Art Investment

Как работать с базой аукционных торгов AI? Введение. Часть 1

Практическое руководство по использованию главного интеллектуального актива нашего ресурса

К новому сезону арт-рынка мы решили подготовить цикл материалов, помогающих максимально продуктивно использовать базу данных публичных продаж русского искусства. Несмотря на значительное число подписчиков на базу AI, их количество уступает числу участников AI аукционов — и в этом мы видим определенное упущение как с нашей стороны, так и со стороны коллекционеров и инвесторов. Ведь только в сочетании азарта покупателя, информационной поддержки, экономической грамотности, взвешенных решений и небольшой доли удачи можно получить от арт-приобретения максимум пользы — в эмоциональном, социальном и финансовом смыслах.

Кому адресованы аукционные результаты?

Поскольку в современном мире трудно разделить три основные мотивации коллекционера — эмоциональную, социальную и финансовую, — справедливо считаем, что пользователем базы публичных торгов является владелец предметов искусства, в равной степени следящий как за высоким художественным уровнем своей коллекции и отдельных ее предметов, так и за экономической характеристикой арт-активов — их максимально возможной ликвидностью и возможностью высокой капитализации. Что до социальной открытости владельца — здесь единого рецепта нет: публичность коллекции сегодня становится одним из факторов успеха основного бизнеса; впрочем, мы полностью понимаем и тех, для кого коллекционирование (особенно на начальных этапах) является делом сакральным — даже если это дело всей жизни.

Проще сказать о задачах, для решения которых будет полезна база аукционных продаж и умение с нею работать:

• оценка стоимости имеющегося в коллекции предмета искусства;

• оценка справедливости запрашиваемой цены на предмет искусства (при его покупке);

• оценка справедливости устанавливаемой цены на предмет искусства (при его продаже);

• анализ перспективной капитализации определенного художника, категории его искусства или отдельной работы (при формировании или управлении коллекцией);

• анализ инвестиционной привлекательности определенного художника, категории его искусства или отдельной работы (при формировании инвестиционного портфеля);

• написание аналитической статьи, рыночного отчета или научной работы;

• общая эрудиция, понимание тенденций на рынке искусства.

Как появились базы аукционных продаж?

Комплекс услуг, окружающий современного коллекционера — от платформы продаж, их информационного сопровождения, до управления активами, — в международной практике почти всегда сконцентрирован в руках крупных игроков и неразделим. Читателю будет легче в нем ориентироваться, если мы начнем с краткого исторического экскурса.

Возможность создавать базы результатов публичных продаж искусства появилась в середине XVIII века с возникновением первых аукционных домов в Антверпене и Лондоне и началом ведения записей результатов торгов. Тем не менее в качестве отдельной услуги предоставление подобных данных стало востребованным лишь в конце 1980-х годов — когда искусство приобрело статус объекта осмысленного вложения. Тогда же появились и нынешние ведущие агрегаторы данных международных аукционных результатов — Artnet и Artprice. Позже Artnet основал собственный онлайн-аукцион и новостное агентство, а Artprice открыл онлайн-галерею и занялся выпуском регулярных отчетов о рынке искусства. В 2014-м Sotheby’s приобрел Индекс Мея-Мозеса — базу данных повторных продаж искусства — и стал использовать бесценный интеллектуальный актив для формирования эстимейтов и прогнозирования успешности продаж. В 2015-м Christie’s выкупил платформу управления коллекциями Collectrium, содержавшую сведения о коллекционерах, данные о сделках на публичном и приватном рынках искусства.

Точно так же и ARTinvestment.RU, стартовав в 2008 году с создания собственной базы данных продаж художников русской орбиты (более 17 тыс. имен, более 350 тыс. результатов), к 2013 году разросся до интернет-аукциона и сопутствующих сервисов по работе с коллекционерами и коллекциями.

(Об основных тенденциях российского рынка искусства, появившихся в последние годы, и о планах развития AI читайте интервью руководителя проекта Егора Молчанова изданию The Art Newspaper Russia от декабря 2023 года — представленные там цифры не просто актуальны, но местами существенно увеличились.)

База AI: немного методологии

Обладая бесценной базой, а также кругом признанных авторитетных экспертов, AI начал публикацию собственного отчета о рынке русского искусства. В 2013 году он первым выпустил совокупные данные о внутренних публичных торгах. Анализируя рынок зарубежных продаж, AI впервые объединил результаты специализированных «Русских торгов» с другими аукционными результатами всех художников орбиты русского искусства (т. е. тех, кто родился в Российской империи или СССР до их распада) из международной аукционной обоймы. В результате рекордным по объему продаж русского искусства на мировых аукционах стал 2014 год с показателем $667 млн (в 2019 году этот показатель составил $411 млн). Аналитиками AI был впервые введен мультипликатор для оценки приватного рынка продаж в России. Для международного рынка в целом, напомним, он балансирует на уровне 40–48 % аукционных продаж (публичных) и 60–52 % галерейных и дилерских сделок (приватных). По оценке AI, ситуация на российском рынке в течение долгого времени была намного более смещена в сторону приватного сегмента: в среднем 20 % на 80 % до 2015 года, 30 % на 70 % с 2015 до 2022 года. В последние несколько сезонов российский аукционный рынок стал более похож на западный, увеличив долю в объемах продаж до «международных» 40 %.

Несколько слов о том, как формируется, поддерживается и обновляется база AI. Поскольку крепостное право в России было отменено еще в 1861 году, а наша страна всегда была в авангарде современных технологий, логично предположить, что присутствует максимальная автоматизация процесса: информация собирается с сотен аукционных домов по специально разработанным поисковым алгоритмам, подкрепленным договоренностями о передаче и использовании публичных данных. Для повышения контроля система сайта для начала отслеживает информацию о предстоящих торгах с участием работ русских художников (что выдается посетителям и подписчикам в открытом доступе, являясь очевидным удобством), а после аукциона — сверяет данные, внося в базу данные о результатах торгов.

Тем не менее во избежание ошибок активно задействуется и человеческий фактор: команда редакторов проверяет все поступившие в базу цифры вручную (это особенно важно, когда аукционный дом спустя определенное время «закрывает» информацию от посторонних глаз — либо наоборот, добавляет некоторые лоты и даже торги, ранее упущенные по ошибке). Время появления в базе AI данных, учитывая проверки, составляет от нескольких часов до одной недели после проведения торгов третьими сторонами.

Для сравнения: в базах Artnet и Artprice содержится примерно равное количество художников и выставленных аукционных лотов — 850 тыс. и 17 млн соответственно. Может показаться, что доля художников русской орбиты, а также их продаж, исследуемых AI, незначительна — в обоих случаях всего лишь 2 % от общемирового числа. Тем не менее детальное сравнение результатов топ-100 русских художников, предлагаемых пользователям Artnet / Artprice и AI, выявил расхождения: по части международных продаж база AI в среднем зафиксировала на 17 % больше результатов; по части продаж на территории РФ — на 85 %, соответственно! Второй цифрой никого не удивить: и Artnet, и Artprice не следят за российскими аукционами, а те, в общей массе, не считают нужным делиться результатами с западными платформами. А более полные данные AI по международным продажам художников «русской орбиты», объясняются просто: в отличие от западных компаний AI следит за аукционными домами на территории 14 стран (это примерно вдвое больше, чем задействуют в своих базах упомянутые выше агрегаторы), прежде всего за российскими внутренними аукционами. Что до количества имен художников, то здесь у AI также перевес: из 17 тыс. авторов в нашей базе в международных аналогах представлены чуть более 4 тыс.

Другими словами, если вы хотите получить наиболее полные из возможных публичных цифр по русскому искусству — сейчас вы на правильном сайте. Как с этим сайтом максимально эффективно работать — читайте в следующем материале.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240924_baza_ai.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240924_baza_ai.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».