Выставка
«Фантасмагории Виктора Крапошина»

9 — 30 сентября

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


«Русские недели»–2020 в Лондоне: ждем новых рекордов?
ARTinvestment.RU   31 мая 2021

В преддверие открывающихся русских торгов AI составил перечень наиболее интересных работ, за которыми предлагает читателям следить в ближайшую неделю

Совсем скоро, 1 июня официально стартуют традиционные летние «русские торги» в Лондоне. После карантинной неразберихи прошлого сезона, растянувшей «русскую неделю» почти на два месяца, в 2021-м искусство отечественных художников возвращается в привычные календарные рамки. Интересно, что из трех ведущих аукционных домов — специалистов по русскому искусству, лишь Sotheby’s оставил хорошо зарекомендовавшую себя модель онлайн-аукциона длиной в 7 дней, остальные продавцы решили вернуться к торгам в реальном времени в зале. Нелишним перед погружением в новый сезон будет вспомнить, как прошли летние и осенние торги 2020 года.

В этом году AI составил перечень наиболее интересных лотов каталогов, за которыми предлагает читателям следить в ближайшую неделю. А по завершении, как водится, мы выпустим полновесный отчет с цифрами и фактами.

Sotheby’s, Russian Pictures
1–8 июня 2021. Онлайн-аукцион

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $4,73 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $87,6 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $57,2 тыс.

Миниатюрист, известный своими небольшими, но тщательно выписанными произведениями. Представленная работа, также небольшая по размеру, представляет охотничью тему. Эстимейт кажется немного завышенным по сравнению с последними продажами автора, однако есть все шансы на то, что работа будет продана — возможно, с превышением эстимейта, поскольку это шедевр художника.

Отметим, что впервые работа была приобретена в 1886 году в Париже за 1,8 тыс. франков. Для сравнения: в тот же период пуантилисты начали формировать стоимость на первичном рынке по цене 1 франк за точку (мазок) — соответственно, за ту же цену можно было приобрести работу Жоржа Сёра, состоящую из 1,8 тыс. точек.

Капитализация графики на публичном рынке, 2015–2021: $1,69 млн.
Средняя стоимость графики на публичном рынке, 2015–2021: $11,6 тыс.
Медианная стоимость графики на публичном рынке, 2015–2021: $7,5 тыс.

£700–900 тыс. за раннюю работу художницы, тем более графику, — это сильно завышенная цена. Скорее всего, работа останется непроданной.

Отметим, что работа ранее была дважды представлена на аукционных торгах, в 1980 и 1983 годах (оба раза — на лондонском Christie’s) со средним эстимейтом $2 тыс., и оба раза не нашла покупателя.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $270,4 тыс.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $30,1 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $8,8 тыс.

Превосходная работа: ранняя, парная, жанровая, с хорошей историей и детально прописанными костюмами, на тему, которой славится художник. Эстимейт кажется немного заниженным: по нашей оценке, работа уйдет по цене свыше £200 тыс.

Отметим, что данные панно были созданы художником для культового (как сказали бы сегодня) заведения Петербурга — кабаре «Привал комедиантов», открывшегося в апреле 1916 года в подвале дома Рубинштейна на Марсовом поле. По уровню «богемности» заведения с ним можно было бы сравнить парижский «Мулен Руж» или нью-йоркский Radio City Hall.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $5,69 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $517,4 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $115,1 тыс.

Очень качественная работа довольно большого формата. Живопись представляет ранний (наиболее ценный) период художника; обнаженная натура до увлечения Ларионова примитивизмом встречается редко. Однако данный сюжет всегда хорошо показывал себя на аукционах, поэтому с большой вероятностью живопись уйдет по нижней границе эстимейта, хотя оценка аукционного дома представляется немного завышенной.

Отметим, что работа, ранее принадлежала известнейшему парижскому арт-дилеру Даниелю Виндельштейну, создателю первой в мире сетевой галереи в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Буэнос-Айресе и Токио (1960-е). Ранее дважды выставлялась на аукцион: в 2008 году успешно продана на лондонском Sotheby’s (£1,2 млн), позднее, в 2014-м, не нашла покупателя на MacDougall’s.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $7,22 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $313,8 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $159,2 тыс.

Несмотря на достаточно большой размер работы и время создания (до 1928 года Кончаловский оставался верен авангарду, не примеряя на себя соцреализм), портрет не самого высокого художественного уровня. Тем не менее, учитывая прежде всего редкость появления на торгах работ художника данного периода, прогнозируем продажу в рамках эстимейта.

Отметим, что портрет Генриетты Паскар, ученицы В. Э. Мейерхольда, театральной актрисы и режиссера, был создан накануне ее эмиграции из СССР в 1924 году вместе с мужем — импресарио Семеном Либерманом. Работа экспонировалась на нескольких выставках русского искусства за рубежом — в частности, в составе выставки «Неизвестная Россия: русское искусство первой половины ХХ века» в Монако в 2015 году.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $1,01 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $84,0 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $28,5 тыс.

В 2006–2008 годах подобные по уровню работы уходили на британских торгах за £200–250 тыс. Ранняя живопись Шухаева — работа высочайшего качества с эстимейтом, который видится заниженным даже сегодня. Наш прогноз — продажа в районе £70–80 тыс.

Вместе с портретом Генриетты Паскар П. П. Кончаловского «Река Дордонь» В. И. Шухаева экспонировалась в составе выставки «Неизвестная Россия: русское искусство первой половины ХХ века» в Монако в 2015 году. Кроме того, живопись имеет аукционную историю: в 2005 году текущий владелец приобрел ее на лондонском Sotheby’s за £58 тыс.

Капитализация графики на публичном рынке, 2015–2021: $186,9 тыс.
Средняя стоимость графики на публичном рынке, 2015–2021: $3,9 тыс.
Медианная стоимость графики на публичном рынке, 2015–2021: $0,8 тыс.

Отличная работа в духе времени, однако следует обратить внимание на материал и технику — перед нами тушь на бумаге. Подобные работы (у других художников того периода) уходили в пределах $20–30 тыс. В данном случае графике Лебедева, чтобы достичь оценочной стоимости, был бы необходим серьезный провенанс — однако из описания лота мы его не видим. Наш прогноз — «Танцующий матрос» останется непроданным.

Отметим, что данная работа была создана художников в числе 23 графических произведений, посвященных революции в России, для журнала «Красная нива». Была приобретена текущим владельцем у вдовы художника.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $10,43 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $948,1 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $141,0 тыс.

Предварительная оценка кажется завышенной, однако следует учесть, что работы Рождественского время от времени уходят с торгов с результатами много (до 10 раз) выше эстимейтов. Если покупатели останутся прежними (на что, возможно, аукцион и делает расчет), то работа имеет хорошие шансы быть проданной в пределах эстимейта.

Отметим, что эта живописная композиция была приобретена в Galerie Gmurzynska (Кёльн), одной из наиболее статусных западных галерей, работающих с русским искусством XX века, и экспонировалась на персональной выставке Константина Рождественского в Третьяковской галерее в 2006 году.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $1,33 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $266,3 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $233,7 тыс.

Крупноформатная работа, одно из наиболее концептуальных произведений Кабакова — как по названию, так и по визуальному наполнению. Учитывая любовь к художнику западных коллекционеров, скорее всего, вещь будет куплена не в российское собрание. Даже с учетом завышенного эстимейта.

Отметим, что работа вошла в каталог-резоне Ильи Кабакова (2009), а также неоднократно экспонировалась за рубежом.

Christies, Russian Art
2 июня 2021. Аукцион в режиме реального времени

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $1,1 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $552,1 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $552,1 тыс.

Личность модели и достаточно большой для живописи того периода размер, безусловно, добавляют работе значимости. Однако следует учитывать, что коллекционеров, собирающих портреты, не так много, что подтверждается статистикой международных продаж за последние 50 лет. Прогноз — работа уйдет по нижнему эстимейту.

Отметим, что данная работа в определенный период принадлежала княгине Нине Петровне Голицыной — прообразу русской аристократки в эмиграции из сериала «Острые козырьки» в исполнении Дины Корзун, а далее перешла по наследству Ирэн Голицыной — французскому модельеру, одевавшей, в частности, Софи Лорен.

Капитализация графики на публичном рынке, 2015–2021: $2,82 млн.
Средняя стоимость графики на публичном рынке, 2015–2021: $31,0 тыс.
Медианная стоимость графики на публичном рынке, 2015–2021: $11,7 тыс.

Прекрасный, хорошо прописанный, костюм, созданный художником в поздний период творчества, незадолго до смерти. Эстимейт на графику Бакста обычно не превышал £100 тыс., и в данном случае работа имеет шансы быть проданной в пределах нижней оценки аукциона.

Отметим, что данная работа в 2010 году была продана на парижском Christie’s за $72,7 тыс., а в 2016-м приняла участие в ретроспективной выставке «Лев Бакст. К 150-летию со дня рождения» в Главном здании и Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $1,57 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $46,1 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $29,3 тыс.

Ранняя работа художника, древнерусская тематика, мифологизированный сюжет — все говорит о том, что у живописи Горбатова есть хорошие шансы найти своего покупателя. При этом следует учитывать, что цена подобной работы на рынке РФ не превышает $400 тыс. И если коллекционер знаком с российскими (правильнее сказать, московскими) ценами, до верхней границы эстимейта, предложенной аукционом, работа не доберется.

Отметим, что масло «Невидимый град Китеж» (1913) дважды было выставлено на аукционные торги Sotheby’s, в 1982 и 1989 годах, однако ни в одной из современных баз данных публичных продаж результаты этих сделок не отражаются.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $9,94 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $85,7 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $23,8 тыс.

После успешных продаж Коровина в 2020 году эстимейт в £400–600 тыс. не кажется высоким — однако по меркам внутреннего частного рынка РФ цена однозначно завышена. Представленная на торгах работа — не лучшего художественного качества, но, поскольку лондонские аукционы всегда были для автора удачными, прогнозируем продажу в пределах эстимейта.

Отметим, что аукционный каталог предполагает, что моделью автору послужила его жена, актриса Надежда Комаровская (1885–1967). В 2008 году живопись «На террасе» (1919) была продана на лондонском Sotheby’s за £481 тыс.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $987,1 тыс.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $109,8 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $25,8 тыс.

Как и Коровин, Серов очень любим российскими коллекционерами. Несмотря на этюдный характер, композиция представляет интерес для ценителей творчества художника и может уйти по верхней границе эстимейта.

Отметим, что картина с момента приобретения первым владельцем в 1916 году в течение всего XX века находилась в Швеции, где неоднократно принимала участие в региональных выставках, а в 2008 году была продана на Uppsala Auktionskammare за $508 тыс.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $1,30 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $92,9 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $5,9 тыс.

В Третьяковской галерее недавно завершилась ретроспектива творчества Фалька — обычно после таких событий первые несколько лотов продаются, притом весьма успешно. Изображения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (как и культовых объектов вообще) в творчестве авангардных художников — ценимый коллекционерами сюжет. Год создания работы (1921-й, до появления постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и перехода большинства бубнововалетовцев к соцреализму) — третье очевидное преимущество работы, равных которой на рынке сегодня практически не встречается. Прогноз — продажа выше эстимейта (до £1,3 млн).

Картина неоднократно экспонировалась в Германии и Москве, находилась в собрании лондонского коллекционера Владимира Царенкова.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $16,13 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $576,2 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $233,9 тыс.

Не самая показательная работа художника, который, впрочем, пользуется огромной любовью западных коллекционеров — в тех же США он продается намного дороже и чаще, чем в РФ. Словом, есть все шансы на то, что натюрморт уйдет с торгов выше эстимейта, в районе £200–250 тыс.

Отметим, что работа сертифицирована наследным фондом художника Fechin Estate, базирующимся в Мексике, и в 2013 году была продана на лондонском Sotheby’s за £150 тыс.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $7,26 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $806,8 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $77,9 тыс.

Очаровательная живопись Серебряковой (к которой в последнее время буквально приклеился ярлык главной художницы России в жанре ню), период эмиграции, детская тематика — все говорит о том, что французские игрушки уйдут в районе £200 тыс.

Отметим, что данная работа в 2009 году была продана этим же аукционным домом в Лондоне за £105 тыс., а также — внимание, коллекционеры! — должна сопровождаться дополнительными отчислениями наследникам художницы согласно Бернской конвенции 1886 года (праву следования). То же, кстати, касается и большинства из 23-х работ в нашем списке.

Bonhams, The Russian Sale
9 июня 2021. Аукцион в режиме реального времени

В 2019-м на аукционных торгах состоялась единственная успешная продажа работы Николая Ефимовича Кузнецова из 15 попыток: результат составил $2,8 тыс. за этюд 1908 года.

Обратим внимание, что потенциальному покупателю необходимо быть внимательным: данная работа не смогла покинуть пределы РФ для торгов по причине присвоения статуса объекта культурного наследия — соответственно, легального пути для вывоза живописи за рубеж не существует.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $1,39 млн.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $55,8 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $18,8 тыс.

Замечательная работа, однако представляет поздний период творчества художника. Эстимейт аукциона завышен как минимум в полтора раза. Прогноз — живопись останется непроданной.

Отметим, что данная работа ранее принадлежала известному хирургу и меценату из Чикаго Джону Игнатию Перлу, благодаря чему несколько раз выставлялась в американских музеях, а также была включена в каталог-резоне Бориса Анисфельда (2011).

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $574,0 тыс.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $143,5 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $107,9 тыс.

Редкий на рынке художник, достаточно большая работа. Несмотря на сюжет (Грабарь более известен пейзажами, чем интерьерами), живопись имеет отличные шансы уйти с превышением эстимейта в два и более раза.

Отметим, что данная работа происходит из собрания крупнейшего коллекционера искусства и директора Русского музея (1951–1977) Василия Пушкарёва, который, по легенде, создал в ГРМ потайной зал русского авангарда (в тайне от руководства СССР), а также спас «Черный квадрат» Малевича от вывоза на Запад в качестве подарка руководства страны. Живопись также дважды экспонировалась в Третьяковской галерее, в том числе — на ретроспективной выставке Игоря Грабаря в 1970 году.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $270,4 тыс.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $30,1 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $8,8 тыс.

Ранняя работа художника с невысоким эстимейтом. Имеет шанс быть успешно проданной немного выше £100 тыс.

На картоне есть дарственная надпись Миле Спинелли, ведущей актрисе кабаре Никиты Балиева. Позднее работа была приобретена коллекционером из США.

Капитализация живописи на публичном рынке, 2015–2021: $750,4 тыс.
Средняя стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $83,4 тыс.
Медианная стоимость живописи на публичном рынке, 2015–2021: $86,3 тыс.

Прекрасная большеформатная работа сильной серии одного из самых любимых коллекционерами современных художников. Цены на Кошлякова постепенно возвращаются к лучшим показателям 2000-х годов, и «Александрия» (1995–1998) также имеет хорошие шансы быть проданной выше эстимейта.

Отметим, что работы Валерия Кошлякова этой же серии входят в собрание римского музея Nomas Foundation, вместе с произведениями Олафура Элиассона, Жозефа Бойса, Марины Абрамович и Уго Родниноне.

Думайте, считайте, выбирайте! До встречи через две недели, тогда и подведем итоги.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210531_Russian_Week.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210531_Russian_Week.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 22.09.2021 Sotheby’s: $3,2 млн за нонконформистов Каталог онлайн-аукциона Escape Artists был распродан на 79 % по лотам и 122 % по деньгам. Лучше всего продавались работы Рабина, Краснопевцева, Целкова, Плавинского, Пивоварова. Обновились рекорды Чуйкова, Пятницкого и не только
  • 31.08.2021 Открыт 81-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Владимира Брайнина, Марины Венедиктовой, Анатолия Горяинова, Галины Дулькиной, Наталии Жерновской, Ильи Евдокимова, Игоря Кислицына, Андрея Криволапова, Наталии Турновой, Кати Филипповой, Янины Ческидовой
  • 30.08.2021 Персона недели: Катя Филиппова Катя Филиппова — модельер, декоратор, мастер ДПИ, потрясшая отечественную арт-сцену еще в перестроечные годы эксцентричными авторскими нарядами, получила признание сегодня и как автор оригинальных произведений, в которых эклектично сочетаются разные стили и обыгрываются образы массовой культуры
  • 23.08.2021 «Второе поколение». Открыт 80-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге куратора Александра Кацалапа собраны произведения Рубена Апресяна, Евгения Белоконева, Сергея Бордачёва, САН САН КА РА, Александра Кацалапа, Михаила Крунова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Валерия Светлицкого, Игоря Ширшкова
  • 23.08.2021 Мастер люминизма Иван Шультце В Плёсском музее-заповеднике до 10 октября 2021 года открыта выставка «Архитектура света. Иван Шультце»
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх