«Русские недели» 2021 года в Лондоне: цифры, факты и основные выводы
ARTinvestment.RU   11 июня 2021

AI собрал основную информацию по итогам завершившейся летней серии русских торгов в Лондоне

10 июня 2021 года завершились очередные лондонские торги, объединенные понятием «русская неделя». В денежном выражении четыре аукционных дома, на Западе традиционно ассоциирующихся с русским искусством, — Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и MacDougall’s — собрали $36,39 млн. Эта цифра на 118 % выше июньских сборов 2020 года (что было предсказуемо), но также превышает летние результаты 2017 и 2018 годов — на 22 % и 18 % соответственно. В четырехлетней ретроспективе нынешние результаты уступают лишь 2019 году с неординарным, удивившим рынок итогом в $46,45 млн — впрочем там 25 % всего летнего оборота обеспечил «Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина (Christie’s, $11,76 млн). Другими словами, после кризиса русское искусство заметно идет «на повышение»: в сравнении с мировым искусством на торгах крупнейших аукционных домов объемы его продаж восстанавливаются более активными темпами.

Общее количество июньских лотов русского искусства за последний год увеличилось всего на 20 %, зато количество проданных предметов — на 25 %. Средняя стоимость ушедших с торгов лотов в 2021 году составила $51,6 тыс. — выше, чем в 2017-м, 2018-м и 2020-м, но ниже, чем в 2019-м (снова передаем привет Петрову-Водкину). Кстати, прогноз AI относительно результатов торгов, предложенный в предварявшем «русские недели» обзоре, исполнился на 68 %: 15 из 22 взятых для рассмотрения лотов показали результаты, прогнозированные на основании предшествующих аукционных продаж и текущих рыночных цен. В основном несбывшиеся прогнозы коснулись предметов, не нашедших своих покупателей, что стало большой неожиданностью и для редакции, и для аукционных домов, и для рынка в целом (об этом ниже).

Таблица 1. Продажи искусства во время летних «русских недель» на британских аукционах, 2017–2021

Период Объем продаж, $ Выставлено лотов, шт. Продано лотов,
шт. %
2017, июнь 29 760 300 1 087 722 66
2018, июнь 30 831 000 1 117 749 67
2019, июнь 46 349 700 1 175 721 61
2020, май — июль 16 684 469 945 563 60
2021, июнь 36 387 538   1 135 705 62
         
Динамика 2017–2018, % +3,6 +2,8 +3,7 +1,0
Динамика 2018–2019, % +50,3 +5,2 –3,7 –8,5
Динамика 2019–2020, % –64,0 –19,6 –21,9 –2,9
Динамика 2020–2021, % +118,1 +20,1 +25,2 +4,3

Таблица 2. Продажи искусства во время летних «русских недель» по аукционным домам, 2021

Аукционный дом Объем продаж, $ млн Выставлено лотов, шт. Продано лотов,
шт. %
Sotheby's 13,91 490 324 66
Christie's 6,19 252 162 64
MacDougall's 4,40 221 121 55
Bonhams 1,12 172 98 57
Общий объем продаж, $ млн 36,39

Sotheby’s ($13,91 млн, 54 % общего оборота)

Единственный из британских аукционных домов, разделивший изобразительное и декоративно-прикладное русское искусство на два отдельных аукциона, а также единственный, кто второй год подряд доверился «чистому онлайну»: ставки на работы принимались в течение недели. В сумме это принесло Sotheby’s наибольшую выручку и 5 из 10 топ-продаж всех произведений искусства в «большой четверке». Самая дорогая работа «русской недели» 2021 года также принадлежит Sotheby’s: пейзаж Ивана Айвазовского «Лунный свет над Днепром» ушел за $1,40 млн с учетом комиссии покупателя. Намного дороже оценки была распродана группа работ Ивана Пуни, принадлежавшая ранее коллекции известного собирателя работ художника Германа Бернингера. Обороты работ Пуни, сплошь оклеенные этикетками с выставок, очень точно отражают возросшее значение экспозиционной истории работ как части провенанса в глазах сегодняшних коллекционеров. Обратим внимание на огромную четырехчастную живопись Виноградова и Дубоссарского «Большой Рай», ушедшую за £239,4 тыс. при нижней оценке в £20 тыс. — результат данной продажи характеризует интерес покупателей к современному русскому искусству в целом. Из разочарований отметим непроданную живопись Валентина Серова и Натальи Гончаровой — в первую очередь из-за завышенного относительно текущего рынка эстимейта.

Christie’s ($6,19 млн, 24 % общего оборота)

Второй по значимости на рынке русского искусства аукционный дом второй год подряд объединил русскую живопись и декоративно-прикладное искусство в один каталог и провел торги в режиме реального времени. Лучшие их результаты заняли 2-ю и 7-ю строчки среди 10 топ-продаж лета. Произведения трех художников на торгах Christie’s обновили исторические ценовые рекорды авторов: портрет императора Павла I кисти Дмитрия Левицкого (£862,5 тыс.), мифологизированный пейзаж «Невидимый град Китеж» Константина Горбатова (£525 тыс.) и цветочный натюрморт Сергея Чехонина (£275 тыс.). Отметим, что цены на другие работы Горбатова из того же аукционного каталога показали качественную ценовую динамику для художника в целом и существенно превзошли и «московские» цены, и среднюю стоимость художника на международном рынке. В раздел «разочарование» внесем несколько дорогостоящих топ-лотов, оставшихся непроданными: не самая выразительная работа Константина Коровина, этюдного характера вещь Валентина Серова, а также авангардный вид Троице-Сергиевой Лавры Роберта Фалька (наибольшая сенсация со знаком «минус»). Относительной неудачей для аукциона (но подарком для нового владельца) можно считать и цену натюрморта «Мексиканская свинья-копилка» Николая Фешина за £125 тыс.: рыночная стоимость подобной работы намного выше.

MacDougall’s ($4,40 млн, 17 % общего оборота)

Русско-шотландский аукционный дом решил идти в ногу со временем и заявил, что все работы, выставленные на отчетные торги, будут сопровождаться электронными сертификатами в крипто-формате NFT. Правда, как и год назад, союз MacDougall’s и технологий вызвал легкую улыбку: в 2020-м онлайн-торги запустились лишь со второй попытки, в 2021-м довесок в виде NFT оказался «по желанию» и за дополнительную плату (10 % от цены молотка или минимум £3 тыс.). Учитывая, что сегодня ни один порядочный юрист в мире не может привязать токен-сертификат к физической работе, взимание дополнительной платы за данную процедуру напоминает предложения некоторых супермаркетов оплатить стоимость пакета. К чему это приводит в обычной жизни мы знаем: люди начинают приходить за продуктами с авоськами. Как политика «заверните мне в NFT» скажется на покупателях аукционного дома, остается пока неизвестным — возможно, на осеннюю «русскую неделю» подготовленные коллекционеры придут со своими блокчейнами? Тем не менее на MacDougall’s состоялись 3 из 10 топ-продаж текущего лета: работы Эрика Булатова, Ивана Шишкина и Михаила Нестерова нашли счастливых владельцев. Что-то подсказывает: счастливых не по причине NFT.

Bonhams ($1,12 млн, 4 % общего оборота)

Единственный из британских аукционных домов, не имеющий в своем названии апострофа, вернулся в «большую четверку» после летнего пропуска в 2020 году — правда при этом показал 4,0 % объема продаж, равные доле июня 2019 года. Топ-лотами стали два натюрморта — Давида Бурлюка (£250,25 тыс.) и Николая Кузнецова (£212,75 тыс.). В отношении последнего имеем новый аукционный рекорд художника — ученика Коровина, Серова и Матисса, участника «Бубнового валета», автора, чьи работы (тем более столь ценного периода) крайне редко попадают на аукционные торги. В подборке работ нонконформистов и современных художников отличного результата достигла живопись Владимира Янкилевского «Женщина у моря» 1990 года: при оценке от £18 тыс. за полотно торговались до £94 тыс. с учетом комиссии.

Таблица 3. Топ-10 продаж русских художников во время летних «русских недель» на британских аукционах, 2021

Художник Название работы Аукционный дом Средний эстимейт (А), $ Цена с учетом BP* (В), $ Δ (В:А), %
1 Айвазовский И.К. Лунный свет над Днепром. 1858 Sotheby's, Лондон 568,000 1 395 860 +145,8
2 Левицкий Д.Г. Портрет Императора Павла I (1754–1801). Ок. 1796 Christie's, Лондон 1,136,000 1 224 750 +7,8
3 Ларионов М.Ф. Обнаженная. 1902 Sotheby's, Лондон 1,136,000 1 224 040 +7,8
4 Судейкин С.Ю. Два панно для кабаре «Привал комедиантов», Петроград. 1916 Sotheby's, Лондон 213,000 966 310 +353,7
5 Булатов Э.В. Небосвод. 2007 MacDougall's, Лондон 710,000 909 334 +29,0
6 Ларионов М.Ф. Листва. Ок. 1903 Sotheby's, Лондон 426,000 794 490 +86,5
7 Горбатов К.И. Невидимый град Китеж. 1913 Christie's, Лондон 639,000 745 500 +16,7
8 Шишкин И.И. Дорога в лесу. 1896 MacDougall's, Лондон 617,700 724 650 +18,1
9 Нестеров М.В. Баллада. 1941 MacDougall's, Лондон 624,800 698 423 +12,6
10 Васнецов В.М. Юные грезы. 1918 (1922?) Sotheby's, Лондон 603,500 622 670 +3,2
Общий объем продаж, $ 9 306 027  

* BP — Buyer’s Premium — комиссия покупателя.

Комментарий AI. В отличие от прошлого сезона, изобилующего прогнозами и опасениями, на нынешние «русские недели» коллекционеры вышли, словно следуя привычному распорядку дня: побрились, оделись, пришли — и купили. Рынок к этому был готов и предложил ряд редких и ценных работ, многие из которых ранее не выводились на публичные торги (как, например, лот из двух панно Сергея Судейкина, показавший наибольшее превышение итоговой стоимости над средним эстимейтом среди топ-10 работ сезона, — в 6,9 раз). Бóльшая часть таковых нашла своего покупателя, некоторые остались непроданными. Повторим еще раз: если год назад главное удивление вызывали состоявшиеся продажи некоторых работ, то сегодня основные сенсации — это продажи несостоявшиеся. Но нам всегда мало, мы мечтаем о 100 % продаж. Что, кстати говоря, абсолютно правильно.

«Битва форматов» между онлайн-продажами и физическими торгами победителя не выявила: Sotheby’s взял свое гораздо большим числом лотов — на многие из которых, к слову, ставки делались в последний день из семи отведенных. Словом, сказать однозначно, какой из форматов аукционов ближе русскому (т. е. основному) покупателю сложно: большинство все равно участвовали в торгах дистанционно. Тем временем средняя стоимость купленных предметов выросла — и это несмотря на возросший за последний год курс фунта по отношению к доллару.

Роль Пабло Пикассо, неизменно собирающего рекорды зарубежных торгов, традиционно который год подряд исполнил Иван Айвазовский, разве что в 2020-м первую скрипку играл восход в Неаполитанской бухте, а сегодня — лунная ночь над Днепром. Другими словами, если год назад покупателю хотелось вырваться за пределы карантина и встретить рассвет где-нибудь в Европе, то сегодня (когда границы открылись и началась зарубежная миграция) он желает умиротворения поближе к родным краям.

Рынок обмануть еще можно, а подсознание — нет.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210611_russian_weeks.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210611_russian_weeks.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх