- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
«Русские недели» 2021 года в Лондоне: цифры, факты и основные выводы
ARTinvestment.RU 11 июня 2021
AI собрал основную информацию по итогам завершившейся летней серии русских торгов в Лондоне
10 июня 2021 года завершились очередные лондонские торги, объединенные понятием «русская неделя». В денежном выражении четыре аукционных дома, на Западе традиционно ассоциирующихся с русским искусством, — Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и MacDougall’s — собрали $36,39 млн. Эта цифра на 118 % выше июньских сборов 2020 года (что было предсказуемо), но также превышает летние результаты 2017 и 2018 годов — на 22 % и 18 % соответственно. В четырехлетней ретроспективе нынешние результаты уступают лишь 2019 году с неординарным, удивившим рынок итогом в $46,45 млн — впрочем там 25 % всего летнего оборота обеспечил «Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина (Christie’s, $11,76 млн). Другими словами, после кризиса русское искусство заметно идет «на повышение»: в сравнении с мировым искусством на торгах крупнейших аукционных домов объемы его продаж восстанавливаются более активными темпами.
Общее количество июньских лотов русского искусства за последний год увеличилось всего на 20 %, зато количество проданных предметов — на 25 %. Средняя стоимость ушедших с торгов лотов в 2021 году составила $51,6 тыс. — выше, чем в 2017-м, 2018-м и 2020-м, но ниже, чем в 2019-м (снова передаем привет Петрову-Водкину). Кстати, прогноз AI относительно результатов торгов, предложенный в предварявшем «русские недели» обзоре, исполнился на 68 %: 15 из 22 взятых для рассмотрения лотов показали результаты, прогнозированные на основании предшествующих аукционных продаж и текущих рыночных цен. В основном несбывшиеся прогнозы коснулись предметов, не нашедших своих покупателей, что стало большой неожиданностью и для редакции, и для аукционных домов, и для рынка в целом (об этом ниже).
Таблица 1. Продажи искусства во время летних «русских недель» на британских аукционах, 2017–2021
Период | Объем продаж, $ | Выставлено лотов, шт. | Продано лотов, | |
---|---|---|---|---|
шт. | % | |||
2017, июнь | 29 760 300 | 1 087 | 722 | 66 |
2018, июнь | 30 831 000 | 1 117 | 749 | 67 |
2019, июнь | 46 349 700 | 1 175 | 721 | 61 |
2020, май — июль | 16 684 469 | 945 | 563 | 60 |
2021, июнь | 36 387 538 | 1 135 | 705 | 62 |
Динамика 2017–2018, % | +3,6 | +2,8 | +3,7 | +1,0 |
Динамика 2018–2019, % | +50,3 | +5,2 | –3,7 | –8,5 |
Динамика 2019–2020, % | –64,0 | –19,6 | –21,9 | –2,9 |
Динамика 2020–2021, % | +118,1 | +20,1 | +25,2 | +4,3 |
Таблица 2. Продажи искусства во время летних «русских недель» по аукционным домам, 2021
Аукционный дом | Объем продаж, $ млн | Выставлено лотов, шт. | Продано лотов, | |
---|---|---|---|---|
шт. | % | |||
Sotheby's | 13,91 | 490 | 324 | 66 |
Christie's | 6,19 | 252 | 162 | 64 |
MacDougall's | 4,40 | 221 | 121 | 55 |
Bonhams | 1,12 | 172 | 98 | 57 |
Общий объем продаж, $ млн | 36,39 | — | — | — |
Sotheby’s ($13,91 млн, 54 % общего оборота)
Единственный из британских аукционных домов, разделивший изобразительное и декоративно-прикладное русское искусство на два отдельных аукциона, а также единственный, кто второй год подряд доверился «чистому онлайну»: ставки на работы принимались в течение недели. В сумме это принесло Sotheby’s наибольшую выручку и 5 из 10 топ-продаж всех произведений искусства в «большой четверке». Самая дорогая работа «русской недели» 2021 года также принадлежит Sotheby’s: пейзаж Ивана Айвазовского «Лунный свет над Днепром» ушел за $1,40 млн с учетом комиссии покупателя. Намного дороже оценки была распродана группа работ Ивана Пуни, принадлежавшая ранее коллекции известного собирателя работ художника Германа Бернингера. Обороты работ Пуни, сплошь оклеенные этикетками с выставок, очень точно отражают возросшее значение экспозиционной истории работ как части провенанса в глазах сегодняшних коллекционеров. Обратим внимание на огромную четырехчастную живопись Виноградова и Дубоссарского «Большой Рай», ушедшую за £239,4 тыс. при нижней оценке в £20 тыс. — результат данной продажи характеризует интерес покупателей к современному русскому искусству в целом. Из разочарований отметим непроданную живопись Валентина Серова и Натальи Гончаровой — в первую очередь из-за завышенного относительно текущего рынка эстимейта.
Christie’s ($6,19 млн, 24 % общего оборота)
Второй по значимости на рынке русского искусства аукционный дом второй год подряд объединил русскую живопись и декоративно-прикладное искусство в один каталог и провел торги в режиме реального времени. Лучшие их результаты заняли 2-ю и 7-ю строчки среди 10 топ-продаж лета. Произведения трех художников на торгах Christie’s обновили исторические ценовые рекорды авторов: портрет императора Павла I кисти Дмитрия Левицкого (£862,5 тыс.), мифологизированный пейзаж «Невидимый град Китеж» Константина Горбатова (£525 тыс.) и цветочный натюрморт Сергея Чехонина (£275 тыс.). Отметим, что цены на другие работы Горбатова из того же аукционного каталога показали качественную ценовую динамику для художника в целом и существенно превзошли и «московские» цены, и среднюю стоимость художника на международном рынке. В раздел «разочарование» внесем несколько дорогостоящих топ-лотов, оставшихся непроданными: не самая выразительная работа Константина Коровина, этюдного характера вещь Валентина Серова, а также авангардный вид Троице-Сергиевой Лавры Роберта Фалька (наибольшая сенсация со знаком «минус»). Относительной неудачей для аукциона (но подарком для нового владельца) можно считать и цену натюрморта «Мексиканская свинья-копилка» Николая Фешина за £125 тыс.: рыночная стоимость подобной работы намного выше.
MacDougall’s ($4,40 млн, 17 % общего оборота)
Русско-шотландский аукционный дом решил идти в ногу со временем и заявил, что все работы, выставленные на отчетные торги, будут сопровождаться электронными сертификатами в крипто-формате NFT. Правда, как и год назад, союз MacDougall’s и технологий вызвал легкую улыбку: в 2020-м онлайн-торги запустились лишь со второй попытки, в 2021-м довесок в виде NFT оказался «по желанию» и за дополнительную плату (10 % от цены молотка или минимум £3 тыс.). Учитывая, что сегодня ни один порядочный юрист в мире не может привязать токен-сертификат к физической работе, взимание дополнительной платы за данную процедуру напоминает предложения некоторых супермаркетов оплатить стоимость пакета. К чему это приводит в обычной жизни мы знаем: люди начинают приходить за продуктами с авоськами. Как политика «заверните мне в NFT» скажется на покупателях аукционного дома, остается пока неизвестным — возможно, на осеннюю «русскую неделю» подготовленные коллекционеры придут со своими блокчейнами? Тем не менее на MacDougall’s состоялись 3 из 10 топ-продаж текущего лета: работы Эрика Булатова, Ивана Шишкина и Михаила Нестерова нашли счастливых владельцев. Что-то подсказывает: счастливых не по причине NFT.
Bonhams ($1,12 млн, 4 % общего оборота)
Единственный из британских аукционных домов, не имеющий в своем названии апострофа, вернулся в «большую четверку» после летнего пропуска в 2020 году — правда при этом показал 4,0 % объема продаж, равные доле июня 2019 года. Топ-лотами стали два натюрморта — Давида Бурлюка (£250,25 тыс.) и Николая Кузнецова (£212,75 тыс.). В отношении последнего имеем новый аукционный рекорд художника — ученика Коровина, Серова и Матисса, участника «Бубнового валета», автора, чьи работы (тем более столь ценного периода) крайне редко попадают на аукционные торги. В подборке работ нонконформистов и современных художников отличного результата достигла живопись Владимира Янкилевского «Женщина у моря» 1990 года: при оценке от £18 тыс. за полотно торговались до £94 тыс. с учетом комиссии.
Таблица 3. Топ-10 продаж русских художников во время летних «русских недель» на британских аукционах, 2021
№ | Художник | Название работы | Аукционный дом | Средний эстимейт (А), $ | Цена с учетом BP* (В), $ | Δ (В:А), % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Айвазовский И.К. | Лунный свет над Днепром. 1858 | Sotheby's, Лондон | 568,000 | 1 395 860 | +145,8 |
2 | Левицкий Д.Г. | Портрет Императора Павла I (1754–1801). Ок. 1796 | Christie's, Лондон | 1,136,000 | 1 224 750 | +7,8 |
3 | Ларионов М.Ф. | Обнаженная. 1902 | Sotheby's, Лондон | 1,136,000 | 1 224 040 | +7,8 |
4 | Судейкин С.Ю. | Два панно для кабаре «Привал комедиантов», Петроград. 1916 | Sotheby's, Лондон | 213,000 | 966 310 | +353,7 |
5 | Булатов Э.В. | Небосвод. 2007 | MacDougall's, Лондон | 710,000 | 909 334 | +29,0 |
6 | Ларионов М.Ф. | Листва. Ок. 1903 | Sotheby's, Лондон | 426,000 | 794 490 | +86,5 |
7 | Горбатов К.И. | Невидимый град Китеж. 1913 | Christie's, Лондон | 639,000 | 745 500 | +16,7 |
8 | Шишкин И.И. | Дорога в лесу. 1896 | MacDougall's, Лондон | 617,700 | 724 650 | +18,1 |
9 | Нестеров М.В. | Баллада. 1941 | MacDougall's, Лондон | 624,800 | 698 423 | +12,6 |
10 | Васнецов В.М. | Юные грезы. 1918 (1922?) | Sotheby's, Лондон | 603,500 | 622 670 | +3,2 |
Общий объем продаж, $ | 9 306 027 |
* BP — Buyer’s Premium — комиссия покупателя.
Комментарий AI. В отличие от прошлого сезона, изобилующего прогнозами и опасениями, на нынешние «русские недели» коллекционеры вышли, словно следуя привычному распорядку дня: побрились, оделись, пришли — и купили. Рынок к этому был готов и предложил ряд редких и ценных работ, многие из которых ранее не выводились на публичные торги (как, например, лот из двух панно Сергея Судейкина, показавший наибольшее превышение итоговой стоимости над средним эстимейтом среди топ-10 работ сезона, — в 6,9 раз). Бóльшая часть таковых нашла своего покупателя, некоторые остались непроданными. Повторим еще раз: если год назад главное удивление вызывали состоявшиеся продажи некоторых работ, то сегодня основные сенсации — это продажи несостоявшиеся. Но нам всегда мало, мы мечтаем о 100 % продаж. Что, кстати говоря, абсолютно правильно.
«Битва форматов» между онлайн-продажами и физическими торгами победителя не выявила: Sotheby’s взял свое гораздо большим числом лотов — на многие из которых, к слову, ставки делались в последний день из семи отведенных. Словом, сказать однозначно, какой из форматов аукционов ближе русскому (т. е. основному) покупателю сложно: большинство все равно участвовали в торгах дистанционно. Тем временем средняя стоимость купленных предметов выросла — и это несмотря на возросший за последний год курс фунта по отношению к доллару.
Роль Пабло Пикассо, неизменно собирающего рекорды зарубежных торгов, традиционно который год подряд исполнил Иван Айвазовский, разве что в 2020-м первую скрипку играл восход в Неаполитанской бухте, а сегодня — лунная ночь над Днепром. Другими словами, если год назад покупателю хотелось вырваться за пределы карантина и встретить рассвет где-нибудь в Европе, то сегодня (когда границы открылись и началась зарубежная миграция) он желает умиротворения поближе к родным краям.
Рынок обмануть еще можно, а подсознание — нет.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210611_russian_weeks.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210611_russian_weeks.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор