую динамику искусства определенных (где массив информации позволяет эту динамику обнаружить и визуализировать) авторов с течением времени. Важно понимать, что данные графики не являются прямым аналогом индексов акций (или других ценных бумаг и деривативов) на фондовой бирже — поскольку на фондовой бирже по текущему ценовому значению можно тут же сделать ставку, купив или продав актив. На рынке искусства, как мы знаем, пока высоколиквидной биржи не создано — поэтому индексы ARTIMX показывают баланс изменения спроса и предложения, с ценовыми отклонениями.
Главным отличием от подобных индексов (например, созданного Artprice), является коррекция редакторами AI исходных данных: из расчета вручную удаляются работы с сомнительной репутацией, а также результаты сделок с подозрением на спекуляцию. Таким образом, мы максимально следим за прозрачностью арт-рынка, предоставляя проверенную информацию — пусть порой и не столь «красивую», и многообещающую; зато коллекционер и инвестор максимально защищены от недобросовестных рыночных игр. Подробнее о методологии индекса ARTIMX можно прочитать здесь.
ШАГ 6: Оформление подписки
До прохождения регистрации потенциальные подписчики могут «поиграть» с открытыми данными в виде бесплатных аукционных результатов Ивана Айвазовского и Ильи Репина (Artprice аналогично предлагает Жана-Мишеля Баскию). Мы же продолжим цикл тремя другими материалами — о том, как самостоятельно анализировать базу AI.
И в качестве примеров выберем три самых распространенных случая: известный художник с большим количеством повторных продаж (прицел на инвестирование), известный художник с большой парной группой (прицел на оценку работы), и малоизвестный современный художник с небольшим количеством аукционных результатов (прицел на инвестицию в карьерный рост). Как поступать в каждом из трех случаев информационного наполнения (или вакуума) — будем разбираться через неделю.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240926_baza_ai_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240926_baza_ai_2.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.