СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Ваулин
  • Воуба
  • Захаров
  • Корсакова
  • Мерабишвили

Рынок фотографии в 2020 году. Часть 2
ARTinvestment.RU   28 апреля 2021

Анализ продаж фотографии в нижней ценовой категории, а также работ женщин-фотографов на ведущих мировых аукционах в минувшем сезоне

Ранее мы проанализировали общие цифры рынка фотографии в 2020 году и капитализацию наиболее успешных авторов, приведенные в отчете британского аналитического портала ArtTactic. На очереди — отдельный сегмент «женской» фотографии и начальный ценовой сегмент этого направления искусства.

Напомним, в отчет вошли результаты трех ведущих международных домов — Sotheby’s, Christie’s и Phillips. Сформулируем сказанное в виде тезисов и цифр, а затем дадим итоговый комментарий.

Продажи работ женщин-фотографов в 2020 году

· Объем продаж фотографии авторства женщин на Sotheby's, Christie's и Phillips в 2020 году составил $5,3 млн, что на 60,0 % меньше, чем в 2019-м ($13,3 млн). Для сравнения: суммарный объем продаж фотографов всех полов за тот же период показал вдвое меньший спад — 30,1 %.

Таблица 1. Продажи «женской» фотографии на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в 2015–2020

Год 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Объем продаж, $ млн 12,2 10,8 13,5 14,2 13,3 5,3

· Количество проданных лотов в 2020-м выросло на 18,1 % по сравнению с прошлым сезоном — с 375 до 443 соответственно. Средняя цена работ женщин-фотографов составила $11,9 тыс., что на 66,1 % ниже результатов прошлого сезона. В 2020 году 29 % «женских» лотов были проданы выше среднего эстимейта — по сравнению с 41 % в 2019-м.

· Наибольшую долю рынка «женской» фотографии занял Sotheby’s: на его торги приходится более половины (50,7 %) суммарной выручки трех ведущих аукционных домов. За ним следуют Phillips (32,8 %) и Christie’s (16,5 %).

· 61 % объема всех продаж «женской» фотографии обеспечили работы ныне живущих женщин-фотографов, в 2019-м — 60 %.

Таблица 2. Основные цифры продаж «женской» фотографии на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в 2020

Показатель Значение В сравнении с 2019-м, %
Объем продаж $5,3 млн –60,0
Средняя стоимость проданного лота $11,9 тыс. –66,1
Продано лотов, шт. 443 +18,1
% 78,4 +1,6

· Наибольший вклад в суммарную выручку от продажи произведений женщин-фотографов в 2020 году внесли работы Синди Шерман — $623,1 тыс. (11,7 % от общего объема продаж женщин-фотографов за указанный период). Для сравнения: в 2015 году фотоработы Шерман были проданы на сумму $5,9 млн.

· Наибольший рост объема продаж за последние пять сезонов среди 10 лучших женщин-фотографов показала Маргарет Бурк-Уайт. Суммарная аукционная выручка за ее работы увеличилась на 1540 % — с $9,7 тыс. в 2015 году до $158,6 тыс. в 2020-м. При этом исторический максимум годовой выручки фотографа пришелся на 2019 год: объем продаж Бурк-Уайт в позапрошлом сезоне составил $432,8 тыс.

· Из 10 самых коммерчески успешных женщин-фотографов (по объемам суммарной выручки за 2020 год) четверо ушли из жизни, а возраст шести ныне живущих — более 45 лет.

· Основными торгами для женщин-фотографов в 2020 году стали специализированные торги фотографии: на их долю которых пришлось 69 % объема продаж всех «женских» работ — по сравнению с 19 %, вырученными на дневных торгах и 12 % на «кураторских» аукционах.

Таблица 3. Капитализация женщин-фотографов на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в 2020 году

Автор Период искусства Капитализация в 2020 году, $ млн Кол-во проданных лотов, шт. Торги с наибольшим объемом продаж
1 Синди Шерман (1954) Современное 623,1 17  Кураторские
2 Дороти Ланг (1895–1965) Винтаж 416,3 37  Фотография
3 Тина Модотти (1896–1942) Винтаж 407,5 Фотография
4 Дайан Арбус (1923–1971) XX век 349,8 30  Фотография
5 Луиза Лоулер (1947) Современное 303,2 12  Дневные
6 Салли Манн (1951) Современное 206,9 14  Фотография
7 Энни Лейбовиц (1949) Современное 164,7 11  Фотография
8 Маргарет Бурк-Уайт (1904–1971) XX век 158,6 15  Фотография
9 Нан Голдин (1953) Современное 140,2 13  Фотография
10 Ширин Нешат (1957) Современное 108,1 Фотография

Продажи на рынке фотографии до $5 тыс. в 2020 году

· Объем продаж фотографии в нижней ценовой категории на Sotheby's, Christie's и Phillips в 2020 году составил $1,06 млн, что на 74,3 % больше, чем в 2019-м.

· Количество проданных лотов в 2020-м выросло на 117 % по сравнению с прошлым сезоном — с 183 до 397 соответственно. Средняя цена работ составила $2,7 тыс., что на 19,6 % ниже результатов прошлого сезона. В 2020 году 32 % лотов в данной ценовой категории были проданы выше среднего эстимейта — по сравнению с 31 % в 2019-м.

· Наибольшую долю рынка недорогой фотографии занял Sotheby’s: на его торги приходится чуть менее половины (48 %) суммарной выручки трех ведущих аукционных домов. За ним следуют Christie’s (29 %) и Phillips (23 %).

· Объем продаж фотографов-мужчин по итогам 2020 года составил 73 % суммарной выручки в сегменте недорогой фотографии. При этом аналогичная доля женщин-фотографов выросла с 14 % в 2019-м до 27 % в 2020-м.

· На долю ныне живущих фотографов приходилось 42 % объема всех продаж недорогой фотографии — ровно столько, сколько в 2019-м. Для сравнения: в 2018 году эта цифра составляла 65 %.

Таблица 4. Продажи фотографии до $5 тыс. на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в 2020 году

Показатель Значение В сравнении с 2019-м, %
Объем продаж $1,06 млн +74,3
Средняя стоимость проданного лота $2,7 тыс. –19,6
Продано лотов, шт. 397 +117
% 65,1 –21,8

Комментарий AI. С тех пор как Альфред Стиглиц в 1905 году выставил в своей нью-йоркской арт-галерее фотографию, ее начали воспринимать как предмет искусства. Тем не менее серьезной конкуренции живописи и скульптуре фотография не составила — то же Стиглиц не смог переубедить собственную жену, Джорджию О’Кифф, полноценно перейти к этому направлению (хотя в своих работах художница позже использовала прием фотоувеличения, взятый из мира затворов и штативов). В последнее десятилетие на фотографию приходилось в среднем 4 % всех проданных в публичном секторе лотов, однако ее вклад в суммарный объем продаж был существенно ниже: 0,1–0,3 % (примерно как русское искусство в мировом масштабе). При этом 85 % фотографий продавалось дешевле $10 тыс., а 44 % — дешевле $1 тыс., то бишь в ценовом диапазоне тиражного искусства, однако последнему фотография проигрывала в объемах тиражей и маркетинге.

Аукционный рынок фотографии быстрее других направлений восстановился после кризиса 2015–2016 годов, и сезон 2017 года стал самым успешным в истории рынка: три крупнейших аукционных дома, Sotheby's, Christie's и Phillips продали работы фотографов на $84,8 млн. При этом на долю 25 самых успешных фотографов пришлось более 70 % продаж. 2019 год показал более скромные цифры ($61,0 млн), но при этом существенно возросло число молодых имен, основные продажи которых совершались в секторе до $5 тыс. Прошлый год вышел для рынка фотографии неоднозначным: имея тенденцию к росту, рынок фотографии ожидаемо ушел в тень пандемии, при этом суммарная выручка за недорогую фотографию впервые с 2015 года превысила $1 млн.

Однако в отличие от живописи внимание коллекционеров фотографии в прошедшем сезоне вернулось от молодых имен к признанным: юные живописцы показали лучшую социальную адаптивность, оккупировав все уголки медиапространства — их присутствие ощущали буквально все, тогда как фотография осталась нишевым искусством «для ценителей». Не случайно по итогам года мы видим наибольшее число продаж (и суммарную выручку) именно на специализированных торгах фотографии, тогда как кураторские и дневные торги баловали участников фотографией лишь от признанных имен. «Женская» фотография тоже ощутимо просела, в первую очередь из-за смещения приоритетов коллекционеров с социальной мотивацией: сегодня в приоритете не гендерная, а расовая диверсификация собраний. Несомненно, работы фотографов, созданные в 2020 году, в свое время выйдут на рынок и станут уникальными артефактами, несущими отпечаток карантинного времени. Однако для этого им нужно для начала стать частью истории: пока они больше относятся к хронике, чем к искусству.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210428_photomarket_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210428_photomarket_2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх